Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новорожденный ребенок. Особенности новорожденного и его развитие




 

 

Условно считают, что период новорождённое продолжается первые 4 недели, хотя понятно, что некоторые его особенности развиваются и в дальнейшем, накладывая определённый отпечаток на всё последующее детство, а может быть — и на всю жизнь.

Родившемуся ребёнку надо дышать, питаться, поддерживать постоянную температуру тела, наладить биологическую защиту, чередование сна и бодрствования и т. д. Как же природа подготовила его к переходу в новые условия жизни? Сразу после рождения у ребёнка происходит значительная перестройка всего организма. В работу включается множество различных систем, органов, приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и рефлексов. Устанавливаются лёгочное дыхание, внеутробное кровообращение, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, изменяется клеточный состав крови с заменой плодового (фетального) гемоглобина эритроцитов на более зрелый и лучше обеспечивающий возросшие потребности организма ребёнка в кислороде, выведении углекислоты и доставке к органам и тканям различных питательных веществ. Включается собственная терморегуляция, приспособительные возможности которой очень велики. Если, например, ребёнок при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, спасающие организм от перегревания, а если в холод, то — от переохлаждения; в случае необходимости включается система иммунитета.

Природа предусмотрительна. Только что родившийся человек наделён огромным «запасом прочности» и легко приспосабливается к любым условиям, в какие бы он ни попадал. В первые недели жизни наибольшую значимость приобретает правильная организация режима сна и бодрствования, гигиенического ухода и вскармливания малыша. Чтобы создать наилучшие условия для его роста и развития, родителям необходимо знать особенности организма новорождённого, включающие понятие о доношенном и недоношенном (физиологически незрелом) ребёнке.

Доношенный ребёнок. Главным критерием доношенности (или недоношенности) по современным представлениям является продолжительность внутриутробного развития плода (ранее основным мерилом этого состояния были данные о массе тела ребёнка при рождении). Доношенным считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 38 недель.

Масса тела доношенных новорождённых колеблется от 2500 до 4000 г, составляя в среднем 3300—3700 г. У девочек она при рождении на 200—300 г меньше, чем у мальчиков. Новорождённые с массой тела 4000 г и более считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовом периоде. Все новорождённые в первые дни жизни теряют в среднем 200— 300 г своей массы тела. Это так называемая физиологическая убыль массы, связанная с потерей жидкости и части энергетических запасов (в частности, глюкозы), к быстрому восстановлению которых ребёнок ещё не готов. К 7—10-му дню жизни эта потеря компенсируется. На первом месяце жизни прибавка массы тела ребёнка составляет до 600 г и более. По данным некоторых учёных, кормление детей сразу после родов способно предотвратить потерю веса в первые дни жизни.

Не менее важным критерием доношенности новорождённого является длина тела при рождении. Она колеблется в пределах 48—58 см, составляя в среднем 52—53 см (у девочек обычно на 1—2 см меньше, чем у мальчиков).

Окружность головы и груди составляет в среднем 34—35 см (у девочек на 0,5—0,7 см меньше).

Здоровый доношенный новорождённый имеет гладкую, эластичную кожу розового цвета, покрытую во многих местах творожистой, так называемой, родовой смазкой. Потовые железы кожи, ещё слабо развитые при рождении, в дальнейшем предохраняют ребёнка от перегревания, сальные железы благодаря своему секрету делают кожу эластичной, мягкой, бархатистой, предохраняя её от высыхания и образования трещин. Важным свойством кожи и слизистых оболочек новорождённого является способность выделять защитные противомикробные вещества, в частности лизоцим. Больше их выделяется, если кожа чистая, когда её поры не закрыты собственными продуктами обмена и элементами внешней среды. Чистая и неповреждённая кожа лучше защищает ребёнка от многих болезнетворных микробов.

Крик доношенного новорождённого громкий, мышечный тонус хороший, движения активные. У него достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребёнок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врождённых двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.).

