Новорожденный ребенок. Особенности новорожденного и его развитие
УХОД ЗА НОВОРОЖДЁННЫМ
Гигиенические процедуры. Одним из важных моментов ухода за новорождённым является ежедневное купание, которое должно осуществляться сразу же после выписки ребёнка из родильного дома. К этому времени мать ещё не совсем окрепла, нуждается в отдыхе. Помогать ей купать ребёнка должен кто-нибудь из членов семьи (лучше муж). Перед купанием необходимо заранее приготовить ребёнку полотенце, бельё (распашонку, кофточку, пелёнки, подгузник, одеяльце), мыло, мочалку и кувшинчик с водой для обливания ребёнка после купания. Купают ребёнка в специально предназначенной для него ванночке, которую предварительно тщательно моют с мылом и ополаскивают кипятком. Воды в ванночку наливают столько, чтобы она прикрывала всё тело ребенка. В первые недели его жизни, до заживления пупочной ранки, необходимо использовать для купания кипячёную воду (температура 36,5—37°). Температуру воды измеряют специальным водяным термометром. Температура окружающего воздуха должна быть не ниже 22°. Ребёнка осторожно, медленно погружают в воду завёрнутым в пелёнку, чтобы он не испугался. При этом мать обязательно свои действия сопровождает ласковыми, нежными словами, разговаривает с ребёнком. Соблюдение этих правил крайне необходимо, чтобы вызвать у малыша положительные эмоции, тогда он будет в последующем «с удовольствием» принимать гигиенические ванны. Если же он испугается быстрого погружения в воду или вода будет слишком тёплой или холодной, то это вызовет беспокойство, крик и в дальнейшем ребёнок будет долго отрицательно реагировать на купание. Если мать купает одна, то она одной рукой (левой) поддерживает головку ребенка, а другой моет его мягкой мочалкой с мылом. При наличии помощника головку поддерживает он. Головку моют осторожно, чтобы вода не попадала в глаза, рот и нос. Мыло применяется 1—2 раза в неделю. Купают младенца в первом полугодии жизни ежедневно. После купания ополаскивают его водой из кувшина, температура которой на 1° ниже, чем в ванночке. При этом мать укладывает ребенка на свою левую руку лицом вниз, обхватив его грудь ладонью. Ребёнок свободно «висит» на кисти матери. Обливание ребёнка водой после купания является первой необходимой закаливающей водной процедурой. Применять рекомендуемый многими раствор марганцовокислого калия при купании нецелесообразно, так как он отрицательно действует на кожу ребёнка и может вызвать повышенную её сухость. Продолжительность купания устанавливается индивидуально для каждого младенца, но в первые недели жизни она не должна превышать 5—7 мин. После купания его заворачивают в полотенце и вытирают промокательными движениями, чтобы не травмировать нежную кожу ребёнка. Тщательно осушают все кожные складки и естественные углубления. Необоснованной является боязнь многих родителей попадания воды в уши ребёнка. Необходимо только после купания хорошо высушить их специальными марлевыми или ватными фитильками. Когда лучше купать ребёнка, родители решают индивидуально в зависимости от режима дня его и остальных членов семьи. Предпочтительнее купание перед вечерним кормлением, так как после ванны малыш хорошо спит, что даёт возможность отдохнуть матери. Во всех случаях нельзя купать ребёнка сразу после кормления. Кроме ежедневной гигиенической ванны, ребёнка необходимо регулярно подмывать после каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания. Лучше всего подмывать проточной водой из крана при отрегулированной в нём необходимой температуре воды (37 °С). При этом мать держит ребёнка левой рукой так, как при ополаскивании после ванны, а правой рукой подмывает его, пользуясь детским мылом. При таком способе подмывания вода из крана будет непосредственно вытекать на руки матери. Это даст возможность предупредить попадание на кожу ребёнка чрезмерно тёплой или холодной воды. Каждое утро ребёнка следует умывать, лучше после первого кормления. Ватным тампоном, смоченным в тёплой кипячёной воде, протирают лицо, ушные раковины и вход в наружный слуховой проход, следя за тем, чтобы в него не попадала вода. Глаза промывают от наружного угла к внутреннему отдельным тампоном для каждого глаза. Нос очищают ватными жгутиками. При наличии в носу сухих корочек жгутик смачивают прокипячённым растительным или вазелиновым маслом. Полость рта не обрабатывается, чтобы не поранить нежную слизистую оболочку. При появлении у ребёнка на слизистой рта в области щёк, дёсен и языка белого налёта, что может свидетельствовать о грибковом заболевании, называемом молочницей, необходимо обратиться к врачу. При пеленании ребёнка следует обращать внимание на состояние кожи, особенно в естественных складках: нет ли сыпи, покраснения, опрелости. Наличие