Модель «территориально - производственного комплекса»
Формируется в 50-е гг., т.е. после II Мировой войны. Основная характеристика – переход от отраслевого к территориальному принципу экономики. Задачи Урала: 1. обеспечение материальной базы для осуществления НТР (научно-технической революции). 2. создание условий промышленного подъема стран социалистического блока. Т.о. расширение зоны влияния Урала. Он распространял свои технологии на страны соц. лагеря (Венгрия, Чехословакия, Румыния и пр.). 3. Тиражирование индустриальных технологий внутри страны в процессе реализации политики «рационального размещения производительных сил». Следовательно, реализуется модель территориально-производственных комплексов (комплексное развитие производства в рамках территориальных образований). Сочетание отраслевых и территориальных принципов управления с частным воспроизводством опыта 20-х гг. Май 1957 г. – Верховный Совет СССР принял решение о воссоздании Совнархозов (т.е. промышленность и строительство переходило на систему управления Советов). 1957-1966 – Советы Народного Хозяйства. Их задача: упростить аппарат управления СНХ в рамках существующих территориальных образований (в Свердловской области Свердловский СНХ). Т.о. СНХ+предприятие на этой территории. 1963 г. появляются республиканские союзные СНХ. Т.о. воспроизведена трехуровневая система управления. ЕЕ цель: преодолеть межотраслевые барьеры, создать условия для кооперации предприятий (т.о. отраслевой территориально-промышленный комплекс). Параллельно создаются отраслевые комитеты и планирование тяготело больше к планированию по отраслям. Позже СНХ преобразовали в Министерства 1966 г. Т.о. реформа носила административный характер, но она не меняла качественных параметров.
1962 г. укрупнение СНХ (объединяли Тюменскую и Свердловскую области в Среднеуральский Совнархоз).
Основные черты плановой советской централизованной экономики: 1. адресное директивное планирование. План воспринимался как закон, который обязателен к исполнению. 2. Фондирование материально-технических ресурсов. Их централизованное распределение (через Москву – ГОСПЛАН) 3. Административное (внедоговорное) прикрепление производителей и потребителей. 4. административное ценообразование (цена написана типографским способом на продуктах). 5. Бюджетное финансирование (текущей деятельности предприятия, процесса воспроизводства основных фондов).
Целевые комплексные программы регионального развития 60-70 гг. В этот период региональная политика реализовалась через комплекс целевых комплексных программ регионального развития. Т.о. осуществлялся отход от децентрализации к централизации, усиление роли Государства. Основные программы: 1. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) 2. Освоение цилинных и залежных земель 3. Освоение нефти и газа Западной Сибири
Основные задачи Уральского региона: - основная база, где создавались условия для наращивания экспортного потенциала страны - на Урале создавалось материально-техническое обеспечение целевых программ (освоения Сибири, Д. Востока) - поведение широкомасштабной реконструкции и модернизации действующих производств в рамках всей страны. На Западе в это время НТР, которая обеспечила более высокие темпы развития экономики и потребовала новые ресурсы. СССР имел некоторые достоинства – освоение космоса, атомные проекты, военные проекты, т.о. был конкурентоспособен. Но минус в том, что все это оторвано от реального массового производства. Лозунг: «Ускоряться, развиваться!» Решено использовать благоприятную международную коньюнктуру и наращивать в экспорте долю сырья, полученные от продажи денежные средства направлять на модернизацию. Т.о. это догоняющая модернизация за счет нефтедолларов. Ресурсы направленные на модернизацию тратились неэффективно, а продавали невосполнимые ресурсы.
Все это свидетельствует о том, что сама система отторгала инновации, модернизация не предусматривалась. Например: чтобы поставить новое оборудование на заводе, нужно завод закрыть, но это срывает план. «Страна села на нефтяную иглу», т.о. скрывались недостатки экономики. Доля экспорта расширялась, доля техники и оборудования сужалась – все это экономическая сущность периода «застоя».
Интересы регионов: Учитывались частично – шло строительство, появились новые города. Но нанесен значительный урон экологии. В пане гармоничного, сбалансированного развития не было прогресса. Эти регионы – выступали регионами для страны. Урал – резерв кадров, добывающая промышленность, техника для получения ресурсов.
Варианты развития межрегиональных интеграционных связей на рубеже XX – XXI вв. В первую очередь сказать, что распад СССР привел к децентрализации власти, становлению рыночных отношений и активному развитию частного бизнеса. Во-вторых, одной из особенностей данного периода является формирование современных органов власти по партийным спискам. В-третьих, в начале XXI в. активно осуществляется процесс укрепления вертикали власти, чему способствует создание Федеральных округов. В-четвертых, развитие моделей региональной политики весь XX в. шло по примеру маятника: 1. Сперва мягкая политика (допущение рыночных отношений, НЭП) – первая модель 1921-1929 гг - НЭП 2. Затем жесткая централизация управления, форсированная индустриализация – 2-ая модель 1930-1941 гг. (модель территориального комбината). 3. Модель территориально – производственного комплекса (территориальный принцип управления) 50-е гг.(46-59). 4. Комплексные программы регионального развития (централизация), НТР, Регион для страны, освоение целинных и залежных земель - 60-79 гг. 5. Застой в 80-е гг.(нет четких моделей) 6. 90-е гг. (свобода во всем, децентрализация, рыночная экономика и пр.)
7. XXI век (крайняя степень централизации) Т.о. в данном разделе необходимо отметить особенности современного Урала (в экономическом, социальном положении, его значимости для РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|