Температура тела у различных детей устанавливается в диапазоне от 35° с десятыми до почти 37°, чаще всего в пределах 36°. В течение суток она может несколько колебаться, что соответствует биоритмам жизнедеятельности различных органов и систем организма. Так, утром температура тела несколько ниже, чем к вечеру. Однако у одного и того же ребёнка в течение суток она не должна, как правило, отклоняться на 0,5—0,7 градуса.

У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью.

В период новорождённое чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка, некоторые из них в это время развиты уже вполне удовлетворительно. Так, у доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.

Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и. будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.

3 р е н и е у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Интенсивное развитие зрения происходит на 2-м и последующих месяцах жизни ребёнка. Слух у новорождённого снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. Это прослеживается по его поведенческим реакциям (вздрагивание, сокращение мимической мускулатуры, изменение частоты и глубины дыхательных движений).

С рождением ребёнка начинается самостоятельная функция его органов выделения. В первые дни жизни ребёнок мочится 5—6 раз в сутки, к концу 1-й недели — значительно чаще и больше по объёму (на 8-й день жизни до 200 мг. и более в сутки). В первые 2—3 дня жизни ребёнка из его кишечника выделяется первородный кал, или меконий,— густая однородная масса тёмно-зелёного цвета, состоящая из секрета пищеварительного тракта, слущенного эпителия кишечника и заглоченных околоплодных вод. Затем по мере заселения кишечника бактериальной флорой, способствующей ферментативному перевариванию питии, синтезу витаминов и других биологически активных веществ, меконий заменяется коричневыми, зеленовато-жёлтыми, а позднее золотисто-жёлтыми испражнениями кашицеобразной консистенции со слабокислым запахом. Частота стула новорождённого ребёнка — 4—5 раз в сутки.

Нормальное развитие функции почек и кишечника — важное условие правильного формирования жизнедеятельности многих органов и систем, поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма, быстрой адаптации ребёнка к условиям внеутробной жизни.

Из стерильных условий материнского тела новорождённый попадает в мир, наполненный микроорганизмами. Одни из них, подобно ацидофильной палочке, которая обеспечивает нормальное пищеварение, полезны и нужны ребёнку, другие нейтральны, а третьи вредны. Но здоровый новорождённый младенец вовсе не беззащитен, как считали ранее. В его организме уже имеется большинство факторов иммунобиологической защиты, хотя они ещё легко ранимы и могут повреждаться и угнетаться при различных осложнениях течения беременности и родов и при возникновении заболеваний в послеродовом периоде. Иммунитет ребёнка тесно связан с наследственностью, с выраженностью его у родителей, в первую очередь — у матери. Вот почему нужна постоянная забота о здоровье будущей матери, бережном его сохранении и повседневном укреплении.

Недоношенный ребёнок. Недоношенными называются дети, родившиеся раньше положенного срока (10 лунных месяцев), то есть между 28 и 38 неделями беременности (следовательно, они могут быть недоношенными от 2 до 12 недель). Масса тела у них ниже 2500 г, а длина менее 45 см.

В связи с недостаточным развитием мышечной ткани и особенно отсутствием подкожно-жировой клетчатки недоношенные дети похожи на сморщенных старичков. Телосложение у них непропорциональное: относительно большая голова составляет более 1/4 длины тела, руки тонкие и длинные, шея короткая, ноги тонкие, короткие. Пупок, в норме занимающий середину живота, смещён книзу. Ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове. Ногти не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки очень мягкие. Кожа тонкая, глянцеватая, как бы просвечивающаяся, тёмно-красного цвета, морщинистая. Всё тело покрыто обильным густым тонким пушком. Половая щель у девочек открыта вследствие недоразвития больших половых губ, которые не смыкаются. У мальчиков яички не опущены в мошонку. Зрачки нередко зятянуты белесоватой зрачковой оболочкой. Выраженность указанных признаков зависит от степени недоношенности ребёнка.

Кроме внешних признаков недоношенности для этих детей характерны недоразвитие, незрелость внутренних органов и систем, особенно центральной нервной системы, органов дыхания. Поэтому такие дети, как правило, вялые, сонливые, плачут слабым голосом. Многие из них неспособны сосать и даже глотать. Дыхание у них частое, поверхностное, нерегулярное, с периодическими паузами. Частота дыхательных движений может варьировать от 35 до 80 в минуту. Такое дыхание не может обеспечить достаточное снабжение организма кислородом, в связи с чем состояние его ещё больше усугубляется.