на коже гнойничков является грозным симптомом, в этом случае следует срочно пригласить на дом участкового врача. Необходимо помнить, что в первый месяц жизни ребёнка не носят в детскую поликлинику, а врач наблюдает и осматривает его только на дому. Гнойнички следует отличать от безобидных мелких точечек, слегка выступающих на коже, которые исчезают сами по себе. Ногти обрезают впервые обычно на третьей неделе жизни ребёнка. Ножницы должны быть предварительно продезинфицированы. Если уже с момента рождения ногти длинные, то, чтобы ребёнок не поцарапался, следует пеленать его в кофточке с закрытыми рукавами. Особого внимания у новорождённого ребёнка требует пупочная ранка, которую недаром называют «ахиллесовой пятой». Пупочный канатик (остаток пуповины), оставшийся после отделения ребёнка от матери, обычно отпадает на 4—6-е сутки жизни. После этого остаётся пупочная ранка, которая полностью зарубцовывается к концу второй недели жизни ребёнка. До этого времени необходим тщательный уход за пупком. Осуществляет его патронажная медицинская сестра, а мать только должна быть ей в этом помощницей. При наличии кровянистых или серозных выделений из пупочной ранки лучше всего обрабатывать её 5-процентным раствором марганцовокислого калия или 5-процентным раствором йода: на очищенную от серы спичку наматывается кусочек стерильной ваты, полученный тампончик погружают в один из названных растворов и смазывают пупочную ранку, не выходя за её пределы (повторное использование тампона при этом не допускается). При выделении из пупочной ранки желтоватого или жёлто-зелёного гноя нужно немедленно вызвать врача. Пеленание является важным моментом ухода за новорождённым ребёнком. В настоящее время научно обоснованной и практически доказанной является польза так называемого свободного и широкого пеленания. При свободном пеленании ручки у ребёнка остаются наверху, и он может свободно совершать ими движения. Свободное пеленание к тому же исключает сдавливание грудной клетки малыша. Всё это облегчает ему дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в самые отдалённые отделы лёгких и служит целям профилактики заболевания лёгких. При свободном пеленании ребёнку одевают тонкую распашонку (разрезом назад), поверх её фланелевую кофточку с зашитыми на кистях рук (разрезом вперёд) рукавами. Дальше осуществляют широкое пеленание. Суть широкого пеленания заключается в том, что при пеленании бёдра ребёнка не смыкаются, а остаются разведёнными в стороны. Это создаёт благоприятные условия для правильного формирования тазобедренных суставов, является профилактикой врождённого вывиха. Известно, что у восточных народов, матери которых носят своих детей с очень раннего возраста привязанными к спине с разведёнными в стороны ножками, никогда не наблюдается врождённого вывиха бедра. Осуществляется широкое пеленание следующим образом. На отведённой для пеленания ребёнка ровной поверхности расстилают фланелевую пелёнку. Сверху на неё кладут тонкую, а затем сложенную прямоугольником (приблизительно 15 X X 35 см) ещё одну пелёнку, поверх которой помещают мягкий подгузник. Ребёнка укладывают на пелёнки так, чтобы подмышечные впадины его находились на уровне верхнего края пелёнок. Заворачивают сложенную прямоугольником пелёнку вместе с подгузником между бёдер к животику, благодаря чему бёдра не соприкасаются и находятся в разведённом состоянии, чем и достигается эффект широкого пеленания. Техника дальнейшего пеленания (заворачивания в пелёнки), вероятно, должна выбираться индивидуально каждой женщиной. Существенного значения не имеет, какую сторону пелёнок завернуть сначала — правую или левую. Затем нижний край пелёнок заворачивают вперёд и вверх, боковые концы расправляют, чтобы не было складок, и заправляют сзади, за спиной ребёнка. Руки остаются свободными. Осуществлять свободное и широкое пеленание следует с 5-х суток, то есть с момента выписки ребёнка из родильного дома. Если сразу не применять свободное пеленание, то в дальнейшем могут возникнуть определённые трудности в его осуществлении. Ребёнок, приученный спать завёрнутым, при освобождении ручек может ими ударять себя, при этом просыпаться и пугаться ударов. Косынку или чепчик новорождённым надевать не обязательно. Их надевают лишь после купания, если температура в комнате ниже 22 °С. Комната и постель новорождённого. К моменту появления в доме новорождённого следует тщательно подготовиться. Если не удаётся сделать косметического ремонта квартиры, то генеральная уборка является обязательной. В комнате, где будет находиться ребёнок, температура должна поддерживаться на уровне 20— 22 °С. Из неё следует по возможности убрать шторы, ковры, мягкую мебель, без которой можно