Этапы реализации деятельностного подхода
Вот что говорят наши дети по поводу управления временем «Свои выходные я провожу так: можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи». «Мой день примерно такой. Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…» «А вот это мой учебный день: я люблю много гулять, а уроки — к ним я приступаю, когда мама на меня наорет». «Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому». «Меня сильно отвлекает телевизор — я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться». «Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы». «Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю. А потом уже и за полезные дела…» «Я делаю уроки иногда по восемь часов, до полтретьего ночи». Эти примеры показывают, что учащиеся не владеют умением управлять временем. Вместе с тем такое умение является одним из основных и для обучении в школе, и для взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом. Наш успех и во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента — управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и дома. Значимость тайм-менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима. Однако кажется, что тайм-менеджмент — задача совсем не детская. Дети, дескать, и без тайм-менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте нередко встает вопрос об обучении навыкам управления временем. Подростка, может быть, и поздно учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: он уже привык к тому образу жизни, который ведет…
Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу с младшими школьниками, объявив войну потерянному времени… Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем, обычно поднимаются педагогами, когда они работают с детьми над поговорками типа «Сделал дело — гуляй смело», или когда учат с ними уроки на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, делая с ним уроки или стараясь приучить к порядку. Однако вся эта работа по обучению ребенка умению управлять временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Программа «Тайм-менеджмент для малышей» направлена на создание условий для формирования у младших школьников умения конструктивно управлять временем. Задачи программы: 1. Формировать позитивную мотивацию на изучение данного курса. 2. Создать у школьников представления о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и о способах организации времени в таких ситуациях. 3. Обучить детей планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время. 4. Организовать пространство проживания и проектирования ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем. Кроме приобретения специфических навыков, связанных с управлением временем, программа позволяет формировть у школьников умение работать в команде и «проектно» мыслить. Проектируя развивающую программу по тайм-менеджменту, мы сформулировали следующие характеристики методов, которые позволяют наиболее эффективно добиться поставленных целей.
Так, на наш взгляд, методы должны: • быть активными и практико-ориентированными — без проживания конкретных ситуаций, проб сложно что-то актуализировать, тем более если речь идет о совместной деятельности, решении проблем; без самостоятельного открытия — знаний, способов проживания ситуаций — школьникам трудно присвоить знание; • быть событийными — моделировать события, важные для детей, что лежит в основе изменений; • быть рефлексивными и одновременно личностно значимыми — без осмысления своих действий, действий других невозможно говорить о развитии и изменении. Однако нам хочется, чтобы изменения происходили сами по себе, без лишних усилий, поэтому многие упражнения, связанные с рефлексией и необходимостью изменений, не очень-то желанны, если их «давать в лоб». Такие упражнения хорошо идут либо в игровом контексте, либо когда «отступать уже некуда», то есть когда ребенок осознал необходимость изменений; • ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее; • создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов — стимулировать саморазвитие; • отвечать потребностям и интересам детей. Хотелось бы остановиться на использовании деятельностного подхода, лежащего с основе всей программы. Данный подход предполагает не простое изложение учебного материала (как, увы, бывает и в деятельности педагогов-предметников, и в рамках уроков психологии), а такую организацию работы на уроке, при которой школьники вместе с педагогом открывают новое знание. Только такая подача материала позволяет формировать умения учебной деятельности — ведущей деятельности младшего школьника: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и пр. Кроме того, деятельностный подход — это верный путь к формированию учебной мотивации, интереса к учению, которого порой не хватает современным детям. Этапы реализации деятельностного подхода 1. Постановка задачи. Совместное открытие нового начинается с постановки перед школьниками задачи, которую необходимо решить. Причем она ставится не прямо, простым озвучиванием цели урока, а косвенно, когда школьник, выполняя серию заданий, ощущает необходимость в новом знании для того, чтобы успешно действовать.
2. Совместное открытие нового знания. Школьники и педагоги ищут пути преодоления затруднения и в результате получают новые знания. 3. Закрепление и обобщение нового материала в разных формах, которые предполагают активную позицию ребенка. Деятельностный подход и другие описанные принципы определяют использование нами методов, приемов построения урока. Здесь, в отличие от традиционных подходов, на первый план выходят активные методы обучения. Методы и приемы • Погружение • Проектная деятельность • Мозговой штурм и групповая дискуссия • Театрализованная деятельность • Игровая деятельность • Беседа • Эксперимент • Групповая совместная деятельность • Анализ ситуаций и их изменение • Создание истории Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм-менеджмента: • анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика и листа хронометража; • планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием «золотых правил» управления временем; ведение ежедневника; • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов. Таким образом, дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления временем: • календариком-пинариком, • хронометражем, • планом на день. Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе. I. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОМАНДНАЯ РАБОТА Метод проектов предполагает поиск способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают два проекта: • решают реальную проблему — как помочь ученикам младших классов научиться управлять своим временем. Каждая команда предлагает проект книжки-малышки или газеты, прочитав которую школьникам не захочется терять время впустую. В итоге проекта каждая команда создает свою книгу или газету, которая затем вывешивается в школе для изучения школьниками младших классов. Данный проект является итоговым в курсе тайм-менеджмента. • разрешают проблемную ситуацию персонажа, который тратит время впустую. Дети должны, обсудив проблему в команде, предложить ее решение и разыграть на эту тему небольшую сценку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|