Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы проведения мини-консультаций

• Психолог проходит по классу и негромко говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать во время дискуссии.

• Дети сдают свои листки хронометража, а психолог проверяет их и пишет свои пожелания.

• Индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения:

Ваши впечатления от хронометража: что понравилось, что не понравилось, что было трудным.

— Сколько времени вы потратили на просмотр телевизора, игру на компьютере, на приготовление уроков, прогулку?

— Сколько времени потратили на помощь по дому и учебные дела?

— Тратили ли вы время впустую?

— Как вы думаете, нужно ли в выходной день заниматься полезными делами, или можно их забросить?

— Полезной ли была для вас работа с хронометражем? Если да, то чем, если нет, то почему?

— Собираетесь ли вы что-то изменить в планировании по итогам хронометража?

План на день — еще один удобный инструмент управления временем, но к нему младшие школьники прибегают совсем редко.

Работа со учащимися в рамках планирования дня позволила выявить следующие особенности.

• К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в секциях, для того чтобы все успеть. Дети, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

• Дети склонны просто придумывать мероприятия для свободного времени, а не планировать время под заранее продуманные дела.

• Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того чтобы школьники научились рационально управлять своим временем, нами используется такой инструмент тайм-менеджмента, как план на день.

Работа с планом учит:

• планировать время и рационально им управлять;

• контролировать и оценивать результаты;

• анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;

• выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающего эффекта.

1. Осмысление и планирование предстоящих событий.

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит сделать завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия по пунктам «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела в свободное время».

Чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо в обязательном порядке включать их в план. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» — делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены дела по всем трем пунктам: учебные, полезные и в свободное время.

Если ребенок работает над преодолением какой-то проблемы или выработкой определенного навыка, например учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

2. Выявление наиболее важных дел. После того как ребенок очертил круг мероприятий, важно, чтобы он отметил для себя наиболее важные, которые необходимо сделать в первую очередь.

3. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела. Целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Главные дела должны стоять в плане в числе первых, а не откладываться на потом.

4. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения.

5. Фиксация факта выполнения или невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.

6. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.

7. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.

Алгоритм введения плана на день
в рамках уроков психологии:

1. Объяснение психологом назначения инструмента и способа работы с ним. Введение алгоритма планирования и золотых правил управления временем.

2. Самостоятельная работа по ведению планов в течение недели.

3. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения плана.

4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных планов и дальнейшей работы с ними.

5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению планов в течение недели.

6. Индивидуальная мини-консультация психолога для школьников по итогам ведения плана.

7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленно ежедневно планировать свое время. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут составлять планы. Но даже те, кто в дальнейшем не будет регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем, и сделают для себя определенные выводы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...