2. 2. Эротический фактор в целительстве
2. 2. ЭРОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ Лечебный магнетизм Остроумный Шамфор, наблюдая, очевидно, существующую в его время практику лечения " магнетизмом", приводит типичный медицинский анекдот. Доктор осматривает больную даму и ставит диагноз: " Ваша болезнь, мадам, происходит от того, что у Вас нет мужчины. И вот он перед Вами! ". А практика гипнотизации была в конце XVIII века такова: " магнетизер" -мужчина охватывал талию пациентки и наклонял ее, наподобие фигуры танго, так, чтобы она " падала", а он ее удерживал; при этом ему нужно было смотреть в глаза, сближать лица. В момент " кризиса" дыхание доктора и пациентки " соединялось" и прочее. Очевидно, память о таком начале " современной научной психотерапии" сохранилась до наших дней, поскольку на одной из учебных таблиц по психиатрии, выпущенных Медгизом, была фотография сеанса под названием " психотерапия". На ней был изображен доктор и молоденькая пациентка. Док- тор держал пациентку за голову, обхватив ее так, словно приготовился к долгому, протяжному, глубоко проникающему поцелую. Их дыхание, очевидно, тоже соединилось. Какая женщина при таком лечении удержит свои симптомы, особенно, если это симптомы невротические, преходящие, связанные с дефицитом любви и общения? Редкая женщина дойдет до середины " сессии", не позабыв, от чего она пришла лечиться! Леон Шерток (1993, с. 170) приводит некоторые выводы из тайного доклада Королевской комиссии Франции 1784 года, где осуждался месмеризм. Это был второй доклад, не для широкой публики. А в первом доказывалось отсутствие каких-либо научных доказательств существования " животного магнетизма" и целительных " флюидов".
Лечебные эффекты, которые все же были, и их нельзя было игнорировать, объяснялись результатом деятельности воображения, то есть плацебо-эффектом. В тайном докладе говорилось о том, что " животный магнетизм" опасен для нравов, поскольку пациенты в кризисе проявляют явные признаки сексуального возбуждения. Хотя дело было не в технике гипнотизации, а в физической близости разнополых врача и пациентов. Страх перед сексуальностью в процессе лечения оставался длительное время, пока в работах 3. Фрейда не получил полную рационализацию — теорию трансверта и контр-трансверта. Врачу предписывалось осознавать свои сексуальные фантазии и влечения и оставаться полностью " нейтральным", какие бы страсти не кипели у его пациентов. В то же время широкая общественность поняла из психоанализа, что все болезни происходят из-за сексуальной неудовлетворенности, вытеснения сексуальной энергии (либидо) в бессознательное, из которого оно продолжает управлять сознанием с помощью симптомов. Таким образом, понятна становится связь между исцелением и эротизмом: выход сексуальной энергии, свободное проявление эротических чувств, а также " возгонка" их, сублимация, превращение в высокие порывы, в эстетическую деятельность дают человеку исцеление. Влюбленность в доктора — один из самых распространенных мотивов, описывающих взаимоотношения между врачом и пациентом. Все истории, связанные с такой влюбленностью, заканчиваются исцелением болезни, а иногда и свадьбой. Если мы вспомним русский фольклор, то легко представим, что происходит с основными персонажами волшебной сказки — женихом и невестой. Пока они не поженятся, их преследуют несчастья и болезни: у невесты — болезни одержимости (она превращается во что-то мерзкое или недоступное для человеческого общения), а у жениха — болезни " утраты души" — депрессия, " кручинушка", беспомощность, бессилие.
Магические помощники и Сила любви спасают положение — препятствия преодолеваются, силы колдовства, зависти, злобы, силы Смерти терпят сокрушительное поражение, и влюбленные соединяются друг с другом для заключения брачного союза и счастья, о чем в дальнейшем описании всегда умалчивается. " Химическая женитьба" Эта книга появилась в XVI веке и считается манифестом розенкрейцеров. Ни одна работа в истории литературы не вызывала такого количества откликов и попыток интерпретации, как эта маленькая книга. Под символизмом алхимической женитьбы (Хол М. П., 1992, с. 279) средневековые философы скрывали секретную систему духовной культуры, с помощью которой они надеялись скоординировать " обрывки" человеческого и социального организмов. Имеется в виду, что человек состоит из духа, ума и тела, а общество — из церкви, государства и населения. Между " обрывками" нет любовного союза, поэтому и человек, и общество нездоровы. В книге описаны шесть дней процесса философского " творения", через который должен пройти каждый организм. На символическом языке рассказывается о том, как силы Разума и Любви собираются по Божественной формуле из частей человека и элементов мира и становятся молодыми Королем и Королевой, олицетворением просвещенного духа и возрожденного тела. Жених — это реальность, а невеста — это возрожденное существо, достигающее совершенства через становление и космическую женитьбу. Божественное и человеческое сознание соединяются в священном браке. С позиций рассматриваемого вопроса о плацебо-эффектах, символы-понятия Разум и Любовь более полно характеризуют то, что обозначается в современной медицине как специфические и неспецифические эффекты лечения. Плацебо-эффекты, следовательно, относятся к любви, это " возрожденное существо", которое прошло становление в реальности, то есть реализовалось посредством " женитьбы". Любое лечение — физической субстанцией или пониманием (психотерапия) — есть просвещенный дух или реальность, который желает овладеть " невестой". На скучном " научном" языке повторяют из книги в книгу заклинание о том, что " всякое лечение должно быть индивидуализировано", то есть подходить к больному, чтобы он его принял правильно. На символическом языке это означает, что " невеста", то есть не измененная духом плоть (" болезненная" ), довольно разборчива, и к ней в самом деле нужен подход, " ухаживание", вовлечение, привлечение внимания и прочее. В книге " Химическая женитьба" она именуется " Вирго Люцифера" (девственность Люцифера). Необходим процесс творения, который и называется " женитьбой", чтобы осуществлялся союз Разума и Любви, соединение разрозненных частей в единое целое. В русском фольклоре разум и любовь символизируются в понятиях-символах " мертвая" и " живая" вода. Мертвая скрепляет разрушенные увечьем, несчастьем, Смертью-разъединительницей, разлучницей, части существа. " Живая" — оживляет, приводит это Целое в осмысленное, живое движение. Механически соединить разъединенные части может и автомат, или " схема лечения", " клиническая логика", а вот вдохнуть душу, действительно оживить больного, придать найденной цельности смысл, может только любовь — " Живая вода".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|