Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расположение рисунка на листе




• Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.

• Смещен вниз, расположен в нижней половине листа (26, 31) – иногда снижение самооценки.

• Смещен вбок (21) – иногда органическое поражение. мозга.

• Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) – импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние.

• Помещен в углу листа (30, 70) – иногда депрессия или субдепрессия.

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ

• Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность; живое воображение, творческая направленность.

• Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) – ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилепто - идная акцентуация; органическое поражение мозга.

• Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме (14 – 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104, 116, 127 – 129, 131) – астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.

• Небрежность, в отношении к возрастной норме (22, 144) – импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) – эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:

• увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение;

• увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение;

• бедность деталей, схематичность, небрежность – отрицательное отношение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.

• Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется);

• размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка (31, 42), – острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста);

• особо тщательная штриховка (27, 98) – тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;

• штриховка с сильным нажимом: за - чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) – эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.

• Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) – органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).

• Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).

• Двигательные персеверации (22) – органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).

• Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист (42, 63, 107) – импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).

• Грубое искажение формы и / или пропорций (21, 52, 60, 63 – 65, 101, 114, 116, 121, 144) – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

• Головоног (1) – до четырехлетнего возраста соответствует норме; позднее – задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.

• Схематический; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) – до пяти с половиной лет соответствует норме; позднее – формальное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

• Схематический; одни конечности изображены одинарной линией, другие – двойной (17, 22, 505, 131) – до шести с половиной лет соответствует норме; позднее – импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

• Схематический; руки и ноги изображены двойной линией (3 – 6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) – до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее – формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

• Промежуточный между схематическим и пластическим (7 – 10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) – до подросткового возраста соответствует норме; позднее – импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.

• Карикатурный (53, 160 – 162) – демон - стративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание «закрыться» от проверяющего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...