Недоношенный ребёнок не в состоянии сохранять постоянную температуру тела, и она колеблется в зависимости от условий окружающей среды: при низкой температуре воздуха снижается до 35° и ниже. В то же время недоношенного ребёнка легко перегреть при повышении температуры вокруг него (грелки, инкубаторы и пр.). Потеря тепла недоношенным ребёнком усугубляется тем, что чем меньше размеры его тела, тем больше отношение поверхности тела к массе, и поэтому потеря тепла возрастает. Из-за малой ёмкости желудка и недостаточного выделения пищеварительных соков кормление этих детей связано со значительными трудностями. Недоношенные дети чаще болеют, чем доношенные, заболевания у них протекают тяжелее, хуже поддаются лечению.

Физиологические состояния новорождённых, пограничные с нормой. Нормальное развитие новорождённого ребёнка имеет свои закономерности и особенности, о которых необходимо помнить в каждой семье. Его развитие может отклоняться в ту или иную сторону под влиянием различных факторов и причин. В этих случаях развиваются так называемые пограничные состояния, то есть промежуточные между абсолютной нормой и возможной патологией. В отдельных случаях, при дальнейшем нарушении общего состояния ребёнка, возможен переход пограничного состояния в заболевание. Правильная ориентация в основных закономерностях развития новорождённого помогает родителям и врачу своевременно выявлять их отклонения и принимать необходимые меры.

Ниже описаны некоторые из этих особенностей.

Физиологическая желтуха. У большинства новорождённых на 2—3-й сутки после рождения появляется желтушность сначала на лице, затем на туловище, конечностях, на белковых оболочках глаз, слизистых оболочках. Появление физиологической желтухи связано с увеличением в крови новорождённого содержания билирубина (желчного пигмента — красящего вещества, вырабатываемого печенью), который не успевает достаточно быстро утилизироваться в печени из-за недостаточной ещё активности её ферментных систем. К концу 1-й — началу 2-й недели жизни желтуха, как правило, исчезает. В ряде случаев, особенно у преждевременно родившихся детей, она может затягиваться. Интенсивность и продолжительность желтухи могут зависеть от других отягощающих беременность и роды причин, например токсикозов беременности, повреждения плода в родах, кислородного голодания плода и новорождённого. В этих случаях желтуха более выражена и продолжительна. Для предупреждения возможного отрицательного её влияния на организм иногда требуются лечебные назначения.

Набухание (нагрубание) грудных желёз (половой криз). Физиологическое набухание грудных желёз отмечается на 2—5-й день жизни у большинства новорождённых независимо от пола. Железы при этом могут достигать размеров горошины, а иногда — лесного ореха. Связан половой криз с переходом в конце беременности гормональных соединений из организма матери в организм плода. У девочек увеличение грудных желёз может сопровождаться небольшими слизистыми или даже кровянисто-слизистыми выделениями из половой щели, отёчностью этой области. У мальчиков возможно появление отёчности мошонки, иногда — полового члена. Явления эти продолжаются в среднем 3—5 дней, протекают, как правило, без нарушения общего состояния ребенка. При значительном увеличении грудных желёз и некотором беспокойстве ребёнка можно наложить на эту область сухую ватную повязку или согревающий компресс с прокипячённым растительным маслом или 5-процентным раствором буровской жидкости. При выделениях из влагалища проводят подмывание тёплым светло-розовым раствором перманга-ната калия (марганцовки). Надо помнить, что грудная железа такого ребёнка с явлениями полнокровия в это время может стать местом проникновения и развития любой инфекции, что диктует необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований ухода за ребёнком, тщательного туалета, регулярной смены белья и хорошего содержания постели ребёнка, соблюдения в семье и особенно матерью требований личной гигиены.

