Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный интерес представляет и классификация регионов РФ для целей региональной политики, представленная в работах Б. Лавровского.




Основной целью типологии является выявление кризисных территорий, использовано 3 показателя: уровня жизни - 1 из 10, характеризующие рынок труда - 1 из 7, экономические -1из18.

Целью представленных классификаций регионов является отбор кризисных территорий для применения к ним в будущем определенных механизмов региональной политики. При этом следует отметить, авторы классификаций по отбору кризисных территорий используют простую методику, применяемую в региональной политике ЕС, а также более сложные, например факторный анализ 48 показателей в работе Бородулиной. Это позволяет (по мере надобности то оперативно, то углубленно) строить типологии для того, чтобы целенаправленно проводить региональную политику, например выделение субсидий.

Для целей управления можно выделить несколько экономических типов регионов РФ, характеризующихся существенными объединяющими их особенностями, проблематикой, структурной спецификой. При этом отмечаются именно экономические особенности, а не различия в государственно-политическом устройстве регионов.

Так можно выделить девять типов:

· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов;

· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами;

· узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ;

· крупные индустриальные регионы средней полосы РФ;

· небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;

· крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;

· небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;

· столичные регионы;

· пограничные регионы с ярко выраженной военной функцией.

Первый тип объединяет регионы, находящиеся в северной и восточной части Российской Федерации, часто в экстремальных природно-климатических условиях. Обширные территории, преобладание малых узкоспециализированных городов и поселков, крайне редкое сельское население. Хозяйство в основном представлено малорентабельными отраслями добывающей промышленности, энергетики, цветной металлургии, лесопереработки. Большой удельный вес занимает громоздкая малоэффективная производственная инфраструктура. Низка социальная обустроенность. Собственная сельскохозяйственная база практически отсутствует или очень незначительна. Крайне обострены экологические проблемы. Велик контингент временного населения. Удобные для проживания районы занимают очень небольшую часть территории.

В финансовом плане регионы дотационные, база для формирования местных бюджетов недостаточна. Типичные представители - Мурманская и Тюменская области, Якутия.

Второй тип - крупные индустриальные области средней полосы и юга Сибири. Выделяются резким преобладанием тяжелой промышленности. Густая сеть крупных и средних городов, индустриальных поселков. Сельское население чрезмерно оттянуто в города, в результате сельское хозяйство потеряло свое былое значение и не играет существенной роли в обеспечении местных потребностей. Остры экологические проблемы. Экономика в целом рентабельна, регионы имеют значительное положительное финансовое сальдо. Социальная обустроенность не ниже среднего показателя. Типичные представители - Свердловская, Кемеровская и Ярославская области.

Третий тип - сравнительно небольшие компактные области и автономные республики средней полосы с равномерным развитием обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Население устойчиво, развита сеть исторических небольших городов. В хозяйстве значительна доля предприятий и организаций республиканского и местного подчинения. Социальная обустроенность на среднем уровне. Достаточная база формирования местного бюджета. В межтерриториальном разделении труда производство и потребление в целом уравновешиваются. Типичные представители - Тамбовская и Курганская области, Республика Чувашия.

К четвертому типу относятся крупные индустриально-аграрные области и края южной полосы РФ. Сочетание развитого индустриализированного сельского хозяйства и крупной обрабатывающей промышленности. Крупные разносторонне развитые города сочетаются с устойчивой системой сельского расселения, представленной в основном крупными благоустроенными пунктами. Уровень социальной обустроенности в целом выше среднего. Значительна роль личного подсобного хозяйства. Регионы притягивают население. Серьезные экологические проблемы. Финансовое положение регионов различно. Типичные представители - Краснодарский край, Ростовская и Оренбургская области.

Естественно, что ряд регионов Российской Федерации не вписывается четко в эту схему, охватывающую наиболее распространенные типы; они могут занимать какое-то промежуточное положение, относиться к другим единичным специфическим типам, к числу последних относятся Московский и Петербургский регионы, где области и города федерального подчинения являются самостоятельными равноправными административно-территориальными единицами. Эти регионы практически по всем параметрам характеризуются показателями, существенно превышающими среднероссийский уровень. Это объясняется исключительной концентрацией здесь производственно-технического и научного потенциала и существенным вкладом регионов в народное хозяйство страны, а также определенным исторически сложившимся приоритетом для них в финансовом, материально-техническом и потребительском обеспечении. Для этих регионов характерно обострение ряда экологических, производственных, градостроительных и социально-демографических проблем.

Негативной тенденцией территориального развития России является появление большого числа проблемных регионов или территорий с особыми аномалиями, характеризующихся остротой социальных, экономических, экологических проблем.

В соответствии с этим им выделены следующие типы регионов:

· кризисные;

· отсталые (слаборазвитые);

· депрессивные;

· проблемные.

1.К кризисным относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чечня), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и огромные размеры вынужденной эмиграции населения.

2.Группа отсталых (слаборазвитых) регионов - это субъекты Российской Федерации, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется малодиверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой. К числу таких регионов относятся ряд республик Северного Кавказа, Республика Алтай и Республика Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время.

3.Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

· Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;

· Значительная доля промышленности в структуре экономики;

· Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

· Снижение конкурентоспособности основной продукции

· Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

· Истощение минерально-сырьевой базы

· Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются:

· Старопромышленные;

· аграрно-промышленные;

· добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

· Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;

· Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия);

· Необходимость переселения избыточного населения.

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

Необходимость социально-экономических программ для вывода депрессивных районов России из кризиса очевидна. На Западе подобные программы сочетают государственное регулирование с рыночными механизмами. Вместе с тем опыт Запада - Великобритания, Соединённые Штаты, Германия не может быть полностью перенесен в Россию - с её своеобразным характером ведения хозяйства, устройством промышленности и системы управления. Из этого следует необходимость тщательного исследования соответствующего мирового опыта и предложения возможных путей преодоления депрессионного состояния отдельных территорий нашей страны.

Опыт использования таких подходов в проведении структурной политики в депрессивных районах Запада свидетельствует, что, во-первых, нужна их некая комбинация: рыночный механизм должен действовать, но в рамках, устанавливаемых целевыми программами развития. А во-вторых, результаты государственного вмешательства зависят от правильности постановки целей и выбора объектов регулирования: кризисные или передовые отрасли. Так, государственная поддержка кризисных отраслей представляет собой попытку «заморозить» устаревший технологический уклад, эффективна поддержка лишь высокотехнологичных и наукоемких производств в кризисных отраслях и их диверсификация.

4.В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде используемых богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требует специальных мер государственной помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...