Виктор Астафьев Ария Каварадосси
Весной сорок четвертого года наша часть после успешного наступления заняла оборону. Ночами лежали мы с открытыми глазами и смотрели в небо. Да какой уж тут сон, когда в душе сплошное беспокойство, оттого что сады цветут, кузнечики, будто заведенные часики, отсчитывают минуты и целые весенние вечера, уходят безвозвратно. Иногда на передовой появлялась агитмашина и, над окопами разносился голос сдавшегося в плен арийца. Немец говорил, а мы считали, что лучший оратор тот, который укладывает свою речь в два слова: «Гитлер — капут!» Немцы тоже вывозили на передовую свою агитмашину. Теперь уже пленный, Иван, конфузливо спотыкаясь, уверял нас в том, что на немецкой стороне не житье, а рай, и что неудачи их, временные, и что Гитлер уже двинул на нас «новое» секретное оружие… Стало темнеть. Впереди, в траншее, кто-то запел: Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, Тускло звезды мерцают… И он словно бы почувствовал нас. И пехотного окопа, тихо и печально раздалось: Но это была какая-то совсем другая песня. Она звучала печальней первой. В тихой природе сделалось еще тише, даже по ту сторону фронта вроде бы все замерло. … Нам стало жаль его, себя, тех, кто не дошел до этого поля, заросшего дурманом, не слышал этой песни, и тех, кто остался там, в сибирских и уральских деревушках, одолевая в трудах и горестях тяжкие дни войны.
Но час настал, И должен я погибнуть, И должен я погибнуть, Но никогда я так не жаждал жизни!.. Неожиданно в окопах противника щелкнул выстрел. Он прозвучал как пощечина. В ответ на этот выстрел резанул спаренный пулемет. Нити трассирующих пуль частой строчкой начали прошивать ночь, пальба разрасталась, ширилась, земля дрогнула от взрывов. Мимо меня промчались люди; кто-то из них крепко, по-русски, ругался: «Не трожь песню, гад! Не трожь!..» Я тоже что-то кричал и строчил из автомата. И уже ничто не могло удержать разъяренных людей. Они хлынули вперед, перемахнули нейтральную полосу, заполнили передовые траншеи противника и с руганью ринулись на высоту, которую мы не смогли отбить у фашистов ранней весной. Навстречу нам высыпала большая группа людей и побросала оружие. Оказывается, между немецкой «прослойкой», оставленной для «укрепления», и их союзниками-итальянцами произошло столкновение. Итальянцы перебили фашистов из заградотряда и сами сдались в плен.
Перепрыгнув через глубокую траншею, я увидел убитых в ночном бою солдат. Ближе других лежал чернокудрый парень в черном мундире; изо рта его тянулась густая струйка крови. «Уж не он ли это первый крикнул „Вива!“, услышав музыку родной земли?» — подумалось мне. А совсем близко от итальянца, широко раскинув руки, лежал и глядел открытыми глазами в небо наш солдат. Казалось, он ловил солнце, падающее с небес ржаным снопом. Он был совсем-совсем молод. «Возможно, этот парень, этот солдат и пел ночью?»
Польская проза) Сергей Штурм Ботиночки Весна сорок пятого была пасмурной и слякотной… Серое небо, цветом напоминавшее осточертевшие мундиры фрицев, нависало над голыми рощами, хрипло каркали вороны. Раскисшая земля противно хлюпала под ногами, липла к подошвам сапог, дальше, где-то на северо-западе, виднелись чадные дымы, и доносились звуки канонады. Советские войска заняли один из заштатных немецких городков, красивых, ухоженных, как пряничный домик из «Ганзель и Гретель». Вермахт почему-то без боёв покинул этот городишко, хотя на других направлениях яростно вгрызался в каждую пядь земли, и наша разведрота, вступив в него авангардом, не встретила никакого сопротивления. По железнодорожным путям мы прошли мимо пустого здания с вывеской «Bahnhof» («Вокзал»). Минули вокзальное строение, и после него потянулись серые, безликие параллелепипеды цейхгаузов. – Товарищ капитан, можно, я? – попросил старшина Хлупин, пожилой уже, седоватый крепкий мужик, из вятских, с которым я, тогда ещё молодой, зелёный лейтенант, начинал войну, остановился возле одного из складов. Я разрешил. Хлупин прикладом автомата сбил замок, открыл противно заскрежетавшие в петлях двери, и вошёл в полутёмное помещение. Полминуты. Послышался треск разрезаемого полотна. Ещё тридцать секунд. Я тоже зашёл внутрь, и увидел Хлупина, сидящего над взрезанным мешком с надписью готическим шрифтом: «Konzentrationslager "Auschwitz"» (Концентрационный лагерь «Освенцим»).
Из распоротого чрева мешка высыпались множество ботиночек, маленьких, несомненно, детских, и явно ношеных. Мой старшина, с кем прошли от Днепра до Одера, тот, который видел, как снаряд прямым попаданием рвёт на ошмётки солдатские тела, тела тех ребят, с которыми ты ещё двадцать минут назад хлебал из одного котелка, как плывут по рекам сотни раздутых, изуродованных трупов, как висят на виселицах растерзанные тела казнённых женщин, страшные, с расклёванными вороньём глазницами, поднял на меня влажные глаза. Он плакал…
Татарская поэзия) Муса Джалиль Волки Люди кровь проливают в боях: Сколько тысяч за сутки умрет! Чуя запах добычи, вблизи Рыщут волки всю ночь напролет.
Разгораются волчьи глаза: Сколько мяса людей и коней! Вот одной перестрелки цена! Вот ночной урожай батарей!
Волчьей стаи вожак матерой, Предвкушением пира хмелен, Так и замер: его пригвоздил Чуть не рядом раздавшийся стон.
То, к березе припав головой, Бредил раненый, болью томим, И береза качалась над ним, Словно мать убивалась над ним.
Все, жалеючи, плачет вокруг, И со всех стебельков и листков Оседает в траве не роса, А невинные слезы цветов.
Старый волк постоял над бойцом. Осмотрел и обнюхал его, Для чего-то в глаза заглянул, Но не сделал ему ничего… На рассвете и люди пришли. Видят: раненый дышит чуть-чуть. А надежда-то все-таки есть Эту искорку жизни раздуть. Люди в тело загнали сперва Раскаленные шомпола, А потом на березе, в петле, Эта слабая жизнь умерла…
Люди кровь проливают в боях: Сколько тысяч за сутки умрет! Чуя запах добычи вблизи, Рыщут волки всю ночь напролет. Что там волки! Ужасней и злей Стаи хищных двуногих зверей.
Русская проза)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|