Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V II . Определите, какие предлоги сочетаются с родительным, а какие с дательным падежом.




План практического занятия № 1

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

Цель: составить представление об официально-деловом стиле, его

жанровом своеобразии; выработать умения составлять и редактировать

деловые документы.

1. Общая характеристика официально-делового стиля (языковые особенности, жанровая специфика).

2. Особенности составления официально-деловых текстов: личные документы (заявление, автобиография); документы для внутреннего пользования (должностная инструкция, распоряжение, объяснительная записка, докладная записка, трудовой договор); документы для внешнего пользования (деловые письма, контрактные документы, сопроводительные письма).

3. Этапы редактирования деловых бумаг.

 

Подготовьте ответы на вопросы

1) Назовите основные черты деловой речи.

2) Какие сферы общественной деятельности обслуживает официально-деловой стиль?

3) Какие стилистические и семантические свойства делового текста связаны с его спецификой?

4) В чем принципиальное различие между текстовыми и языковыми нормами построения документа?

5) Каковы реквизиты постоянной и переменной информации в тексте различных документов?

6) Какого рода ошибки могут встречаться в деловых текстах?

 

Практические задания

(дома выполняйте задания под звездочкой)

*I. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

*II. Прочитайте письмо гражданина Николая Николаевича Пенькова в сельскую администрацию. Объясните, что нарушает общую стилистическую тональность данного текста.

Прошу разобраться в хулиганском поступке моего соседа Б.М. Маркова и строго наказать его. У меня пропали гуси – 20 штук. Он написал письмо в радиоузел и попросил, чтобы исполнили якобы мою любимую песню «Ой, вы, гуси, до свиданья…». После этого все в селе стали надо мной смеяться.

Составьте ответ на письмо гражданина Пенькова Н.Н.

* III. Исправьте стилизованную под канцелярскую разговорно-бытовую речь.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, подметания пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых она присваивала мне наименования различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

* IV. Объясните значения слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

Аккредитив, аттестат, бюллетень, директива, извещение, коммюнике, меморандум, резолюция, сертификат, ультиматум.

 

V. Подчеркните слова и выражения, которым свойственна окраска официально-делового стиля. Обоснуйте свой выбор.

Приоритет, морочить голову, вознаградить за труды, приводить к общему знаменателю, факультативный, добросовестный, ограничивать, принять к исполнению, хлеб, чудесный случай,

установленный порядок, посоветовать, прогулка, выдумать, разветвленный, сеть, себестоимость

перевозок, теоретические модели, альма-матер, не получилось, не заладилось, условия заказчика,

чуть-чуть, тетрадь, истец, нынешний, текущий период, в самом деле, нижеизложенный, бюрократ

 

V I. Подберите к данным существительным глаголы из скобок, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счёт, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести,издать, подать, предъявить).

 

V II. Определите, какие предлоги сочетаются с родительным, а какие с дательным падежом.

В отношении, по, в целях, при посредстве, благодаря, вследствие, впредь до, применительно к,

во избежание, согласно, по причине, в течение, в отношении к, по мере, в продолжение, в силу, со-

образно, ввиду.

 

V III. Перепишите предложения, вставляя вместо точек предлоги благодаря, ввиду, вследствие с учетом их лексического значения. Определите, в каких документах могут быть использованы эти фразы.

1.... ожидаемых заморозков принять меры предосторожности и провести профилактику оборудования.

2.... ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришёл с опозданием.

3.... повышения цен на энергоносители решения об изменении оптовых и розничных цен

на товары и услуги будут согласовываться с членами комиссии.

4.... активной деятельности экологических служб города экологическая обстановка в городе и его окрестностях начала улучшаться.

5.... большого наплыва посетителей время работы выставки увеличено с 10 до 19 часов.

IX. Напишите заявление, доверенность, расписку, докладную записку, объяснительную записку, служебную записку (см. образцы деловых бумаг). Продумайте их содержание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...