2. Жизненный и творческий путь Д.Д. Шостаковича Д.Д.
Характеристика жизненного и творческого пути Д. Д. Шостаковича сосредоточена на хронологии основных этапов и эволюции искусства композитора: раннего, зрелого и позднего Ранний период Детство. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года. Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец, Дмитрий Болеславович, очень любил музыку и еще неплохо пел. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома. Из рассказов самого Шостаковича известно, что и из соседней квартиры часто звучала музыка. Там проживал инженер, отличный виолончелист и большой любитель камерной музыки. Со своими друзьями он часто разыгрывал квартеты и трио Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта и Чайковского. Маленький Шостакович нередко забирался в коридор, чтобы послушать их игру. Это длилось часами. Родители его тоже устраивали музыкальные вечера. Разумеется, это все ярко запечатлелось в его памяти. Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом. Первая Мировая война и Октябрьская революция 1917-го года пришлись на детство Шостаковича. Поэтому он постоянно наблюдал реакцию домашних на эти события, что вполне объяснимо, ведь они занимали умы практически всех современников. Кроме того, сам он также был непосредственным свидетелем некоторых исторических событий. Так, 3-го апреля 1917-го года, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он оказался на площади у Финляндского вокзала в толпе людей, слушавших речь В. И. Ленина.
К этому же периоду относятся и его первые опыты в сочинении музыки. Начал он в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в период 9-ти - 11-ти лет, - «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Таким образом, мы видим, что стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора. Консерватория. Будущий композитор некоторое время проучился в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, когда ему было 13 лет, он поступил в Петроградскую консерваторию. Поступил он сразу по двум специальностям - композиция и фортепиано. В консерватории Шостаковичу посоветовали серьезно заняться композицией. Совет дал Александр Константинович Глазунов, тогдашний директор Петроградской консерватории. Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он так охарактеризовал Шостаковича: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения... ». Все, кто слышал игру юного пианиста-композитора, относились к ней восторженно. Писатель Константин Федин встретил Шостаковича в одном из Петроградских домов и описал того, как худенького мальчика, который, к его изумлению превратился в дерзкого музыканта, едва сев за рояль. Он описал «неожиданные сочинения», заставлявшие «переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез». Шостакович восхищал своими произведениями и сверстников, собиравшихся с ним в композиторском кружке консерватории. Особенно сильные эмоции у всех вызывали яркие «Фантастические танцы» для фортепиано. «Фантастические танцы» до сих пор сохраняются в репертуаре пианистов.
Шостакович очень увлекался учебой в консерватории. Впоследствии, он отзывался о своих учителях с благодарностью. Это были Л. В. Николаев (класс фортепиано) и М. О. Штейнберг (класс композиции). Также он был очень признателен А. К. Глазунову. Ведь тот не только активно интересовался успехами ученика в творчестве, но и непосредственно заботился об условиях его жизни. В 1922-м году у Шостаковича умер отец. Положение семьи сильно ухудшилось, и Глазунов выхлопотал персональную стипендию для одаренного ученика. Все же одной стипендии было недостаточно. Поэтому, не отрываясь от занятий, Шостаковичу после смерти отца поступил на работу в кинотеатре «Паризиана» на Невском проспекте. Он работал музыкальным иллюстратором. Эта профессия была очень распространена в годы немого кино. Музыкальные иллюстраторы озвучивали кадры фильмов игрой на фортепиано. Опыт этой работы потом очень пригодился Шостаковичу. Шостакович окончил консерваторию по фортепиано в 1923, а по композиции - двумя годами позже. Очень много сочинений написано им в консерваторские годы. Среди них и симфонические партитуры, и фортепианные пьесы, и романсы. Из симфонических партитур наиболее крупной является дипломная работа молодого композитора - первая симфония. Музыканты знают, что симфония всегда была самым сложным жанром инструментальной музыки. Композитор, сочинивший значительное произведение этого рода в возрасте 18-19 лет - редкий случай. Однако именно так обстоит дело с Шостаковичем. Заметным событием музыкальной жизни Ленинграда стало исполнение его симфонии 12 мая 1926 года. Мать Дмитрия Дмитриевича писала в письме: «... самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию». Очень скоро, меньше чем через несколько лет симфонию исполнили в Соединенных Штатах Америки и Германии. В США она прозвучала под управлением Ооновского и Тосканини, в Германии - под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера,.