Закупорка сальных и потовых желёз проявляется в первые дни и месяцы жизни ребёнка в виде беловатых или желтоватых точек на крыльях и кончике носа, щеках, лбу как следствие скопления секрета в железах при усилении их деятельности. Это состояние не требует никакого специального лечения, кроме гигиенического ухода за кожей лица. Значительно реже наблюдаются застойные явления из-за усиленной работы потовых желёз. При этом возникают пузырьки, наполненные водянистым содержимым. Располагаются они чаще на подошвах, могут появляться на лбу, колее головы и других местах при перегревании ребёнка. Держатся несколько часов или дней. При появлении этих пузырьков необходим обычный тщательный уход за кожей.

Иногда на коже малыша видны серовато-синие или багрово-красные пигментные пятна, которые наблюдаются у ребёнка со дня рождения. Чаще всего они располагаются на коже крестца и спины, ягодиц, иногда на голенях, бёдрах. Обычно они не оставляют следов и исчезают в течение первых лет жизни ребёнка.

Телеангиэктазия — расширение кожных капилляров, имеющих вид красновато-синюшных пятен различной величины, отчётливо выделяющихся на коже. Типичное их расположение — на коже затылка, лба, веках. Постепенно пятна бледнеют и исчезают, но могут снова появиться при крике и беспокойстве ребенка. Такие явления иногда продолжаются до года, реже сохраняются в более позднем возрасте.

УХОД ЗА НОВОРОЖДЁННЫМ

 

Гигиенические процедуры. Одним из важных моментов ухода за новорождённым является ежедневное купание, которое должно осуществляться сразу же после выписки ребёнка из родильного дома. К этому времени мать ещё не совсем окрепла, нуждается в отдыхе. Помогать ей купать ребёнка должен кто-нибудь из членов семьи (лучше муж). Перед купанием необходимо заранее приготовить ребёнку полотенце, бельё (распашонку, кофточку, пелёнки, подгузник, одеяльце), мыло, мочалку и кувшинчик с водой для обливания ребёнка после купания. Купают ребёнка в специально предназначенной для него ванночке, которую предварительно тщательно моют с мылом и ополаскивают кипятком. Воды в ванночку наливают столько, чтобы она прикрывала всё тело ребенка. В первые недели его жизни, до заживления пупочной ранки, необходимо использовать для купания кипячёную воду (температура 36,5—37°). Температуру воды измеряют специальным водяным термометром. Температура окружающего воздуха должна быть не ниже 22°.

Ребёнка осторожно, медленно погружают в воду завёрнутым в пелёнку, чтобы он не испугался. При этом мать обязательно свои действия сопровождает ласковыми, нежными словами, разговаривает с ребёнком. Соблюдение этих правил крайне необходимо, чтобы вызвать у малыша положительные эмоции, тогда он будет в последующем «с удовольствием» принимать гигиенические ванны. Если же он испугается быстрого погружения в воду или вода будет слишком тёплой или холодной, то это вызовет беспокойство, крик и в дальнейшем ребёнок будет долго отрицательно реагировать на купание.

Если мать купает одна, то она одной рукой (левой) поддерживает головку ребенка, а другой моет его мягкой мочалкой с мылом. При наличии помощника головку поддерживает он. Головку моют осторожно, чтобы вода не попадала в глаза, рот и нос. Мыло применяется 1—2 раза в неделю. Купают младенца в первом полугодии жизни ежедневно. После купания ополаскивают его водой из кувшина, температура которой на 1° ниже, чем в ванночке. При этом мать укладывает ребенка на свою левую руку лицом вниз, обхватив его грудь ладонью. Ребёнок свободно «висит» на кисти матери. Обливание ребёнка водой после купания является первой необходимой закаливающей водной процедурой. Применять рекомендуемый многими раствор марганцовокислого калия при купании нецелесообразно, так как он отрицательно действует на кожу ребёнка и может вызвать повышенную её сухость. Продолжительность купания устанавливается индивидуально для каждого младенца, но в первые недели жизни она не должна превышать 5—7 мин. После купания его заворачивают в полотенце и вытирают промокательными движениями, чтобы не травмировать нежную кожу ребёнка. Тщательно осушают все кожные складки и естественные углубления. Необоснованной является боязнь многих родителей попадания воды в уши ребёнка. Необходимо только после купания хорошо высушить их специальными марлевыми или ватными фитильками.

