Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые проблемы определения объекта и объективной стороны административного правонарушения




 

В теории уголовного и административного права в последние десятилетия преобладает точка зрения, согласно которой общим объектом состава правонарушения являются общественные отношения, подверженные посягательству со стороны правонарушителя. Существует мнение, что, совершая противоправное деяние, правонарушитель тем самым нарушает сложившиеся традиционные общественные отношения в какой-то сфере жизнедеятельности человека, общества, государства, которые охраняются, например, санкциями административного законодательства.

В таком мнении имеются существенные недостатки, которые возносятся научным сообществом до высот достоинств вопреки элементарной логике.

Законодательство об административных правонарушениях можно разделить на два вида - нормы материального права и нормы процессуального права. Правонарушитель, совершая противоправное деяние, посягает прежде всего на нормы материального права, содержащиеся в КоАП РФ. В Кодексе сконцентрированы нормы-задачи, нормы-принципы, нормы- предметы ведения, нормы-запреты, нормы, закрепляющие конкретные права и обязанности за различными субъектами права, нормы ответственности (санкции), нормы давности, нормы-стимулы, нормы-ограничения и т. д.
Происхождение слова «отношенье» В.И. Даль связывает с глаголом «относить», который сам по себе означает какое-то действие: «что от чего удалять, отдалять, переносить далее»; «что куда, к чему приписывать, находить причину, повод, связь»; «принадлежать, состоять в связи, в ведении, в зависимости». Само слово «отношенье» В.И. Даль не связывал с публичностью и общественным отношением, аспект которого используют наши современные общественные науки [18].

Слово «отношение» С.Н. Южаков рассматривает только в рамках математики как «результат сравнения двух однородных величин, называемых членами отношения. Арифметическое отношение соответствует вопросу, на сколько один член больше другого». Аналогичного мнения придерживаются Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Кроме того, они дополняют слово «отношение» еще одним смысловым значением и в итоге получают, что отношение - это «1) логическая связь (сравнение, сопоставление в пространстве, времени, причинности, целесообразности), которую мышление находит между двумя состояниями сознания; 2) математический вывод, получаемый из сравнения двух величин».

В словаре С.И. Ожегова отношение - это «взаимная связь величин, предметов, действий… взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве». По Б.М. Волину и Д.Н. Ушакову отношение - это «1) действие по глаголу «отнестись»… 2) связь, касательство, участие… 3) взаимное общение, связь между кем-, чем-нибудь (людьми, обществами, странами и т. п.), образующаяся из общения на какой-нибудь почве».

Наконец, В.В. Лопатин и Л.Е. Лопатина рассматривают отношение как «тот или иной характер поведения, обращения кого-нибудь с кем-, чем-нибудь... взгляд на что-нибудь, понимание чего-нибудь… связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве».
Таким образом, термин «отношение» имеет широкое применение, которое отражается в русском языке, математике, психологии и многих других науках, но главное то, что он обязательно предполагает движение, динамику поведения, активное действие.

Статика или покой несовместимы с термином «отношение», поэтому нельзя согласиться с утверждением А.П. Коренева о том, что «к материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права». Дело в том, что всякое правоотношение, в том числе общественное отношение, присуще в основном процессуальным отраслям права [19]. Если рассматривать ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ (за исключением процессуальных норм, содержащихся в КоАП РФ), то они сосредоточили, как правило, совокупность материальных норм права, а им свойственна статика, а не динамика. Последняя есть удел процессуальных норм права, где и возникают процессуальные правоотношения. Материальные нормы права - относительно застывшая на какой-то промежуток времени правовая материя, которая не может немножко или «множко» двигаться, поскольку это будет противоречить ей как таковой.
Административные правоотношения - управленческие правоотношения, которые сомнительно представлять себе как статические отношения. Это движение и процесс, без чего невозможно управляющее воздействие. Пассивность, наоборот, наказуема в различных видах юридической ответственности.

Административное правонарушение посягает в административном праве, как правило, только на материальные нормы права, находящиеся в статическом состоянии. Так, если у субъекта права имеется конкретное потенциальное право, то это еще не означает автоматического возникновения, изменения, прекращения правоотношения на основании его правомочия; оно может никогда и не возникнуть. Например, у большинства россиян имеется потенциальное право приобрести в торговой сети охотничье ружье, но само право не порождает у значительной части граждан никаких мыслей или телодвижений в этом направлении, т. е. такие отношения у них не возникают, не изменяются, не прекращаются. Как только гражданин начинает оформлять покупку и регистрацию охотничьего ружья, возникают реальные правоотношения с соответствующими компетентными инстанциями: регистрационные - с разрешительной системой органов внутренних дел; купли-продажи - с магазином оружия; договорные - с организацией по изготовлению сейфа под покупаемое оружие и др. Сами правоотношения порождают отдельные процедуры, объединенные в единый процесс приобретения человеком оружия.