обойтись, горшки с цветами. В указанных вещах накапливается органическая пыль, которая может вызвать у ребёнка аллергическое заболевание. Основной мебелью в этой комнате является кроватка ребёнка. Её надо поставить в светлом тёплом месте, однако не у окна и не у батареи центрального отопления, предусмотреть свободный подход к ней. Кроватка может быть деревянной или металлической, с решётчатыми боковыми стенками для хорошего доступа воздуха. В последнее время чаще пользуются деревянными. Такую кроватку удобно мыть. Ведь малыш, став старше, будет в ней вставать и может попытаться грызть её верхние края, в связи с чем кроватку, особенно её стенки, необходимо регулярно хорошо мыть с мылом. Постель ребёнка должна быть ровной, матрац—жёстким, не прогибающимся под тяжестью веса малыша, иначе он будет лежать в изогнутом положении, что для его неокрепшего скелета очень вредно. Изготавливают детские матрацы из стружки, морской травы, мочала. Перо, пух, вата, поролон не пригодны, так как, во-первых, они мягкие, во-вторых, могут вызвать перегревание ребёнка и, в-третьих, в них накапливается органическая пыль. Подушки малышу в первое время вообще не нужно. Позже можно использовать маленькую плоскую (не пуховую) подушечку. Кроватку нельзя занавешивать пологом или тюлью, которые препятствуют доступу свежего воздуха к ребёнку и уменьшают её естественное освещение. Её следует ежедневно перестилать, а постельные принадлежности проветривать. Коляска используется для прогулок, заменять ею кроватку не следует. Детское «приданое» новорождённому зависит от того, как часто стирается бельё, от времени года и прочих обстоятельств. Постельное бельё включает 2—3 пододеяльника, столько же простынок. Необходимо иметь около 10 хлопчатобумажных распашонок и 5—6 штук байковых кофточек, пелёнок тонких около 20 штук, тёплых — 10, подгузников — 20. В качестве подгузников хорошо использовать марлю или старое, тонкое, хорошо прокипячённое и проутюженное бельё. Такие подгузники гигроскопичны, мягки, лучше впитывают мочу ребёнка. Косынки или чепчики применяются редко, поэтому их достаточно 3—4 штуки. Чистое бельё укладывают рядом с местом, где пеленают ребёнка, чтобы легко и удобно было им пользоваться. Грязные пелёнки нужно хранить отдельно, лучше всего в эмалированном ведре с крышкой. Стирать детское бельё следует отдельно от белья других членов семьи, используя детское мыло. Нельзя применять никаких стиральных порошков и паст, так как мельчайшие частицы этих веществ, оставшиеся на белье после полоскания, могут вызвать у ребёнка аллергические заболевания. Пелёнки нужно кипятить и проглаживать горячим утюгом. Нельзя пользоваться подсушенными пелёнками, так как на них находятся шлаки, выделяемые с мочой ребёнка. Они будут отрицательно действовать на кожу, вызывая её раздражение. Для ухода за ребёнком нужны: ванночка для купания, кувшин для воды, термометры для измерения температуры тела, воды и помещения, мягкая мочалка, ножницы, гребешок, детское мыло, полотенце, градуированные бутылочки с сосками, грелка, баллончики для клизмы, баночка с ватой, пипетки, прокипячённое вазелиновое или растительное масло, дезинфицирующие средства (сода, марганцовокислый калий). Можно воспользоваться также специально укомплектованной аптечкой матери и ребенка. Особенности ухода за недоношенными новорождёнными. Выхаживание недоношенных детей — чрезвычайно сложная проблема, ибо они еще не созрели для существования вне утробы матери. Для сохранения их жизнеспособности необходимо создать специальные условия ухода и вскармливания, так как без соответствующей помощи они существовать не могут. В настоящее время недоношенных детей выхаживают в лечебных учреждениях в специальных инкубаторах (кювезах), где им создают условия, близкие к внутриутробным: температуру и влажность окружающей среды, подачу кислорода и пр. Однако вместо готовых питательных веществ и кислорода, которые он получал от матери через пуповину, ребёнок должен самостоятельно осуществлять газообмен через лёгкие и питаться молоком. В зависимости от степени недоношенности и состояния организма ребёнка, подготовленного к обычным условиям домашнего режима, выписывают через 1—3 месяца. Несмотря на то, что за время пребывания в больнице ребёнок окреп, он всё же ещё и дома нуждается в особом уходе. Температура воздуха в комнате должна быть 24—26°. Пеленать ребёнка следует быстро; пелёнки перед пеленанием подогревать. Во время туалета следует включать местное тепло — электронагревательный прибор. Купать недоношенного ребёнка следует при той же температуре воды и столько же времени (5—7 мин), что и доношенного. После купания его заворачивают в подогретые полотенце и пелёнки. Следует однако помнить, что недоношенный ребёнок