Когда лучше купать ребёнка, родители решают индивидуально в зависимости от режима дня его и остальных членов семьи. Предпочтительнее купание перед вечерним кормлением, так как после ванны малыш хорошо спит, что даёт возможность отдохнуть матери. Во всех случаях нельзя купать ребёнка сразу после кормления.

Кроме ежедневной гигиенической ванны, ребёнка необходимо регулярно подмывать после каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания. Лучше всего подмывать проточной водой из крана при отрегулированной в нём необходимой температуре воды (37 °С). При этом мать держит ребёнка левой рукой так, как при ополаскивании после ванны, а правой рукой подмывает его, пользуясь детским мылом. При таком способе подмывания вода из крана будет непосредственно вытекать на руки матери. Это даст возможность предупредить попадание на кожу ребёнка чрезмерно тёплой или холодной воды.

Каждое утро ребёнка следует умывать, лучше после первого кормления. Ватным тампоном, смоченным в тёплой кипячёной воде, протирают лицо, ушные раковины и вход в наружный слуховой проход, следя за тем, чтобы в него не попадала вода. Глаза промывают от наружного угла к внутреннему отдельным тампоном для каждого глаза. Нос очищают ватными жгутиками. При наличии в носу сухих корочек жгутик смачивают прокипячённым растительным или вазелиновым маслом. Полость рта не обрабатывается, чтобы не поранить нежную слизистую оболочку. При появлении у ребёнка на слизистой рта в области щёк, дёсен и языка белого налёта, что может свидетельствовать о грибковом заболевании, называемом молочницей, необходимо обратиться к врачу.

При пеленании ребёнка следует обращать внимание на состояние кожи, особенно в естественных складках: нет ли сыпи, покраснения, опрелости. Наличие на коже гнойничков является грозным симптомом, в этом случае следует срочно пригласить на дом участкового врача. Необходимо помнить, что в первый месяц жизни ребёнка не носят в детскую поликлинику, а врач наблюдает и осматривает его только на дому. Гнойнички следует отличать от безобидных мелких точечек, слегка выступающих на коже, которые исчезают сами по себе.

Ногти обрезают впервые обычно на третьей неделе жизни ребёнка. Ножницы должны быть предварительно продезинфицированы. Если уже с момента рождения ногти длинные, то, чтобы ребёнок не поцарапался, следует пеленать его в кофточке с закрытыми рукавами.

Особого внимания у новорождённого ребёнка требует пупочная ранка, которую недаром называют «ахиллесовой пятой». Пупочный канатик (остаток пуповины), оставшийся после отделения ребёнка от матери, обычно отпадает на 4—6-е сутки жизни. После этого остаётся пупочная ранка, которая полностью зарубцовывается к концу второй недели жизни ребёнка. До этого времени необходим тщательный уход за пупком. Осуществляет его патронажная медицинская сестра, а мать только должна быть ей в этом помощницей. При наличии кровянистых или серозных выделений из пупочной ранки лучше всего обрабатывать её 5-процентным раствором марганцовокислого калия или 5-процентным раствором йода: на очищенную от серы спичку наматывается кусочек стерильной ваты, полученный тампончик погружают в один из названных растворов и смазывают пупочную ранку, не выходя за её пределы (повторное использование тампона при этом не допускается). При выделении из пупочной ранки желтоватого или жёлто-зелёного гноя нужно немедленно вызвать врача.

Пеленание является важным моментом ухода за новорождённым ребёнком. В настоящее время научно обоснованной и практически доказанной является польза так называемого свободного и широкого пеленания.

При свободном пеленании ручки у ребёнка остаются наверху, и он может свободно совершать ими движения. Свободное пеленание к тому же исключает сдавливание грудной клетки малыша. Всё это облегчает ему дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в самые отдалённые отделы лёгких и служит целям профилактики заболевания лёгких. При свободном пеленании ребёнку одевают тонкую распашонку (разрезом назад), поверх её фланелевую кофточку с зашитыми на кистях рук (разрезом вперёд) рукавами. Дальше осуществляют широкое пеленание.

