III. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат (см. материалы таблиц № 1, 2)? К какому функционально-смысловому типу речи они относятся?
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 А. Вспомнилась мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля (И. Бунин). Б. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки на том месте, который ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома. В. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям). Г. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время». Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
Д. – Доля, она, брат, как налим, склизкая; вроде ухватил ее, вроде – вот она, в руках, а не тут-то было. Никитич настроился поговорить, как обычно с городскими – позаковыристей, когда внимательно слушают, когда слушают и переглядываются меж собой. А Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь – только развесь уши. Свои бы, деревенские, боталом обозвали, а эти слушают – приятно (В.М. Шукшин). IV. Найдите в предложениях слова разговорного стиля. Отметьте в них различные оттенки экспрессивно-эмоциональной окраски (делайте пометы «шутливое», «бранное», «ироническое», «неодобрительное», «пренебрежительное», «презрительное», «уничижительное», «уважительное», «ласкательное», «фамильярное»). Объясните, как выражена в слове отрицательная или положительная оценка: в самом значении слова, в суффиксе или в переносном употреблении слова. 1. А вы что за командир? Вы что за птица, позвольте спросить? 2. Вдруг как в голову ударит, или попросту – в башку. 3. Дуняшка прыснула смехом и закрылась рукавом. 4. Бабы платьев новых нашили, платков накупили, и вдруг накануне праздника – бац! – День животновода отменяется. 5. Мальчишка лет тринадцать, а страшен – сил нету. 6. Ты чтобы у меня двоек не приносил. 7. Баронесса – дама честная и книг не зажилит. 8. Из Горького выйдет большущий писателище. 9. Рубанем-ка мы с тобой, братец мой, любительской колбаски. 10. Да и вообще: Гек был разиня, но зато умел петь песни.
V. Укажите случаи «смешения стилей» в данных предложениях.
1. Нормативных актов по приватизации автору пришлось просмотреть аж 18 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время должна все круче ориентироваться на такие цели. 3. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 4. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене. 5. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?». 6. Одна из самых любимых «фишек» молодежи – хакерство. 7. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 8. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений. 9. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печемся о пернатых друзьях?
VI. Придайте каждому предложению литературную форму. Определите, в чем особенность бытовой разговорной речи. 1. Мне от головной боли. 2. За три рубля городскую. 3. Дома забыл, чем писать. 4. Завтра праздничное надену. 5. Зимнее надо брату покупать. 6. Скоро выпускной, потом вступительные. 7. У мальчика температура. 8. Без слуха в училище не примут. 9. Он и второй завалил. 10. Мы заняли на машину.
VII. Прокомментируйте уместность употребления «книжных» слов. Отредактируйте предложения. 1. Завершает вторую очистку льносемени на складе четвертой бригады Ф.С. Широков; ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 2. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 3. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 4. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщайте нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки и время. Проектные задания: 1. Найдите в учебнике или в газетах тексты разных функционально-смысловых типов речи, докажите. 2. Подберите образцы текстов, написанных в разных стилях. Охарактеризуйте эти тексты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|