Проблема мозговых механизмов психики («мозг и психика»). Соотношение психологии и физиологии
А.Р. Лурия своими многочисленными исследованиями в области нейропсихологии и психофизиологии непосредственно продолжал и развивал материалистические традиции отечественной психологической науки, берущие начало от И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Им и его сотрудниками была проведена большая теоретическая и экспериментальная работа по конкретизации фундаментального положения материалистической психологии о мозге как субстрате психических процессов. Вынося «источники» происхождения и содержания психики («сознательной деятельности и категориального поведения») за пределы мозга, в общественно-историческую среду, А.Р. Лурия изучал мозг как орган, осуществляющий, реализующий психические процессы. При разработке проблемы соотношения мозга и психики, т. е. проблемы локализации высших психических функций, А.Р. Лурия исходил из работ Л.С. Выготского, посвященных изучению нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В своем докладе «Психология и учение о локализации психических функций», сделанном в 1934 г. на I Всеукраинском съезде по психоневрологии ([7]), Л.С. Выготский сформулировал ряд положений, составивших принципиально новый подход к проблеме локализации психических функций, или «проблеме отношения структурных и функциональных единиц в деятельности мозга». Последовательное теоретическое и экспериментальное развитие этих положений и составило основное содержание работы А.Р. Лурия в области нейропсихологии. Развивая идеи Л.С. Выготского, с одной стороны, и идеи И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина — с другой, А.Р. Лурия обосновал теорию системной динамической локализации высших психических функций человека, представляющей собой существенное продвижение в решении сложнейшей методологической проблемы психологии — «мозг и психика».
Эта теория могла возникнуть лишь на базе учения о прижизненном формировании, системной организации и опосредствованном строении высших психических функций человека, а также на современных знаниях об анатомии и физиологии мозга человека. Пересмотрев понятие «психическая функция», бытовавшее в классической неврологии как понятие о далее неразложимых «способностях» или «свойствах» психики, и последовательно разработав понятие «функция» как «функциональная система», А.Р. Лурия сумел обосновать стройную теорию мозговых механизмов психических процессов. Согласно данной теории, каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым, однако различные мозговые структуры выполняют различную дифференцированную роль. Различные звенья психологической системы «размещены» в различных — корковых и подкорковых — структурах и многие из них могут замещать друг друга. При поражении определенного участка мозга (и прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает «первичный» дефект, т. е. нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактора). Одновременно в виде системного следствия возникают «вторичные» дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы. Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определенным фактором; таким образом, непосредственному соотнесению с мозговой структурой подлежат не сама высшая психическая функция и даже не отдельное ее звено, а различные факторы (или физиологические принципы работы мозга), на которые она опирается. Тем самым в теорию локализации высших психических функций человека А.Р. Лурия было введено физиологическое понятие — фактор, и благодаря этому преодолена ограниченность психоморфологического мышления, непосредственно соотносящего, по выражению И.П. Павлова, «непространственные психологические понятия с пространственной структурой мозга» ([10], [28], [29], [32], [33], [36], [40] и др.).
Теория системной динамической локализации высших психических функций — крупнейшее достижение советской нейропсихологии, основанное на огромном. фактическом материале, собранном А.Р. Лурия и его сотрудниками на протяжении почти 50 лет работы в клинике локальных поражений головного мозга. Ценность этой теории прежде всего в том, что впервые предпринята попытка дать научное объяснение мозговой организации не элементарных сенсорных или двигательных функций, а сложных сознательных форм психической деятельности. Теория системной динамической локализации высших психических функций смогла объяснить клинические факты, которые не могли быть поняты ни с позиций узкого локализационизма, ни с позиций антилокализационизма, а именно: а) появление не одного, а целой совокупности нарушений психических процессов (синдрома) при поражении того или иного участка мозга; б) существование различных форм нарушений одного и того же психического процесса при поражении различных областей мозга; в) восстановление (спонтанное или направленное) нарушенных психических функций, возможность выполнения той же психологической задачи другими средствами. С помощью конкретных экспериментальных исследований, проводившихся в клинике локальных поражений головного мозга, А.Р. Лурия удалось приблизиться к пониманию мозговых механизмов различных познавательных процессов: речевых функций (активной речи, понимания, письма, чтения), различных видов памяти, восприятия, логического и наглядно-образного мышления, а также произвольных движений и действий ([28], [29], [32], [36], [40], [41], [53], [56] и др.). А.Р. Лурия внес существенный вклад в разработку проблемы соотношения психологии и физиологии. А.Р. Лурия отвергал «физиологическую психологию», пытавшуюся свести все многообразие психической жизни к элементарным физиологическим
процессам. Он считал, что физиологический редукционизм в любой форме не может быть достаточно продуктивным для объяснения сложных видов сознательной, целенаправленной человеческой деятельности, в какой бы области практики (педагогической, производственной, медицинской) он ни применялся А.Р. Лурия писал, что «возникла настоятельная необходимость создать новую отрасль науки — физиологию целостных форм психической деятельности, которая могла бы ответить на вопрос о физиологических механизмах наиболее сложных видов сознательного, целенаправленного и саморегулирующего поведения» [44; 15]. Такую физиологию А.Р. Лурия называл «психологической» или «психологически ориентированной». Корни «психологической физиологии» А.Р. Лурия видел в трудах И.М. Сеченова, впервые указавшего на необходимость естественнонаучного анализа сознательной деятельности человека, той качественной специфики человеческого поведения, когда, по выражению И.М. Сеченова, «чувствования превращаются в повод и цель, а движения — в действия», в трудах И.П. Павлова, создавшего теорию условных рефлексов и экспериментально доказавшего условно-рефлекторную природу психического. Весьма существенный вклад в дело построения «психологической физиологии», по мнению А.Р. Лурия, был сделан Н.А. Бернштейном, сформулировавшим основы «физиологии активности», и П.К. Анохиным, создавшим теорию функциональных систем. Однако А.Р. Лурия указывал, что ни «физиология активности», ни «теория функциональных систем» не образуют еще законченную физиологическую систему, которая полностью отвечала бы основной задаче — дать физиологический анализ целостных форм сознательной произвольной психической деятельности человека. Обе теории заложили лишь основы для решения этой проблемы; необходима дальнейшая работа по теоретическому и экспериментальному обоснованию «психологически ориентированной» физиологии. При этом важно изучать (как на макро-, так и на микроуровнях) не столько спонтанную электрическую активность мозга, сколько системные биоэлектрические закономерности, обеспечивающие реализацию различных конкретных видов психической деятельности ([43], [44], [55], [56] и др.). А.Р. Лурия считал, что в разработку «психологической физиологии» серьезный вклад вносят исследования М.Н. Ливанова, Н.П. Бехтеревой и ряда других физиологов, направленные на изучение системных закономерностей работы мозга, а также психофизиологические исследования в области нейропсихологии, изучающие роль различных мозговых структур и их интеграции в построении высших форм сознательной психической деятельности ([44]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|