Суть широкого пеленания заключается в том, что при пеленании бёдра ребёнка не смыкаются, а остаются разведёнными в стороны. Это создаёт благоприятные условия для правильного формирования тазобедренных суставов, является профилактикой врождённого вывиха. Известно, что у восточных народов, матери которых носят своих детей с очень раннего возраста привязанными к спине с разведёнными в стороны ножками, никогда не наблюдается врождённого вывиха бедра.

Осуществляется широкое пеленание следующим образом. На отведённой для пеленания ребёнка ровной поверхности расстилают фланелевую пелёнку. Сверху на неё кладут тонкую, а затем сложенную прямоугольником (приблизительно 15 X X 35 см) ещё одну пелёнку, поверх которой помещают мягкий подгузник. Ребёнка укладывают на пелёнки так, чтобы подмышечные впадины его находились на уровне верхнего края пелёнок. Заворачивают сложенную прямоугольником пелёнку вместе с подгузником между бёдер к животику, благодаря чему бёдра не соприкасаются и находятся в разведённом состоянии, чем и достигается эффект широкого пеленания.

Техника дальнейшего пеленания (заворачивания в пелёнки), вероятно, должна выбираться индивидуально каждой женщиной. Существенного значения не имеет, какую сторону пелёнок завернуть сначала — правую или левую. Затем нижний край пелёнок заворачивают вперёд и вверх, боковые концы расправляют, чтобы не было складок, и заправляют сзади, за спиной ребёнка. Руки остаются свободными.

Осуществлять свободное и широкое пеленание следует с 5-х суток, то есть с момента выписки ребёнка из родильного дома. Если сразу не применять свободное пеленание, то в дальнейшем могут возникнуть определённые трудности в его осуществлении. Ребёнок, приученный спать завёрнутым, при освобождении ручек может ими ударять себя, при этом просыпаться и пугаться ударов. Косынку или чепчик новорождённым надевать не обязательно. Их надевают лишь после купания, если температура в комнате ниже 22 °С.

Комната и постель новорождённого. К моменту появления в доме новорождённого следует тщательно подготовиться. Если не удаётся сделать косметического ремонта квартиры, то генеральная уборка является обязательной. В комнате, где будет находиться ребёнок, температура должна поддерживаться на уровне 20— 22 °С. Из неё следует по возможности убрать шторы, ковры, мягкую мебель, без которой можно обойтись, горшки с цветами. В указанных вещах накапливается органическая пыль, которая может вызвать у ребёнка аллергическое заболевание.

Основной мебелью в этой комнате является кроватка ребёнка. Её надо поставить в светлом тёплом месте, однако не у окна и не у батареи центрального отопления, предусмотреть свободный подход к ней. Кроватка может быть деревянной или металлической, с решётчатыми боковыми стенками для хорошего доступа воздуха. В последнее время чаще пользуются деревянными. Такую кроватку удобно мыть. Ведь малыш, став старше, будет в ней вставать и может попытаться грызть её верхние края, в связи с чем кроватку, особенно её стенки, необходимо регулярно хорошо мыть с мылом.

Постель ребёнка должна быть ровной, матрац—жёстким, не прогибающимся под тяжестью веса малыша, иначе он будет лежать в изогнутом положении, что для его неокрепшего скелета очень вредно. Изготавливают детские матрацы из стружки, морской травы, мочала. Перо, пух, вата, поролон не пригодны, так как, во-первых, они мягкие, во-вторых, могут вызвать перегревание ребёнка и, в-третьих, в них накапливается органическая пыль. Подушки малышу в первое время вообще не нужно. Позже можно использовать маленькую плоскую (не пуховую) подушечку.

Кроватку нельзя занавешивать пологом или тюлью, которые препятствуют доступу свежего воздуха к ребёнку и уменьшают её естественное освещение. Её следует ежедневно перестилать, а постельные принадлежности проветривать.

Коляска используется для прогулок, заменять ею кроватку не следует.