легко может перегреться, а перегревание ему так же вредно, как и переохлаждение. Признаком переохлаждения является более холодный, чем всё тело, нос, перегревания — появление капелек пота на лбу, около ноздрей. В связи с тем, что у недоношенного ребёнка существует предрасположенность к застойным явлениям во внутренних органах, особенно в лёгких, и опасность возникновения заболевания лёгких, его необходимо чаще брать на руки или менять положение в кроватке во время сна. У недоношенных детей может развиться малокровие, выражающееся бледностью кожи, особенно ушных раковин, вялостью, снижением уровня гемоглобина. Предупреждать его появление необходимо с первого месяца жизни. С этой целью недоношенным дают соки: яблочный, абрикосовый, черносмородинный, морковный, лимонный, назначают пивные дрожжи. К моменту рождения недоношенного ребенка его нервная система ещё не сформировалась для внеутробного существования. Поэтому таких детей необходимо ограждать от чрезмерных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, громких разговоров, резких перемен положения тела и даже чрезмерного света (ярких солнечных лучей или электрического света вблизи глаз ребёнка). Естественно, что у таких детей поначалу несколько отстаёт физическое и психомоторное развитие. Они на 0,5—2 месяца позже начинают рассматривать игрушки, прислушиваться к обращенной ч ним речи, гулить, улыбаться, позже начинают поворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть и ходить. У них на 1—4 месяца запаздывает речь. В последующем большинство недоношенных детей догоняют своих сверстников и развиваются вполне нормально. История знает много примеров, когда дети, родившиеся недоношенными, стали впоследст-зии выдающимися личностями (А. С. Пушкин, В. Гюго, Ч. Дарвин, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо). Практические рекомандации по укреплению здоровья новорождённых предлагает известный советский физиолог профессор И. А. Аршавский. 1. В первые недели жизни ребёнка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна. В этот период ребёнок спит почти всё время. Однако природа не может до пустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетает ся фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный «пуско вой механизм» двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50—60 % времени спящий ребёнок проводит фактически в движении. Беда в том, что этому препятствует тугое пеленание. Не препятствовать двигатель ной активности спящего малыша — к этому сводится первый совет. 2. Самым ощутимым стимулом мышеч ной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нор мальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рам ками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, распеленав ребёнка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воз душную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур. Поначалу у фи зиологически незрелого ребёнка этот пе- риод не превышает 5—10 сек, у зрелого порой достигает 60 сек. 3. Купание занимает чрезвычайно важ ное место в жизни младенца. Во время этой процедуры необходимо развивать у ребёнка врождённую способность дер жаться на плаву. Для этого существует хорошо разработанная и оправдавшая себя методика обучения плаванию грудных детей. 4. Вся двигательная активность ребён ка должна осуществляться не по принуж дению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные реф лексы, вызванные раздражением подошв, пяток, пальцев, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою ак тивность. 5. Полезная процедура и массаж ре бёнка — лёгкие поглаживания его тельца. Но не следует ограничиваться только массажем малыша, нужно активно реали- зовывать и первые четыре рекоменда ции.
Литература: Божков Л. К. Физиология и патология недоношенного ребёнка: Пер. с болг. Мн., 1983; Лейн М., Бержерон М. Ваш ребёнок каждый день: От рождения до трёх лет: Пер. с фр. Мн., 1985; Справочник по педиатрии: (период новорождённости). Мн., 1979. |
Как назвать ребёнка?
Как назвать ребёнка? Этот вопрос начинает занимать умы родителей задолго до рождения малыша и тем не менее нередко остаётся открытым чуть ли не до самого момента регистрации имени нового гражданина в органах загса. И дело здесь не только в возможном столкновении мнений самих родителей или сомнениях, порождаемых взаимоисключающими советами бабушек, дедушек и других родственников. Куда чаще окончательное решение откладывается из-за вполне естественного желания ещё раз подумать, выбрать ребёнку «самое-самое», по мнению родителей, красивое, необычное или модное имя. Трудности, связанные с выбором имени, зачастую обусловлены относительно невысокой осведомлённостью <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|