2.4. ДИАЛЕКТИКА ЧУДА. Удивление
2. 4. ДИАЛЕКТИКА ЧУДА Удивление То, что благодать удивительна, знают все. Что еще может удивлять? У-див-ляет людей " диво", то есть то, что воочию является, появляется перед глазами. Человек становится свидетелем чего-то тайного, скрытого обычно от глаз. Он оказывается у " дива", поэтому и удивляется. Признаком чуда как раз и является удивление. Одна моя пациентка при выходе из депрессивно-параноидного состояния испытала состояния кратковременных вспышек радости, которые назвала чудом. В разговоре на эту тему мы вместе сформулировали одно из определений чуда: неожиданно случившееся долгожданное событие. Это всегда удивление: " Не может быть! " Ум говорит: " Этого не может быть", а сердце ликует: " Я же говорило, говорило, что так и будет! " Первая и главная характеристика чуда — это то, что оно неожиданно, вдруг обнаруживает себя со всей очевидностью, в зримых, выразительных, " читаемых" проявлениях. Первое чудо, которое совершил Иисус Христос, — превращение воды в вино. На свадьбе, куда он был приглашен вместе с матерью и своими учениками, мать сказала: " Вина нет у них". И ответил Иисус: " Что мне и тебе вино? Еще не пришел час Мой". После этого вершил чудо. " Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики его" (Ин. 2: 11). Как произошла трансформация обыкновенной воды в вино? Был ли это химический процесс? В атеистической литературе для простаков так и объяснялось: химических превращений воды в вино нет, следовательно, и чуда нет. Но если бы Иисус как гениальный химик изобрел такой процесс и превращал воду в вино, то это уже было бы не чудо, а технология. Вообще, все технологии — это превращения: руды — в металл; металла — в изделие; изделия — в товар; товара — в деньги; денег — в " удовлетворение потребности... "
Никакого чуда в этих превращениях никто, кроме К. Маркса, не видел. За такие " чудеса" сейчас берут налог на добавленную стоимость. Если ты встал в цепочку таких превращений и через тебя проходит что-то, что ты изменяешь, например стоимость, то за это тебе надо платить. В природе тоже есть такие цепочки превращений, но это называется " пищевые цепочки" или порядок того, как кто кого поедает: планктон — рачок, рачка — рыбка, рыбку — большая рыбка, большую рыбку — акула и пр. И ничего удивитель- ного в этом нет, стоящие в очереди в " цепочках" не удивляются. Эволюция! Что же удивляет? Удивляет, конечно же, работа нашего собственного ума. " Была вода", я это видел или знал — мне так сказали, но была не вода, а мнение о воде, — есть такое мнение: " Вина у них нет". Но воды много, ее везде много, человек — это на 70% вода. А потом я увидел вино. Ум сопоставил две картинки: Вода и Вино. Ни одна из картинок удивить не может. И вино, и вода существуют. А вот связь между картинками может удивить, да еще как! Была вода, а стало вино. Превратилась ли вода в вино? Знания об этом нет никакого. Может быть, это фокус, простая " шанжировка", как сказал бы Гарифуллин, подмена предмета в бытии, подмена понятия в сознании? Это вполне возможно. Так в жизни и бывает: дал посчитать пачку с сотней купюр, вернули только 80, а как произошла трансформация " поломанной" пачки, мне не показали — обманули. Но Иисус — не обманщик, не аферист. Он сотворил Чудо, то есть не технологическое превращение одного вещества в другое, и не подменил одно вещество другим, одно понятие другим. Он сотворил изменения в мировоззрении, он показал, как может вполне случайный процесс, а жизнь — это и есть случайный процесс, СОВПАСТЬ, соединиться, " бракосочетаться", " неслиянно слиться" с требованием Логики, ожиданием Сердца, с целью и смыслом человеческой личности. Удивление — это совпадение эмпирического (случайного), которое протекало так, как именно требовала цель его.
Чудо — демонстрация связанности реального исторического положения данной личности со своим идеальным " экземпляром" или эталоном, демонстрация специальная, нарочито выявленная. А. Ф. Лосев приводит пример исцеления в святилище Асклепия в Древней Греции. " Все знали, что Асклепий — бог здоровья и помогает больным. Все знали, что он помогает даже тогда, когда ему никто не молится о выздоровлении. Наконец, все знали, что жрецы употребляли всякие медицинские средства для вылечивания приходящих больных, вплоть до их оперирования. И все-таки такое исцеление в святилище Асклепия есть чудо. По- чему? Потому что стало видно, как Асклепий помогает больным. Надо было прийти, надо было молиться; надо было, чтобы помог именно этот бог и именно в этом святилище... и т. д. " (с. 167 ДМ)*. " Чудо, — как считает А. Ф. Лосев, — заключается в том, что в определенный момент, момент именно " чуда", становится ясной и видимой обычно плохо замечаемая связь реальной жизни с ее идеальным состоянием, когда эта реальная жизнь " по близости к божеству, пребывает в вечно блаженном и безболезненном состоянии". Само слово " чудо" на многих языках указывает на момент удивления явившемуся и обладает характером извещения, проявления, свидетельства, знамения или пророчества, раскрытия смысла происходящего, а не бытия самих событий, не наступления самих наблюдаемых событий. " Чудо, — заключает А. Ф. Лосев, — есть определенный метод интерпретации исторических событий, а не изыскание каких-то новых событий как таковых. Опровергнуть видимое чудо ничем нельзя". Для того, кто удивлен чудесным, не подходит термин " вера" — он " видит и знает".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|