Детское «приданое» новорождённому зависит от того, как часто стирается бельё, от времени года и прочих обстоятельств. Постельное бельё включает 2—3 пододеяльника, столько же простынок. Необходимо иметь около 10 хлопчатобумажных распашонок и 5—6 штук байковых кофточек, пелёнок тонких около 20 штук, тёплых — 10, подгузников — 20. В качестве подгузников хорошо использовать марлю или старое, тонкое, хорошо прокипячённое и проутюженное бельё. Такие подгузники гигроскопичны, мягки, лучше впитывают мочу ребёнка. Косынки или чепчики применяются редко, поэтому их достаточно 3—4 штуки.

Чистое бельё укладывают рядом с местом, где пеленают ребёнка, чтобы легко и удобно было им пользоваться. Грязные пелёнки нужно хранить отдельно, лучше всего в эмалированном ведре с крышкой.

Стирать детское бельё следует отдельно от белья других членов семьи, используя детское мыло. Нельзя применять никаких стиральных порошков и паст, так как мельчайшие частицы этих веществ, оставшиеся на белье после полоскания, могут вызвать у ребёнка аллергические заболевания. Пелёнки нужно кипятить и проглаживать горячим утюгом. Нельзя пользоваться подсушенными пелёнками, так как на них находятся шлаки, выделяемые с мочой ребёнка. Они будут отрицательно действовать на кожу, вызывая её раздражение.

Для ухода за ребёнком нужны: ванночка для купания, кувшин для воды, термометры для измерения температуры тела, воды и помещения, мягкая мочалка, ножницы, гребешок, детское мыло, полотенце, градуированные бутылочки с сосками, грелка, баллончики для клизмы, баночка с ватой, пипетки, прокипячённое вазелиновое или растительное масло, дезинфицирующие средства (сода, марганцовокислый калий). Можно воспользоваться также специально укомплектованной аптечкой матери и ребенка.

Особенности ухода за недоношенными новорождёнными. Выхаживание недоношенных детей — чрезвычайно сложная проблема, ибо они еще не созрели для существования вне утробы матери. Для сохранения их жизнеспособности необходимо создать специальные условия ухода и вскармливания, так как без соответствующей помощи они существовать не могут.

В настоящее время недоношенных детей выхаживают в лечебных учреждениях в специальных инкубаторах (кювезах), где им создают условия, близкие к внутриутробным: температуру и влажность окружающей среды, подачу кислорода и пр. Однако вместо готовых питательных веществ и кислорода, которые он получал от матери через пуповину, ребёнок должен самостоятельно осуществлять газообмен через лёгкие и питаться молоком.

В зависимости от степени недоношенности и состояния организма ребёнка, подготовленного к обычным условиям домашнего режима, выписывают через 1—3 месяца. Несмотря на то, что за время пребывания в больнице ребёнок окреп, он всё же ещё и дома нуждается в особом уходе. Температура воздуха в комнате должна быть 24—26°. Пеленать ребёнка следует быстро; пелёнки перед пеленанием подогревать. Во время туалета следует включать местное тепло — электронагревательный прибор. Купать недоношенного ребёнка следует при той же температуре воды и столько же времени (5—7 мин), что и доношенного. После купания его заворачивают в подогретые полотенце и пелёнки. Следует однако помнить, что недоношенный ребёнок легко может перегреться, а перегревание ему так же вредно, как и переохлаждение. Признаком переохлаждения является более холодный, чем всё тело, нос, перегревания — появление капелек пота на лбу, около ноздрей.

В связи с тем, что у недоношенного ребёнка существует предрасположенность к застойным явлениям во внутренних органах, особенно в лёгких, и опасность возникновения заболевания лёгких, его необходимо чаще брать на руки или менять положение в кроватке во время сна.

У недоношенных детей может развиться малокровие, выражающееся бледностью кожи, особенно ушных раковин, вялостью, снижением уровня гемоглобина. Предупреждать его появление необходимо с первого месяца жизни. С этой целью недоношенным дают соки: яблочный, абрикосовый, черносмородинный, морковный, лимонный, назначают пивные дрожжи.

К моменту рождения недоношенного ребенка его нервная система ещё не сформировалась для внеутробного существования. Поэтому таких детей необходимо ограждать от чрезмерных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, громких разговоров, резких перемен положения тела и даже чрезмерного света (ярких солнечных лучей или электрического света вблизи глаз ребёнка).