Надо отметить, что со временем восприятие симфонии сильно менялось. Сначала в ней больше отмечали озорство, этакую театральность и юношеское настроение. Затем все больше стали обращать внимание трагические образы, заключенные в музыке, на траурные ритмы. Многогранное содержание произведения юного композитора раскрывалось перед критиками и слушателями постепенно. В нем чувствовалось влияния композиторов: Скрябина, Стравинского, Прокофьева. Но, не смотря на это, они преломлены в собственном стиле Шостаковича; музыка первой симфонии самобытна. После окончания консерватории. Хотя симфония и имела большой успех, молодой композитор озадачился проблемой сразу после окончания консерватории: быть ли композитором или же пианистом? Выбор он сделал не сразу, стремясь в первое время совмещать и то и другое. Окончив консерваторию, Шостакович выступал во второй половине 20-х годов как пианист, давал сольные концерты (в программе Шопен, Лист, Бах); играл первый концерт Прокофьева, первый концерт Чайковского, концерты Шопена. Игра его отличалась глубиной и поэтичностью. В 1927 году он участвовал в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Там его отметили почетным дипломом. Однако от славы концертирующего виртуоза он отказался, так как эта деятельность мешала композиции. Зрелый период Поиски своих тем, своего стиля. Напряженными для Шостаковича были вторая половина 20-х - начало 30-х годов. Это время поисков своих стиля и тематики, напряженного творчества. Не только для Шостаковича, он и для советского искусства это время было временем экспериментов и поисков. Композиторы того времени спорили по различным важным для них вопросам. Их интересовало, какими художественными средствами следует отображать глобальные перемены в жизни страны. Какие нужно избрать жанры и музыкальные средства выразительности для того, чтобы создавать музыку, и доступную народу, и отражающую современность? Одни из них считали, что основными свойствами советской музыки должны быть наиболее простой, понятный язык, массовые жанры, оратории, песни, хоры. Они полагали, что сонаты, симфонии и прочие «чистые» формы чересчур сложны для широкой публики.
Другие же уверяли, что авторы не должны обеднять советскую музыку, отказываясь от сложных инструментальных сочинений и целенаправленно упрощая средства выразительности. Напротив, по их мнению, следовало использовать опыт как русских, так и зарубежных композиторов. Однако одновременно ценное содержимое в творчестве авторов часто не отделяли от чисто формальных, технических опытов. Эта была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком. Шостакович находится под влиянием музыки Прокофьева, а также других современных композиторов, зарубежных и русских: Кшенека, Берга, Хиндемита, Стравинского. В Ленинграде того времени их музыка широко звучала, и Шостакович был с ней замечательно ознакомлен. Все же произведения самого Шостаковича были порой несовершенны и неровны. Он искал новые ритмы и интонации. Его жажда воплотить современность в музыке побуждала его активно экспериментировать. Вторую, написанную им в 1927-м году, симфонию Шостакович посвятил Октябрю, а третью, написанную в 1929-м году - Первому мая. Третья симфония интереснее, ярче по музыке. Знатоки слышали в ней бурление весенних демонстраций, дыхание площадей и улиц, интонации ораторских речей, грохот уличных оркестров и ритмы маршей. Тем не менее, в «Первомайской» симфонии отсутствовали стройность и целеустремленность музыкального развития, отличающие более зрелые сочинения Шостаковича. " Первомайская симфония" была лишь цепью зарисовок с натуры, однако очень живых и ярких. Любопытно, что в хоровом финале заметны мотивы «Песни о встречном», написанной для фильма «Встречный» немного позже - в 1932 году. Она называлась «Утренняя песня». Шостакович создал одну из первых массовых советских песен. Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.