Следовательно, всякие отношения влекут за собой конкретный процесс этих же отношений. Материальные нормы сами не порождают правоотношения, а те отношения, которые образовались, являются процессуальными, возникшими на основе процессуальных норм. Причем такой процесс не обязательно должен выстраиваться по какому-то процессуальному кодексу, он может быть урегулирован иными процессуальными правовыми нормами.

Следует согласиться с мнением Севрюгина В.Е., который утверждает, что «материальные нормы, а их большинство, устанавливают юридические границы и объемы правового регулирования… определяют права, обязанности и ответственность субъектов [20]. Административно-процессуальные нормы служат реализации материальных норм, но не всех а лишь тех, которые требуют нормативно установленной последовательности действий и этапов принятия конкретных решений». Это в полной мере относится к законодательству об административных правонарушениях. Его материальные нормы устанавливают, например, ответственность за возможное совершение административного правонарушения, но не порождают автоматически каких-либо правоотношений, поскольку такие нормы изначально статичны. Статика материальных норм нарушается динамикой правонарушителя, созданными им же правоотношениями, которые с самого начала облачены в конкретный процесс.
Административно-правовая норма, устанавливающая меры административной ответственности, например в Особенной части КоАП РФ, является нормой материального права, которая сама не порождает административного правоотношения, а создает некоторые правовые предпосылки для реализации процессуальных норм права, которые образуют самостоятельно правоотношения в правонарушении. «Материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.».

Правонарушитель не может совершать посягательство на объект административного проступка в виде общественных отношений, поскольку этих отношений на момент посягательства пока нет. Нарушитель, вторгаясь в сферу материальных прав, привносит сам же из внешней среды отношения в виде противоправного деяния. Отношения правонарушителя вступают во взаимодействие с нормой материального права в виде конкретной статьи
КоАП РФ. Процесс взаимодействия и есть административное правонарушение. Таких процессов может быть множество, а нарушенная норма всего одна, которая выступает в качестве формального индикатора выявления противоправности у всякого деяния. Деяния не обогащают и не уменьшают ее как таковую, норма остается сама собой до ее отмены или изменения.

Таким образом, привнесенные с собой правоотношения не могут стать для правонарушителя чем-то внешним, на что он посягает, ибо он главный участник и прародитель этих правоотношений. Они могут быть внешними на момент начала посягательства только для нарушенного материального права, закрепленного в Особенной части КоАП РФ, распорядителем и носителем которого является всегда потерпевший в качестве человека, общества, государства. Нельзя рассматривать общественные отношения как объект состава правонарушения. В этом качестве выступает, как правило, нарушенная материально-правовая норма.

 

Заключение

Всю свою жизнь человек постоянно принимает участие в различных общественных отношениях, участие в которых может приносить как значительную пользу, так и определенный вред. В связи с этим общество, в процессе своего исторического развития, устанавливает определенные рамки дозволенного социально значимого поведения. Указанные в праве отношения, выходящие за границы дозволенного, оцениваются как правонарушения. Для успешного решения задачи искоренения правонарушений требуется применение наиболее эффективных средств борьбы с ними, что указывает нам на необходимость более детального определения понятия и признаков правонарушений. До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения и его характерных признаков в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным. Чаще всего он лишь попутно проявлялся в отдельных работах, затрагивающих понятие преступления. Не редко в данных работах подчеркивалось сходство административного правонарушения с преступлением, и недостаточно определялись его специфические черты и особенности, отличные от преступления. А ведь надо не забывать, что точное определение понятия административного правонарушения и конкретных его признаков имеет не только теоретическое, но и очень важное практическое значение для сохранения правопорядка и осуществления законности в государстве.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности ч.1 ст.2.1 данного Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков. Это такие признаки как: 1) конкретное деяние физического или юридического лица (действие или бездействие); 2) противоправность; 3) виновность; 4) наказуемость; 5) общественная опасность. Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица. Это объясняется тем, что правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный в определенной объективной форме. Значимость этой черты может быть выражена в общепринятом положении «за мысли, намерения или цели не судят». Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. Двумя возможными вариантами противоправных деяний физических и юридических лиц являются действие и бездействие:- Действие (активное поведение) - это активное невыполнение законного требования, обязанности, нарушение установленного запрета -Бездействие (пассивное поведение) - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т. е. бездействовал.

Также административное правонарушение всегда противоправно, т. е. нарушает нормы действующего административного законодательства.

Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию. Признать лицо виновным - означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Так, в ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются именно эти две формы вины: Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».

