Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Премии по качеству Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия. В данном разделе рассматриваются наиболее известные и авторитетные модели наград за качество: • японская премия им. Э. Деминга; национальная премия США им. М. Болдриджа; Европейская премия по качеству; премия Правительства РФ по качеству, которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию. Японская премия по качеству им. Э. Деминп Премия им. Э. Деминга была учреждена Японским союзом ученых инженеров в 1951 г. Присвоение ей имени ученого призвано подчеркнуть его вклад в развитие идей качества в Японии. Критерии, используемые при оценке конкурсантов, во многом базируются на цикле PDCA. Базовыми критериями для награждения компаний являются эффективное внедрение статистических методов управления процессами сами и понимание качества как соответствия техническим условиям. Премия им. Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитие качества в Японии, способствовав активизации во многих компаниях работ в области качества. Причем огромную пользу принесли как оценки и рекомендации конкурсного жюри премии, так и самооценка деятельности компаний.
Оценка деятельности компаний —участников конкурса премии им. Э, Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям. Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рис. 2.5.
Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа (MB NQ) была утверждена конгрессом США в 1987 г. Предварительно была проведена большая работа по подготовке критериев оценки претенденте на премию. Подобно японской премии им. Э. Деминга, она должна была содействовать повышению значимости качества в деятельности американских предприятий. С 1988 г. эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества и производительности как результат применения принципов ТОМ. Вручение награды обычно проводится Президентом США, что лишний раз подчеркивает значимость этой премии. В соответствии с требованиями лауреаты премии должны делиться своим опытом о ходе и результатах работы по внедрению принципов TQM на предприятии через прессу, на ежегодных семинарах и конференциях. Такой обмен знаниями по использованию принципов TQM, по мнению создателей премии, должен приносить значительные практические результаты, выражающиеся в улучшении состояния экономики США. Премия была названа именем М. Болдриджа, который, возглавляя с 1981 по 1987 г. Министерство торговли США, явился одним из инициаторов ее создания. В качестве модели была выбрана премия им. Э. Деминга, однако критерии ее более детализированы. Различие премий заключается в том, что оценка участников конкурса проводится по 32 показателям, сгруппированным по 7 критериям. Структура модели национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа показана на рис. 2.6, где представлены наименования критериев и их весовые коэффициенты. Основные критерии модели связаны с важнейшими процессами руководства предприятием и их результатами. Рассмотрим критерии сколько подробнее. Критерий «Лидерство в рамках модели MB NQA рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрения. При этом рассматриваются уровень персонального руководства, а также отношение высшего руководства, система руководства и ее организация, ответственность предприятия перед обществом.
Критерий «Информация и анализ» связан с эффективностью организации сбора и анализа данных как основы для улучшения качества рамках всей компании. При этом важными факторами являются формационный менеджмент, сравнение с конкурентами и бенчмаркинг а также формирование и использование базы внутренней информации. Критерий «Стратегическое планирование связан с деятельностью компании по преобразованию требований потребителя к качеству в краткосрочное и долговременное планирование целей предприятия. При этом необходимо подтверждать процессы, направленные на развитие стратегических планов предприятия. Критерий «Управление и развитие персонала» отражает работу высшего руководства, направленную на раскрытие и развитие потенциала сотрудников по реализации принципов менеджмента качества результаты этой работы оцениваются по таким показателям, как планирование развития сотрудника, инновации в деятельность, переподготовку, тренинг и развитие сотрудников, а также забота о благосостоянии сотрудников. В рамках критерия «Управление процессом» рассматривается активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования услуг или продукции, производственных процессов, процессов послепродажного обслуживания и т. д. Важное значение при этом имеет работ поставщиками. Критерий «Деловые результаты» подтверждает прогресс предприятия, основанный на активном внедрении принципов менеджмента качества. При этом рассматриваются как качественные, так и количественные значения показателей, содержащиеся в данном критерии, показатели отражают уровень «отдачи от качества» (Return on Qualitу) Критерий «Ориентация на рынок и удовлетворенность потребите рассматривается как основополагающая цель предприятия. Данный критерий непосредственно связан с уровнем знаний о потребителе рынке, менеджментом связей с потребителями и поставщиками, с деятельностью по определению удовлетворенности потребителя и ее результатами.
Национальная премия США по качеству им. М Болдриджа подтвердила следующее: ф Улучшение качества должно предшествовать повышению производительности. ф Руководство процессом улучшения качества должно осуществляться на уровне организации. ф Учет компетенции сотрудников, вовлечение сотрудников в связанную с качеством деятельность, а также применение статистических методов управления процессами ведет к улучшению качества процессов и выпускаемой продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|