В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость. Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев». Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему Композитор и поэт познакомились в 1929 году. Причиной послужила постановка комедии «Клоп» в театре советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Между прочим, молодой Шостакович руководил одно время в этом театре музыкальной частью. Шостакович вспоминал, как у него состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу музыки к «Клопу». Первая из них произвела на него несколько странное впечатление. Маяковский спросил его: «Вы любите пожарные оркестры? ». Шостакович сказал, что иногда любит, иногда нет. Маяковский же ответил, что ему больше нравится музыка пожарных, и что лучше написать к «Клопу» такую музыку, которую играл бы оркестр пожарных. Шостаковича сильно огорошило это замечание, но после он понял, что за ним скрыта более сложная мысль. В последующем разговоре он выяснил, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но и с огромным удовольствием слушает Листа, Скрябина, Шопена. Просто ему казалось, что музыка пожарного оркестра сильнее соответствовала первой части комедии. Первая часть комедии завершается свадьбой «бывшего рабочего» Присыпкина с «нэпачкой» Эльзевирой Ренессанс. А еще пожаром. Огонь, в котором сгорает сборище мещан, приобретает символическое значение. Музыку Шостаковича к «Клопу» Маяковский одобрил, но на этом их совместный труд и окончился, так как вскоре поэт трагически погиб. Несколькими годами раньше, а также и позже, в 1940-м году, Шостакович работал над симфонией. Симфония писалась на текст поэмы Маяковского, правда, замысел осуществить не удалось. Однако если сравнить музыку к «Клопу» и творчество автора поэмы «Хорошо», а также зрелые произведения Шостаковича, появившиеся позже, можно увидеть признаки духовной близости между ними. Нетерпимость к мещанству, грубости, пошлости, утверждение красоты и чистоты человека, воодушевленного большим энтузиазмом, - всё это пропитывает искусство обоих великих художников. Также оказало влияние на Шостаковича и контакт с новаторским театром Мейерхольда. Еще он писал музыку к спектаклям ТРАМу - Театру Рабочей Молодежи. Опера «Катерина Измайлова». По повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович 1930-1932 годах сочинил одноименную оперу. Во второй редакции, идущей на сценах театров в не столь давнее время, опера называлась «Катерина Измайлова» - по имени главной героини. Произведение Лескова привлекло Шостаковича «невероятно сильным изображением одной из мрачных эпох дореволюционной России». Содержание оперы заключается в нижеследующем. Купеческий быт, наполненный деспотичными жестокими люди. Катерина, жена купца Измайлова, пытается вырваться из своего окружения, так как жаждет подлинной любви. Но для достижения цели идет на преступление: Катерина неплохо усвоила обычаи окружающих ее людей. За убийство мужа и свекра ее осуждают. По пути на каторгу она накладывает на себя руки. Шостакович изобразил Катерину как жертву ужасных условий жизни, разрушающих человека. Сила, с которой композитор обличает «мрачную эпоху», деформирующую человека, и музыкальная глубина, в которой показана трагедия совести Катерины Измайловой, раскрывают сильный гуманизм Шостаковича. В конце оперы, когда Катерина идет на каторгу по этапу и совершает самоубийство, ее трагедия сливается с народной. Хор каторжан ассоциируется с народными сценами из опер Мусоргского. Подзаголовок этой оперы композитора - «трагедия-сатира». Это первое в творчестве Шостаковича сочинение подобной глубины и обличительной силы. Оперу поставили в московском Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко и в Малом оперном театре в Ленинграде в январе 1934-го года. Но вскоре ее подвергли серьезной и притом несправедливой критике, так что она была снята с репертуара. Вновь опера вернулась на сцены только в конце 1962-го года. Она была поставлена в новой редакции в Москве и Ленинграде, имела огромный успех и была признана выдающимся явлением оперной литературы, как советской, так и мировой. После этого «Катерина Измайлова» шла во многих театрах разных стран. Тогда же Шостакович сочинил несколько инструментальных композиций, включая 24 фортепианные прелюдии. Они чрезвычайно различаются по характеру. Среди