Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочные материалы к занятию




1. Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Основные жанры научного стиля: монография, статья, диссертационная работа, научная проза (учебник, методическое пособие), научно-технические произведения (инструкции), аннотация, реферат, доклад, лекция, дискуссия.

2. Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Основными стилеобразующими факторами научного стиля являются следующие: точность, абстрактность, логичность, объективность изложения. В связи с этим характерно использование в научных текстах специальной терминологии, абстрактной лексики. В синтаксических конструкциях чаще всего употребляются сложные предложения; простые предложения осложнены вводными словами и словосочетаниями, причастными и деепричастными оборотами, распространенными определениями. Научные тексты содержат не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и пр.

3. Аннотирование, реферирование научного текста. Аннотация – это краткая характеристика книги (статьи), содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе.

Реферат – это краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы - статьи или книги (или нескольких научных работ).

Модель аннотации                                                                          Таблица 3

 

Содержание аннотации Клешированные обороты
1. О чем? В книге (статье) рассматриваются вопросы…, излагаются задачи…, дается обзор…, даются сведения…; В книге (статье) рассмотрены вопросы…, главное (особое) внимание обращено на …, уделено (чему?)…, описан метод…, изложена теория…; Книга (статья) посвящена проблеме…; Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает…
2. Из каких частей состоит? Книга состоит из двух частей, трех разделов, четырех глав…; В книге содержатся следующие разделы…
3. Как? Какие? В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны)..; приведены многочисленные примеры (цифровые данные, расчеты), малоизвестные данные; дано систематическое изложение…; делается попытка…
4. Для кого? Книга (статья) предназначена для…, а также для…; Для чтения книги не требуется специальных знаний в области….

 

Модель реферата научной статьи                               Таблица 4

Смысловые части реферата Используемые языковые средства
1 2
1. Название реферируемой работы (или выходные данные) Любимов Л.Л. Основы экономики: учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.; или книга (статья) называется (носит название, озаглавлена)
2. Композиция реферируемой работы Статья состоит из…, делится на…, начинается с…, кончается (чем?)… В статье (в книге) можно выделить две части…
3. Проблематика и основные положения работы (или ее части) Книга (статья) посвящена теме (проблеме, вопросу).. Статья (книга) представляет собой анализ (обзор, описание, обобщение, изложение)… Автор книги (статьи) ставит (рассматривает, освещает, поднимает, затрагивает) следующие вопросы (проблемы)… особо останавливается (на чем?)…показывает значение (чего?)… раскрывает сущность (чего?)… обращает особое внимание (на что?)… уделяет внимание (чему?)… касается (чего?) следующих вопросов…; В статье (книге; в этой части статьи, книги) рассматривается (что?)… анализируется (что?)… дается анализ (обзор, обобщение, описание, изложение) (чего?)… отмечается важность (чего?)…; В статье (книге) показано (что?)… уделено большое внимание (чему?)…. выявлено (что?)… уточнено (что?)…
4. Аргументация основных положений работы Автор приводит (что?) примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие это положение… иллюстрирует сказанное примерами… подтверждает (доказывает, аргументирует) свою точку зрения (чем?) примерами (иллюстрациями, конкретными данными)…; В подтверждение своей точки зрения автор приводит (что?) доказательства (аргументы, ряд доказательств, примеры, иллюстрации, конкретные данные, результаты наблюдений)…; Для доказательства своих положений автор описывает эксперимент…; В ходе эксперимента автор использовал (привлекал)…
5. Выводы, заключения Выполненные исследования показывают…; Приведенные наблюдения (полученные данные) приводят к выводу (позволяют сделать выбор)… из сказанного можно сделать вывод…; Анализ выполненных исследований свидетельствует…; На основании приведенных наблюдений (полученных данных, анализа результатов) был сделан вывод (можно сделать заключение, автор приводит к выводу)…

