Постарайтесь избежать ошибок
Стр 1 из 4Следующая ⇒ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ФОНДА ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА: НАУКА И ПРАКТИКА Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина ДЕТИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ Советы начинающим родителям-воспитателям
МОСКВА «ДОМ» 1993 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение ББК 74 И 21 Серия «Проблемы детства: наука и практика» Редколлегия: Е. М. Рыбинский — канд. пед. наук Л. В. Кузнецова — канд. пед. наук Ю. Е. Лапин — канд. мед. наук М. Л. Любимова — науч. сотрудник Редактор: Л. В. Кузнецова Иванова Н. П., Заводилкина О. В. И21 Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. — М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993. ISBN 5-85201-246-7 Брошюра сотрудников НИИ детства: кандидата педагогических наук Н. П. Ивановой и научного сотрудника, психолога О. В. Заводилкиной — посвящена проблемам воспитания в приемной семье детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей. Приемная семья — наилучший путь помощи детям, нуждающимся в родительской любви и заботе. Воспитание и развитие таких детей — дело трудное. Эти основные трудности и пути их преодоления освещаются в данной работе. И 4312000000-105 ББК 74 062(02)-93 © НИИ детства Российского детского фонда, 1993 ISBN 5-85201-246-7 ВВЕДЕНИЕ Большинство детей живут в семьях. Существует много моделей семьи: полная (где есть отец и мать), неполная (с одним родителем, чаще матерью), смешанные (при повторных браках) семьи, имеющие усыновленных или приемных детей. Особое место среди различных моделей семьи занимает так называемая приемная семья, в которой вместе с родными детьми живут пять и более приемных.
В России до настоящего времени проблема приемных детей не стояла так остро. Во все времена были сердобольные люди, которые воспитывали приемышей, ставили их на ноги. Сегодня ситуация стала сложнее: растет число детей, лишенных семьи, родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах. Появились дети-бомжи, не желающие возвращаться в семью, где они не находят тепла и заботы. Дети остро нуждаются в понимании, поддержке других людей. Такую поддержку они находят и в приемной семье. На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы, особенно если приемные дети — маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать приемным родителям. Родителям понадобится умение помочь приемным детям войти в семью. А это очень непросто — создавать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового сообщества. Дети после трех лет уже имеют свой жизненный опыт, приобретенный в детском доме, в неблагополучной семье. Новые условия приемной семьи смягчают, но не устраняют чувство оторванности от прежней жизни, приобретенных привычек, привязанностей. У детей существуют индивидуальные проблемы, которые необходимо разрешить. Для этого родителям нужны хотя бы элементарные знания как по педагогике и психологии, так и по медицине, дефектологии. Это необходимо потому, что кроме создания условий для нормальной жизни ребенка приемные родители особое внимание уделяют стрессовым состояниям детей и обеспечивают их реабилитацию. И если вы решились принять ребенка в свою семью, то это значит, что вы беретесь удовлетворить его потребность в любви, в защищенности, поможете узнать цену самому себе, будете развивать его способности, то есть вырастите полноценного человека — творца своей жизни.
В данной брошюре предприняты попытки выделить наиболее важные проблемы в воспитании и развитии приемных детей, дать некоторые, самые общие, советы, которые сориентируют приемных родителей на собственные поиски решения трудных ситуаций, возникших в семье. Авторы в данной работе обобщили собственные наблюдения, использовали специальную литературу. В брошюре также использованы материалы научных сотрудников Института детства кандидатов педагогических наук Виноградовой Е. В. и Дворянцевой Н. М. ПЕРВЫЕ ШАГИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ СЕМЬИ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ РЕШЕНИЕ До вашего официального заявления о решении взять в семью приемного ребенка (или несколько детей), то есть организовать семейный детский Дом (приемную семью), необходимо проанализировать эту ситуацию с разных сторон. Обеспечение нормального ухода и воспитания ребенка — это прежде всего удовлетворение его основных потребностей в пище, домашнем очаге, охране здоровья, социальном и личностном развитии. В связи с этим приемные родители должны быть людьми социально зрелыми, компетентными в вопросах планирования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства. Они должны вести здоровый образ жизни, учить этому своих детей, уметь лечить легкие детские заболевания. Формирование трудовых навыков, отношения к обществу, системы ценностных ориентации детей во многом зависит от приемных родителей, их собственных взглядов, привычек, навыков. Родители должны быть экономически самостоятельными, иметь нормальные жилищные условия. а) Почему вы решаетесь на этот шаг? Что это: неудовлетворенная потребность иметь много детей, большую семью? Или жалость к обездоленным детям, горячее желание помочь им? Возможность улучшить материальное положение своей семьи? Это — путь для самоутверждения, повышения своего общественного статуса? Ответы на эти вопросы прежде всего самим себе дадут либо уверенность в правильности принимаемого решения или, наоборот, помогут от него отказаться.