них находим театрально-праздничную, предвосхищающую скерцо из другой симфонии (в" - 15, ре-бемоль мажор), и - очень траурную (в" - 14, ми-бемоль минор). Находим и задумчивую, наполненную светлыми перекличками голосов (в" - 4, ми минор, в форме фуги) и - очень хлесткую пародию на мещанский танец (в" - 6, си минор). А прелюдия в" - 3 сама по себе контрастна - в спокойную тихую песню, вроде колыбельной, врываются в конце резкие драматические сигналы. Так в лаконичной форме прелюдии сосредоточены образы, которые еще не один раз встретятся в крупных сочинениях Шостаковича. Драматические симфонии 30-х годов. Шостакович оттачивал и совершенствовал свой талант. В середине 30-х годов волновавшие композитора драматические идеи выразились в трех замечательных симфониях: четвертой, пятой и шестой. Пятая симфония, классически законченная, является одной из вершин творчества не только ее автора, но и всей советской музыки, которая в годы перед войной уже расцвела: появились «Александр Невский» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, инструментальные концерты Хачатуряна, шестнадцатая и двадцать первая симфонии Мясковского, песни Александрова, Дунаевского и другие сочинения советских композиторов. Пятая симфония Шостаковича впервые зазвучала 21-го ноября 1937-го года в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Евгений Мравинский, который с того концерта стал первым исполнителем очень многих крупных сочинений композитора. Всеобщее впечатление от симфонии было колоссальным. Алексей Толстой написал о ней восторженную статью. А Фадеев отметил в дневнике «изумительную» силу ее эмоционального воздействия на людей. Можно с уверенностью утверждать, что пятая симфония Шостаковича продолжает традиции таких композиторов, как Бетховен и Чайковский. Они были великими мастерами, рассматривающими симфонию в качестве инструментальной драмы. И оба они отражали в симфониях современные им драматические конфликты. Бетховен обращал внимание слушателей на героическую борьбу человека, одушевленного идеалом «братства миллионов». Чайковский - на порывы к счастью и мучительные переживания современников Достоевского и Толстого. Шостакович был советским художником. Он сформировался во время «напряженного драматизма процессов разрушения и созидания» (цитата из Горького). Время строительства социалистического общества и становления нового общественного сознания пришлось на 30-е годы. Но это и годы возникновения и роста фашизма в некоторых из европейских стран. Острое переживание Шостаковичем подобных событий и размышления над происходящим в мире обусловили написание Пятой симфонии. В этой композиции живой, мужественный, мыслящий Человек восстает против враждебных человечеству сил и утверждает себя в борьбе с ними. Начальная тема симфонии навевает ассоциации с глубокой, напряженной, обращенной к людям речью оратора и мыслителя: В конце симфонии воплощено деятельное народное начало, полное грозной мощи. 22-го июня 1941-го года началась Великая Отечественная война - «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой», - так писал Шостакович в своей статье в «Правде», где рассказывал о сочиненной им Седьмой симфонии. Это мощное произведение о нравственной силе и героизме советского народа, сражающегося с фашизмом, написано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии Шостакович сочинил в осажденном Ленинграде, когда буквально рядом грохотали разрывающиеся бомбы. В Куйбышеве он завершил финал. Шостакович покинул родной город, лишь подчиняясь приказу об эвакуации. Впервые Седьмая симфония исполнялась в Куйбышеве, потом в Москве и еще блокированном Ленинграде, куда партитуру доставили самолетом, а вскоре и за границей. Восхищение она вызывала всюду. