Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейская премия по качеству




Основную роль в создании Европейской премии по качеству сыграл Европейский фонд управления качеством (EFQM), который был основан в 1988 г. по инициативе президентов четырнадцати ведущих европейских компаний. Этим фондом в сотрудничестве с комиссией Европейского сообщества и Европейской организацией по качеству 'European Organization for Quality (EOQ)) в 1991 г. была разработана европейская модель делового совершенства. На основе этой модели с 1992 г. предприятия ежегодно награждаются Европейской премией по качеству (European Quality Award (EQA)). Участники конкурса долж-1Ы документально подтвердить, что их деятельность по внедрению принципов TQM обеспечила значительную долю в предприниматель-жом успехе и в удовлетворении ожиданий потребителей, сотрудников и общества.

При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результате. В свою очередь, каждый из критериев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рис. 2.7. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.

Основной принцип такого построения модели заключается в том, что удовлетворение требований потребителя и персонала, а также влияние на общество достигаются за счет лидерства, соответствующих политики и стратегии управления персоналом, ресурсами и процессами. Все это приводит к выдающимся результатам деятельности предприятия.

-

Рис. 2.7. Критерии модели делового совершенства EFQM

В последние годы первоначальный вариант премии пересмотрен, вариант улучшенной европейской модели делового совершенства был официально представлен 21 апреля 1999 г. на форуме EFQM. В модели делового совершенства EFQM сохранилось деление 9 критериев на две группы. Первые пять критериев характеризуют потенциальные возможности предприятия, оставшиеся четыре — достигнутые результаты. Некоторые критерии были переименованы для того, чтобы отразить изменения в составе и содержании входящих в них субкритериев.

Структура улучшенной модели делового совершенства EFQM представлена на рис. 2.8.

Фундаментальные принципы модели:

Модель совершенства EFQM, как и прежде, основана на восьми фундаментальных принципах, на которых формируется деловое совершенство. Ориентированность на конечный результат. Деловое совершенство складывается в результате сбалансированности и удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон, к числу которых относятся персонал предприятия, потребители, поставщики и общество в целом, наряду с достижением финансовых интересов организации. Сосредоточенность на интересах потребителя. Потребитель является конечным арбитром качества товаров и услуг. Поэтому решение задач завоевания и удержания преданности потребителей и своей доли рынка наилучшим образом достигается за счет сосредоточения внимания организации на запросах существующих и потенциальных потребителей продукции.

Лидерство и постоянство целей. Руководители организации должны обеспечивать ясность и единство целей внутри организации и вне ее, где должны преуспевать и само предприятие, и его работники.

Управление на основе объективной информации о состоянии предприятия. Организация функционирует более эффективно, если все взаимосвязанные аспекты ее деятельности понимаются и ими управляют, все решения, относящиеся к текущим операциям и планируемым мероприятиям по усовершенствованию, принимаются на основе надежной hi формации и включают пожелания акционеров.

Развитие персонала и его вовлеченность в дела предприятия. Потенциал работников предприятия наиболее полно может быть реализован с помощью распределения акций между сотрудниками, создания юн мата доверия и делегирования ответственности и полномочий, обеспечивающих вовлечение каждого сотрудника в дела предприятия.

Непрерывное обучение, инновации и усовершенствования. Эффективность организации максимальна при условии управляемого pacширения знаний сотрудников в атмосфере непрерывного обучения, инноваций и усовершенствований.

Развитие партнерства. Предприятие работает значительно эффективнее, если у него налажены взаимовыгодные отношения с партнерами построенные на доверии, обмене опытом и расширенной интеграции.

Социальная ответственность. Долговременные интересы предприятия и его персонала обеспечиваются надежнее при соблюдении в его деятельности этических норм.

Основные изменения в модели Европейской премии по качеству.]

Модель по-прежнему содержит девять элементов, подразделяемых критерии возможностей и результатов. Вместе с тем, разработчики модели обнаружили, что способность предприятия к внедрению новаций и поддержка обучения персонала являются одними из ключевых факторов делового совершенства и всегда связаны по цепи ратной связи с достигаемыми предприятием результатами. Соответственно, вновь появившаяся в модели обратная связь указывает важность расширения знаний и поощрения обучения сотрудников.]

Изменения модели охватывают две основные области. Во-первых, модель была расширена с тем, чтобы придать большее значение таким факторам, как сосредоточенность на интересах потребителей, знания, партнерство и лидерство, а также чтобы охватить более широкий спектр ключевых параметров, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Во-вторых, всем критериям возможностей был придан один и тот же набор субкритериев, которые могут быть оценены с использованием цикла «планирование — использование — проверка — действия». Это позволило не только более четко проследить связи между возможностями и результатами, выбрать непосредственно связанные с соответствующими критериями определяющие их субкритерии, но и, что имеет большее значение, проанализировать и сопоставить подходы к оценке разных критериев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...