Список оценочных конструкций                                     Таблица 5

Оценочное описание авторского текста В статье представлена точка зрения на …; содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки доказать (что?), убедительные доказательства; намечаются правильные пути; отмечается важность (чего?); ясно сформулировано (что?), доказано (что?)
Выражение сопоставления Сравнить, сопоставить (что с чем?), считаться (с чем?), обращать внимание (на что?), иметь в виду (что?), наводить на мысль
Выражение значимости Важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему; с теоретической точки зрения это…, с практической точки зрения это…; необходимо подчеркнуть, что
Выражение уверенности Убежден, уверен, считать, полагать; с точки зрения автора; автор убедительно доказывает, что; это доказывает, что; доказано, что; разумеется, что; очевидно, что; нет сомнения в том, что; в этой связи ясно, что; автор отстаивает точку зрения, придерживается точки зрения
Выражение согласия Одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения
Выражение критики (несогласия) Отмечать недостатки, упрекать в небрежности, в неточности, вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах, опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду; Автор не раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает вывода фактами; Не понятно, что; сомнительно, что; желательно (полезно, целесообразно) было бы…
Выражение предположения Допустить, высказать предположение; предложить; выдвинуть гипотезу (о чем?), предположить, что; условиться, что…

Средства организации связного текста                              Таблица 6

1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации И, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, в таком случае, в этом случае, при этом условии
2. Временная соотнесенность частей информации Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее, выше, ниже
3. Сопоставление и противопоставление частей информации Так (же), таким образом, таким путем, точно так, совершенно так, аналогично, если, то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, в противоположность этому, иначе, по-иному, и (все-таки), же, а, но, однако, зато
4. Дополнение и уточнение данной информации Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности
5. Иллюстрации, выделения частного случая, пояснение Например, так, именно, только, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря, говоря точнее
6. Порядок перечисления Во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец
7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации Таким образом, итак, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует
8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию Как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, названный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому (с этим), сообразно этому, соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого

4. Рецензия – (от лат. рассмотрение) это текст, в котором дается аргументированный критический анализ произведения, фильма, текста, спектакля и их оценка.

Для пишущего рецензию важны ее специфические жанровые особенности: фактор адресата (для кого написана рецензия), событийный фактор (какие события и как описывает автор книги, статьи), фактор адресанта (как автор рецензии оценивает события, героев, авторскую позицию, стиль изложения).

 

Модель рецензии                                         Таблица 7

Композиция Задача Содержание Клешированные обороты
1. Вступление 1. Выразить впечатление от произведения; определить, что привлекает в нем или вызывает удивление; 2. Определить тему, идею текста 1. Указать автора, название произведения (вид произведения); 2. Доказать, чем вызван интерес к этому произведению (особенность темы, проблемы, необычность героев и т.д.) Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению вопроса…, проблеме); написано на актуальную тему (затрагивается тема / вопрос). Цель автора - …, автор ставит задачу описать (обосновать, раскрыть, уточнить)…
II. Основная часть 1. Анализ произведения Выявить языковые особенности текста: стиль, художественные средства изо-бражения 1. Дать краткое содержание сюжета и приемы раскрытия героев (их поступков, характеров и событий); 2. Выявить своеобразие композиции: повествование от имени автора; повествование от первого лица; воспоминание; «рассказ в рассказе»; особенности вступления, концовки; 3. Проанализировать языковые особенности текста   В центре внимания находятся…. Главные усилия направлены… Автор ставит и решает, по существу, одну задачу; отмечает (что?); описывает (что?); касается (чего?); обращает внимание (на что?); напоминает (о чем?); анализирует (что?) Автор использует следующие средства выразительности (тропы и фигуры)
2. Оценка произведения Критически оценить и словесно аргументировать содержания текста, основные проблемы и авторскую позицию 1. Указать достоинства произведения; 2. Перечислить недостатки (если они есть) Постараемся теперь объяснить… Далее подчеркнем… Необходимо остановиться на… Особо хочется выделить… Приведем пример… Наконец, можно еще отметить… Достоинством является … К сожалению, работа не лишена недостатков… К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится…
III. Заключение Сделать вывод Указать главную мысль текста Работа завершается… В заключение отметим… Писатель (публицист) учит….
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...