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», - писал американский корреспондент о Седьмой симфонии, которую летом 1942-го сыграли в Нью-Йорке под управлением Тосканини. Двумя годами после сочинения Седьмой симфонии композитор завершил Восьмую симфонию - грандиозную трагическую поэму о второй мировой войне. Он писал ее, будучи потрясен гибелью миллионов людей и их страданиями. Некоторые слушатели после первого исполнения симфонии нашли ее чересчур жесткой и мрачной. Однако на их вопросы нашлось резонное возражение: должна ли услаждать слух музыка, если она рассказывает о муках, о работе адской машины, о лагерях смерти Майданека или Освенцима, о силе Человека, ведущего борьбу со злом, и его великом гневе? Едва ли. Восьмая симфония не позволяет забывать трагедию Великой Отечественной войны. Она высекает огонь из груди людей (Шостакович любит повторять эти слова Бетховена о назначении искусства). Она зажигает их ненавистью к фашистскому режиму - настоящему монстру XX века. Для того, чтобы сочинить музыку, подобную седьмой и восьмой симфониям, необходимо колоссальное напряжение смелости и всех душевных сил. Это действительный подвиг. Поздний период Общественный деятель. Будучи человеком, принимающим все, что происходит в мире, близко к сердцу, Шостакович не мог быть «кабинетным музыкантом». Поэтому в послевоенные годы общественная деятельность отнимала у Шостаковича немало времени. Он работал в Союзе композиторов. Вскоре его избирают депутатом Верховного Совета РСФСР, а после - и СССР. В 1949-м году Шостакович вступил в Советский комитет защиты мира. Вместе с советскими кинорежиссерами, научными работниками, писателями его пригласили на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры, выступающих против ядерной угрозы. Когда советская делегация прибыла на Мэдисон-сквер-гарден, где проходил тридцатитысячный митинг, зазвучала «Песня о встречном» - ею приветствовали делегацию. Выступив, композитор подошел к роялю и сыграл скерцо из своей пятой симфонии. «... Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека», - так сказал Шостакович в одном из своих выступлений, будучи убежден, что настоящая культура всегда служит человеку и миру. Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира в 1954, году. Тогда же ему присвоили почетное звание народного артиста СССР. В 1956-м году Шостаковича наградили вторым орденом Ленина. А в 1966 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Известность Шостаковича росла с каждым годом. Только лишь перечисление всех его наград и почетных званий, которые он получил в различных странах (от звания командора французского ордена искусства и культуры до доктора Оксфордского университета), заняло бы много места. О том, как композитор относился к своей славе, хорошо сказал Ю. А. Завадский, известный советский режиссер: «Мировое признание Шостакович принимает как «добавочную нагрузку» ответственности, он по-ребячьи чисто далек от взрослого обывательского честолюбия. Он едет открывать очередной фестиваль или пленум, потому что так велит ему долг, торопливо бежит кланяться после исполнения его сочинения не для того, чтобы насладиться аплодисментами, а чтобы не обидеть публику и оркестрантов, как бы поблагодарить за честь, которую оказали ему одни - исполняя его музыку, а другие - слушая». Музыка для Шостаковича, как для Мусоргского, - средство для разговора с людьми о самых важных вещах. Сочинения конца 40 - 60-х годов. После окончания войны прошла четверть века. Все это время Шостакович создавал многие сочинения в самых разнообразных жанрах, вплоть до оперетты «Москва, Черемушки». Также он написал в 1947-м - 1948-м годах два выдающихся произведения. Это Первый скрипичный концерт, посвященный первому исполнителю - Давиду Ойстраху - и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для контральто, тенора и сопрано в сопровождении фортепиано (эти вокально-драматические песни и сцены рассказывают о страданиях еврейского народа в России до революции и об их счастье в новой жизни в СССР). В 1949 году Шостакович сочинил ораторию «Песнь о лесах» на слова Е. Долматовского. В этой работе композитор специально упростил свой стиль, использовав для этого свой опыт в области массовой песни. К началу 50-х годов Шостакович написал замечательные и одновременно разные по характеру и жанру сочинения, такие как «Десять хоровых поэм», созданные на стихи русских революционных поэтов, и «24 прелюдии и фуги». Одно чисто вокальное произведение, для хора а капелла, другое - чисто инструментальное, фортепианное. Одно опирается на революционную песню, другое развивает традиции Баха. Для Шостаковича довольно характерна такое разнообразная контрастность сочинений. То, что его творчество как бы «сплавлено» из многих «пород» является удивительной особенностью его творчества. Он умеет говорить открыто и просто, словно оратор, обращающийся к народным массам, и глубоко и сложно, словно поэт и