б) Как к этому относятся ваши близкие? Чаще всего инициатором создания приемной семьи бывает мать, но нередко — отец и старшие дети. Неважно, кому первому пришла в голову эта идея, самое главное — чтобы одобряли и поддерживали ее все члены семьи. На начальной стадии обсуждения о том, как изменится жизнь семьи с появлением приемных детей, преобладают эмоциональные оценки, ощущается влияние социального одобрения такого решения, удовлетворения от собственного благородства. Все, безусловно, правильно, немногие пока решаются на это. Но за эмоциональными переживаниями должно прийти осознание каждым членом семьи ответственности за судьбу приемных детей. Причем мать, отец, дети должны понять, что многое из образа жизни их семьи будет изменено, устроится по-другому. Основная тяжесть (физическая, моральная, Эмоциональная) ложится на плечи матери. Поэтому необходимо проанализировать свои возможности: как вынести большие дополнительные нагрузки в организации домашнего быта, питания, общения с домашними и окружающими людьми; сможете ли сохранить полноценные отношения с мужем, как примет он чужих детей? Подумайте о помощниках — это близкие, родственники, друзья. Их положительное отношение к вашему решению тоже очень важно. в) Какой у вас характер? Есть ли призвание к воспитанию детей? Раздражительность, нетерпимость, деспотизм — эти черты характера невозможны для родителя-воспитателя. Мягкость, требовательность, доброжелательность, стремление понять, пойти навстречу — основа для взаимопонимания. А еще — знание особенностей развития и воспитания детей, особенно детей из интернатных учреждений, детей, имеющих отклонения в развитии, здоровье, психике. Есть немало примеров, когда трудный характер ребенка, непослушание провоцируют эмоционально незрелых родителей, не знающих закономерностей развития, не имеющих навыков взаимодействия с ребенком, к жестокому обращению. Стремясь изменить поведение ребенка, такие родители чрезмерно жестко управляют его поведением, но это не приводит к желаемому успеху.
г) Есть ли у вас административные способности? С созданием семейного детского дома в семье появляется много новых дел. Ведение большого хозяйства требует навыков экономического расчета, планирования бюджета, учета расхода средств. Для построения правильных отношений с государственными органами неплохо бы было ориентироваться в юридических актах, постановлениях правительства, относящихся к проблемам детей, лишенных попечения родителей, и т. д. Советуем вам познакомиться с Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения», в котором определяется размер денежных выплат родителям-воспитателям и нормы денежных пособий на детей. ВАША СЕМЬЯ РАСТЕТ Чаще всего приемными становятся дети из интернатных учреждений (домов ребенка, детских домов и интернатов). Это несчастные дети. Несмотря на малый возраст, они уже хватили лиха, имеют опыт жизни в неблагополучной семье, а потом — в интернате или детском доме. Как правило, у них проблемы и со здоровьем, и с развитием, и с поведением. С этими детьми трудно. Поэтому особенно важно заранее продумать, детей какого возраста, пола, состояния здоровья лучше взять (например, согласны ли вы взять больного ребенка, ребенка с физическими недостатками?). Психологи считают, что жизнь семьи строится успешнее, если есть два маленьких ребенка до трех лет, два-три дошкольника и два-три подростка, которые являются опорой родителей. Знакомясь с детьми, необходимо понаблюдать за ними какое-то время, изучить их документы, узнать о родителях, родственниках, о состоянии здоровья. Если хватит сил и времени, то с первых же дней создания новой семьи постарайтесь вести дневник наблюдения. Если там, где вы живете, негде лечить детей с хроническими (особенно с психическими) заболеваниями, то ни в коем случае не берите таких детей, так как вы не сможете обеспечить их выздоровление. Иногда необходимо проявить настойчивость, чтобы получить от медицинского и педагогического персонала учреждения полные данные о ребенке, о его характере, наилучших путях сближения и взаимодействия с ним. Приемная семья оформляется как юридическое лицо, если в ней воспитываются пять и более приемных детей. Тогда родителю-воспитателю выплачивают зарплату, в действие входят все полагающиеся льготы, выплаты и т. п. Не торопитесь сразу принять большое количество детей. Как показывает опыт, в семье, где воспитываются больше десяти детей, теряются интимность семейной атмосферы, возможность уделять постоянное внимание каждому ребенку.
ПОСТАРАЙТЕСЬ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК Родители, принимая в семью приемных детей, движимы желанием помочь им, сделать их счастливыми. Желая отдать детям все силы и душу, они ждут ответной благодарности, любви. Но иногда вместо благодарности и послушания дети отвечают грубостью, ленью, обманывают, более того — иногда берут без спроса вещи и продают их. Как правило, эти дети не владеют навыками самообслуживания. Нужно знать особенности таких детей и быть готовыми к трудностям. Иначе возникает беспомощность, неуверенность в своих силах, даже отвержение детей, вплоть до решения вернуть их в детский дом. Еще хуже, если, не зная, как выйти из такой ситуации, родители начинают прибегать к наказаниям, жестокому обращению с ребенком. Так образуется замкнутый порочный круг: отвержение ребенка растет, а это значит, что он лишается главных потребностей: в защите, любви, в позитивных отношениях с другими детьми и взрослыми. Не желая того, родители унижают его, перечеркивая все личностные достижения маленького человека. При отпоре со стороны ребенка ситуация становится конфликтной. Но самое тяжелое то, что не появляется эмоциональной близости с родителями-воспитателями, чувства защищенности от внешнего мира в рамках семьи. Психологически ребенок чувствует себя точно так же, как и в интернате, только еще сложнее, так как попал в новые условия, в более «тесную клетку». Чтобы избежать этого, надо помочь детям войти в вашу семью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|