Ассоциации экономического взаимодействия и Федеральные округа
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В конце 80-х гг. в условиях перестройки началось движение снизу – инициатива по формированию ассоциаций экономического взаимодействия. В это время границы экономических районов были разорваны и оформились лишь к 1993 г. В период нерегулируемой суверенизации регионов (середина 1990-х годов) каждый из них был предоставлен самому себе. Правительство не могло не видеть негативных последствий подобной «демократизации» в экономике. Предпринимались попытки экономической интеграции субъектов Федерации, в частности, с помощью ассоциаций экономического взаимодействия. Постановление Правительства РФ «О координации и обеспечении деятельности межрегиональных ассоциаций» (апрель 1993 г.) по сути дела сформировало Положение об ассоциациях экономического взаимодействия. Легитимность ассоциациям придало единственное Постановление, принятое Правительством РФ в 1992 г., - «Правовые основы формирования и деятельности региональных ассоциаций экономического взаимодействия Российской Федерации». Т.о. цель создания ассоциаций: использование преимуществ кооперации и координации действий по стабилизации экономики и решению вопросов комплексного соц. – эк. развития региона, снижения социальной напряженности в условиях перехода к рыночной экономике. 1991-1993 гг. – действовали как общественные организации: - на 1-ом плане у них экономическое, а не политическое развитие. - Добровольное участие в ассоциации - Мягкое членство – один и тот же субъект мог быть в разных ассоциациях - Равенство всех участников Всего 8 ассоциаций: Центральных районов Черноземья Большая Волга Северо-Запад Северо-Кавказская Сибирское соглашение
Дальневосточная Большой Урал (Ассоциация областей и республик Уральского региона: Башкирия, Удмуртия – округи; Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области). Дополнительная информация об Ассоциациях: Высшим руководящим органом каждой Ассоциации являются их коллегиальные органы в лице либо Совета, либо Правления, либо Координационного совета, возглавляемые председателем или президентом Ассоциации. Для обеспечения реализации региональной политики, разработанной региональными экономическими сообществами, руководящие органы Ассоциаций разработали и утвердили соответствующие руководящие структурные подразделения - Координационные органы взаимодействия и управления. Если в состав высших руководящих органов Ассоциаций экономического взаимодействия входят руководители законодательных (представительных) и исполнительных (администрация) органов власти субъектов Федерации, то в координационно-управленческие органы (исполнительные) - заместители глав администраций, руководители депутатских комитетов и групп законодательных органов субъектов Федерации, руководители департаментов, управлений, а также специалисты, ученые и др. Координационно-управленческие органы Ассоциаций экономического воздействия - это решающее исполнительное звено в системе механизмов разработки и реализации региональной политики, в которой должны всесторонне отражаться и обеспечиваться интересы территорий каждого члена Ассоциаций - субъекта Федерации. Позитивными моментами деятельности межрегиональных ассоциаций являются следующие: - осуществление постоянно действующего социально-экономического мониторинга в регионе на основе статистических данных территорий, выявление динамики экономических региональных процессов, их оценка и прогноз; - совместное формирование концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов; согласование экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям; ориентация на реализацию политики импортозамещения по ряду видов товарной продукции;
- организация разработки и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории региональных проблем; формирование стратегии совместных территориальных государственных заказов; - выработка предложений по рациональному размещению производительных сил в регионе, установлению кооперированных связей между предприятиями; создание совместных межрегиональных производственных, рыночных структур; - обмен опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера; - объединение интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий экономических, научно-технических, социальных проблем; проведение совместных научных исследований: организация общерегиональных научно-практических конференций, семинаров; - организация информационного обеспечения территорий и их субъектов коммерческо-производственной, научно-технической, сводной статистической информацией; - подготовка предложений в федеральные органы власти по общей корректировке курса экономического развития страны, по отдельным экономическим проблемам, имеющим федеральное и региональное значение; - формирование на основе взаимных экономических интересов соглашений с другими регионами, областями и республиками, межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия; совместное решение с ними общих социально-экономических проблем. Ассоциации экономического взаимодействия можно рассматривать как проявление одной из форм реализации современной научной российской идеологии становления российского федерализма и межрегиональных экономических отношений в области разрабатываемой политики экономического федерализма на базе становления и укрепления межрегиональных экономических отношений (федеральной региональной политики).
2000 г. – административная реформа – создание Федеральных округов, за основу взяты военные округа. Т.к. для задач оперативного управления страной имеющаяся сетка экономических районов во многом не является оптимальной.
В мае 2000 г. на территории России было образовано 7 федеральных округов. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента РФ. Федеральные округа не затрагивают основное административно-территориальное деление, и являются формой укрепления вертикали государственной власти. Виды округов на территории России: Центральный федеральный округ (г. Москва в центре) Северо-Западный федеральный округ (центр - Санкт-Петербург) Южный федеральный округ (центр - Ростов-на-Дону) Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород) Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург) Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск) Дальневосточный федеральный округ (центр - Хабаровск) Т.О. благодаря федеральным округам исторически, территориально и экономически связанные регионы получили механизм, стягивающий их в более крупные образования с более серьезными возможностями. Сегодня можно говорить о запуске процесса складывании окружных экономик, которые обзаводятся собственными программами развития и закладывают финансовую основу своей деятельности. Для взаимодополняющей кооперации подгоняются друг к другу производственные потенциалы. Все больше управляющих функций передается с регионального уровня на окружной. При этом политические элиты понимают, что эти утраты отчасти компенсируются новым каналом связи с центром - прямым выходом полпредов на Кремль и президента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|