Естественно, что у таких детей поначалу несколько отстаёт физическое и психомоторное развитие. Они на 0,5—2 месяца позже начинают рассматривать игрушки, прислушиваться к обращенной ч ним речи, гулить, улыбаться, позже начинают поворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть и ходить. У них на 1—4 месяца запаздывает речь.

В последующем большинство недоношенных детей догоняют своих сверстников и развиваются вполне нормально. История знает много примеров, когда дети, родившиеся недоношенными, стали впоследст-зии выдающимися личностями (А. С. Пушкин, В. Гюго, Ч. Дарвин, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

Практические рекомандации по укреплению здоровья новорождённых предлагает известный советский физиолог профессор И. А. Аршавский.

1. В первые недели жизни ребёнка

основное внимание нужно обращать на его

двигательную активность во время сна.

В этот период ребёнок спит почти всё

время. Однако природа не может до

пустить такого безделья. И вот в дыхание

спящего младенца периодически вплетает

ся фаза длительного выдоха. Возникает

дефицит кислорода, своеобразный «пуско

вой механизм» двигательной активности.

Происходит рефлекторное подрагивание.

В результате 50—60 % времени спящий

ребёнок проводит фактически в движении.

Беда в том, что этому препятствует тугое

пеленание. Не препятствовать двигатель

ной активности спящего малыша —

к этому сводится первый совет.

2. Самым ощутимым стимулом мышеч

ной активности малыша является разница

температур его тела и окружающей среды.

Чем больше эта разница, тем активнее

мышечный тонус, обеспечивающий нор

мальное развитие. Разумеется, разница

температур должна быть ограничена рам

ками физиологического, адаптивного,

стресса. Каждая мать, распеленав ребёнка,

чувствует под рукой напряжение его

мышц. Как только напряжение спало, воз

душную ванну следует прекратить. Именно

тонус мышц регламентирует длительность

закаливающих процедур. Поначалу у фи

зиологически незрелого ребёнка этот пе-

риод не превышает 5—10 сек, у зрелого порой достигает 60 сек.

3. Купание занимает чрезвычайно важ

ное место в жизни младенца. Во время

этой процедуры необходимо развивать

у ребёнка врождённую способность дер

жаться на плаву. Для этого существует

хорошо разработанная и оправдавшая

себя методика обучения плаванию грудных

детей.

4. Вся двигательная активность ребён

ка должна осуществляться не по принуж

дению, а благодаря интересу к этой

активности. В первые недели жизни такой

интерес стимулируют двигательные реф

лексы, вызванные раздражением подошв,

пяток, пальцев, ладошек. Важно с первых

недель жизни способствовать свободному

развитию способностей малыша, помогая

ему самостоятельно проявлять свою ак

тивность.

5. Полезная процедура и массаж ре

бёнка — лёгкие поглаживания его тельца.

Но не следует ограничиваться только

массажем малыша, нужно активно реали-

зовывать и первые четыре рекоменда

ции.

 

Литература: Божков Л. К. Физиология и патология недоношенного ребёнка: Пер. с болг. Мн., 1983; Лейн М., Бержерон М. Ваш ребёнок каждый день: От рождения до трёх лет: Пер. с фр. Мн., 1985; Справочник по педиатрии: (период новорождённости). Мн., 1979.

 

 

Как назвать ребёнка?

 

 

Как назвать ребёнка? Этот вопрос начинает занимать умы родителей задолго до рождения малыша и тем не менее нередко остаётся открытым чуть ли не до самого момента регистрации имени нового гражданина в органах загса. И дело здесь не только в возможном столкновении мнений самих родителей или сомнениях, порождаемых взаимоисключающими советами бабушек, дедушек и других родственников. Куда чаще окончательное решение откладывается из-за вполне естественного желания ещё раз подумать, выбрать ребёнку «самое-самое», по мнению родителей, красивое, необычное или модное имя. Трудности, связанные с выбором имени, зачастую обусловлены относительно невысокой осведомлённостью <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...