 

Список литературы

I. нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 4 августа 2014. № 31.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ) // Российская газета.№ 56. 8 декабря 1994г.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. измен. от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ) // Российская газета. № 113.18 июня 1996г.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ(с посл. измен. от 29 декабря 2014 г. № 480-ФЗ) //Российская газета. № 148-149. 06 августа 1998г.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 января 2001 № 195-ФЗ (с посл. измен. от 12 февраля 2015 г. № 17-ФЗ) // Российская газета. № 256. 31 декабря 2001г.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 № 95-ФЗ (с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 527-ФЗ) // Российская газета. № 137.27 июля 2002.

7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ) // Российская газета. № 266. 30 декабря 2008.

 

II. Литература

8. Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.-456с.

9. Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. -376с.

10. Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2012.-328с.

11. Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 2013.-398с.

12. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:- 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2013.-367с.

13. Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2013.-325с.

14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб. - М., 1881.Переиз.2011.-289с.

15. Коржанский Н.И. Очерки теории уголовного права. Волгоград, 2013.-345с.

16. Коренев А.П., Кикотя, В.Я. Административное право России, учебник /
А. П. Коренев, В. Я. Кикотя. - М.: юристъ, 2012.-326с.

17. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2013.-348с.

18. Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. М., 2012.-367с.

19. Липатов Э.Г. Административное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.-356с.

20. Мальков, В. П. Состав преступления в теории и законе / В. П. Мальков // Государство и право. 2012. №7.-С.28-35.

21. Мурзилов А. И. Преступление и административное правонарушение. М., 2012.-318с.

22. Оксамытный В. В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.В. Оксамытный. - М.: Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2014.-298с.

23. Попов Л. Л. Административное право, учебник / Л. Л. Попов. - М.:Юристъ, 2012.-319с.

24. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. - М.: Норма, 2014-27с.

25. Серков П. П. Судебная практика по делам об административных правонарушениях//М.: Норма, 2013.-345с.

26. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству: учебное пособие. - М., 2012.-337с.

27. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014.-365с.

28. Хачатуров Р.Л. О правонарушаемости, ответственности и безответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4.С.26-31.

29. Якуба О. М. О признаках административного правонарушения //Правоведение. 2013. № 3. –С.34-45.

 

III. Материалы практики

30. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»(с измен. и доп. от 10 ноября 2011 г. № 71).// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. № 7.

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Статистика по административным правонарушениям всего по России

за 2011-2012 годы (согласно информационным ресурсам ФКУ «ГИАЦ МВД РФ»)

 

 

 

 

 

 

Год Число дел об административных правонарушениях (ед.) Наложе­но адми- Сумма нало­женного штрафа (тыс. руб.) Сумма взы-сканно-го штра­фа (тыс. руб.) Число привлеченных к адми­нистративной ответственности
возбужден­ных долж­ностными лицами из них на­правленных в другие органы рассмотрен­ных в уста­новленном порядке нистра-тивных штрафов (ед.) граждан (чел.) долж­ностных лиц (чел.) юридиче­ских лиц (ед.)
                 
  1 149 724 1 087 447 41 626 39 132 74 171 62 733 28 294 11 974  
  1 348 567 1 144 350 144 702 87 968 135 271 108 797 133 379 11 096 1 750

[1] Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.С.187.

[2] См.:Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. И.Ш. Киляс-ханова, А.И. Стахова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С.175.

 

[3] Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2012.С.98

[4] См.:Серков П. П. Судебная практика по делам об административных правонарушениях//М.: Норма, 2013.С.267.

[5] См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб. - М., 1881.Переиз.2011.С.167.

[6] Якуба О. М. О признаках административного правонарушения //Правоведение. 2013. № 3.С.37.

[7] Хачатуров Р.Л. О правонарушаемости, ответственности и безответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4.С.27.

[8] Попов Л. Л. Административное право, учебник / Л. Л. Попов. - М.:Юристъ, 2012.С.189.

[9] Липатов Э.Г. Административное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.С.154.

[10] Мальков, В. П. Состав преступления в теории и законе / В. П. Мальков // Государство и право. 2012. №7.С.28.

[11] Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству: учебное пособие. - М., 2012.С.198.

[12] Попов Л. Л. Административное право, учебник / Л. Л. Попов. - М.:Юристъ, 2012.С.134.

[13] Оксамытный В. В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.В. Оксамытный. - М.: Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2014.С.183.

[14] См.:Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014.С.148.

[15] Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.С.276.

[16] Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.С.216.

[17] Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2012.С.287.

[18] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб. - М., 1881.Переиз.2011.С.189.

[19] Коренев А.П., Кикотя, В.Я. Административное право России, учебник /А. П. Коренев, В. Я. Кикотя. - М.: юристъ, 2012.С.245.

[20] Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству: учебное пособие. - М., 2012.С.234.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...