философ. Один и тот же композитор сочиняет простую, и оттого легко запоминающуюся «Песню мира» (музыка к фильму «Встреча на Эльбе», на стихи Е. Долматовского), и, в 1954-м году, сложную Десятую симфонию, где размышляет о судьбах народов после войны. Вот, например, музыка к фильму «Встреча на Эльбе»: Шостакович никогда не переставал писать песни для кино. Список из фильмов, к которым он писал музыку, огромен. Здесь и «Овод», и «Человек с ружьем», «Гамлет», «Молодая гвардия». В музыке к нескольким фильмам 30 - 40-х годов Шостакович вновь обращался к русским революционным песням. Позже это отразилось в его симфониях. С особенной силой и широтой отражены события в программной Одиннадцатой симфонии (1957). Она была посвящена Первой русской революции и называлась «1905 год». Озаглавлена и каждая из ее 4-х частей: первая - «Дворцовая площадь», вторая - «9 января», третья - «Вечная память», четвертая -«Набат». Шостакович использовал в своей симфонии отдельные обороты и мелодии революционных русских песен («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и прочих). Однако он не просто цитирует их. Мелодии песен здесь свободно развиваются симфонически, так, словно это собственные темы художника. Шостакович - первый из советских композиторов, который добился тесного слияния средств современной симфонической музыки с революционной песенностью. Четкая и яркая музыка симфонии ассоциируется с драматическим фильмом, рассказывающим о событиях революции. За Одиннадцатую симфонию Шостаковичу присудили Ленинскую премию. В 1961г. Шостакович написал Двенадцатую симфонию «1917 год», Написав ее, композитор осуществил свой замысел написать сочинение о главаре революции. Через 10 лет он создал цикл для мужского хора а капелла из 8-ми баллад «Верность», на стихи Е. Долматовского. История и современность, борьба русского народа за освобождение в далеком и недавнем прошлом - все эти темы очень интересовали Шостаковича в 50-60-е годы. Он раскрыл важную страницу русской истории XVII века в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко) с точки зрения сегодняшнего наблюдателя. Суровый способ композитора изобразить народ и историю в поэме «Казнь Степана Разина» и Одиннадцатой симфонии заставляют сравнить его с Мусоргским. В 50-60-е годы Шостакович стремился к особенно конкретности и ясности осуществления своих замыслов. Поэтому он вводит в симфонию поющую речь слова. На стихи Е. Евтушенко Шостакович написал Тринадцатую симфонию. Она была создана для оркестра, мужского хора и баса. Здесь темы, вообще характерные для творчества Шостаковича, развиты по-новому. Например, в первой части, с заголовком «Бабий яр», обличается расовая дискриминация как социальное зло. А в пятой части, последней, с заголовком «Карьера», высмеиваются приспособленцы и карьеристы. Что вполне в традициях Маяковского. Кроме того, композитор воспевает люди бесстрашного подвига в труде и науке, которые ведут к будущему всё человечество. Об этом будущем рассказывают заключительные страницы тринадцатой симфонии. Для баса, сопрано и камерного оркестра в 1969 г. написана Четырнадцатая симфония. Это одно из глубочайших философских сочинений. В нём утверждается огромная ценность жизни человека. Летом 1971-го года Шостакович сочинил последнюю, Пятнадцатую симфонию. Замыслы композитора часто неожиданны и разнообразны. Его когда-то прозвали «музыкальным фельетонистом», и не зря. Ведь помимо всего прочего ему принадлежат и сатирические песни на тексты из журнала «Крокодил». Шостакович - философ и лирик - с особой тонкостью и глубиной раскрывает себя в квартетах, которые он создавал параллельно с вокальными и оркестровыми сочинениями. Всего он создал 15 квартетов. В вокальном цикле, написанном на стихи Блока, композитор говорит о бессмертии творчества и красоты. Говорит он об этом и в некоторых частях Четырнадцатой симфонии. Дмитрий Дмитриевич Шостакович скончался 9 августа 1975 года. Все творчество Шостаковича - это колоссальное богатство, открытое для всех, кто пожелает дотронуться до подлинного искусства наших дней. Дмитрий Дмитриевич напомнил в одном из своих выступлений слова Николая Островского о том, что жизнь дается человеку лишь однажды и её надо прожить достойно. Его музыка, проникнутая страстным гуманизмом, и призывает нас к этому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|