Лабиринт. Домашняя обстановка
Лабиринт Обстановка психотерапевтических " уголков" и кабинетов разительно отличается от общего " медицинского лабиринта", в который превратились современные клиники и госпитали. Суперновые западные клиники и госпитали напоминают огромные " фабрики здоровья", цеха, в которые вкатывают на каталках лежащих, как болванки, людей, где снуют полчища работников (персонал, stuff), где у каждого своя изолированная программа действий, цель и задание, свой, известный только одному ему маршрут передвижения. Ходячий больной, предоставленный самому себе, вряд ли найдет правильную дорогу к желанному кабинету или к выходу. Лабиринт является одним из самых древних символов. Это, как считает А. Ф. Лосев, символ победы патриархата над матриархатом. Дело в том, что в Лабиринте совместились две системы мышления: с одной стороны, лабиринт отражал архаическое сознание с его ужасом перед непонятной стихией мира (подземное царство, запутанные ходы, Минотавр — получеловек, полубык, сын безумного Быка и Пасифаи,
олицетворение сил природы); с другой стороны, это произведение человека, архитектора Дедала, олицетворение художественно-технического гения человека. Таким образом, Лабиринт — это символ победы человеческого гения над стихией. Это синтез архаической спутанности и развитой техники художества и изобретательности. Не так ли и современные больницы синтезируют (или лучше сказать, совмещают, контаминируют, то есть соединяют два разных изображения, например, рентгенограмму костей черепа и нормальную фотографию лица) с одной стороны, архаическую запутанность, стихийность, бездушное отношение к человеку, бюрократизм (" минотавр" ); а с другой — техническое совершенство методов лечения, образцы высочайших технологий, лазерной и компьютерной техники. Как, например, объяснить сочетание компьютера (патриархат, победа разума) и астрологию (матриархат, интуиция, смысловая связь-пуповина с Космосом); или современные методы лечения соматической патологии и народные (заклинания, кресты, свечки, воск, колечки на ниточке и пр. ) способы очищения от " порчи" и " сглаза"? Вот два типа социально-психологического контекста, в котором рождаются те или иные плацебо(ноцебо)-эффекты от проводимого лечения.
Многочисленные исследования (см. обзор G. U. Balis, 1978) свидетельствуют о том, что физическая и социальная среда (setting), в которой назначается и принимается лекарство, напрямую обусловливает плацебо-эффекты. Даже у крыс в условиях скученности (как и в камерах предварительного заключения) усиливаются токсические эффекты от амфетамина, а средства типа фенобарбитала вместо снотворного действия оказывают возбуждающее, то есть фарма-кодинамика резко меняется в результате адаптационного поведения животных в условиях скученности и сопутствующей этому неразберихе. Наблюдения в клиниках за больными, принимающими психотропные вещества для лечения психической патологии, показывают, что эффективность лечения зависит от многих факторов обстановки, а не только от самого хими- ческого агента: атмосферы лечебного учреждения, типа госпитальной организации, управления и порядка, поведения и морального облика персонала, скученности или удачного расселения пациентов, с учетом возраста, интересов, характера, энтузиазма и веры врачей в то или иное лечение, стоимости и качества лечения в целом и многих других, не поддающихся учету факторов. Вывод один: чем лучше, качественней среда, тем выше эффект от любого лечения, тем выше вероятность плацебо-реакций (выраженных) на нейтральные средства, — что называется, " стены лечат".
Вот несколько примеров из обзора Balis (p. 432—433): — напряжение у персонала вызывает ноцебо-эффекты; — препараты, назначающиеся для снятие тревоги у пациентов, снижают тревогу у персонала (плацебо-" рикошет" ); — скепсис врачей и персонала значительно снижают эффект от лекарственной терапии; — зафиксирован плацебо-эффект у хронических шизофреников вследствие обширных внегоспитальных социальных контактов, по сравнению с теми, кто лечился теми же препаратами, но был изолирован в больнице; — плацебогенный эффект маленьких, психодинамически ориентированных лечебниц, по сравнению с огромными (бездушными) госпиталями; — плацебо-эффект обезболивания в десять раз сильнее у тех, кто перенес операцию, чем у тех, кто получает болевое воздействие в экспериментальных условиях (это объясняется, между прочим, тем, что у оперированных выше уровень тревоги, который и вызывает боль); — вера самого врача и медицинских сестер в силу лекарства считается наиглавнейшим фактором детерминации пла-цебо-эффектов; — весьма драматически сказывается роль обстановки на эффекте от приема ЛСД-25 — если среда способствует конфликту мотивировок приема или она не подходящая для такого экстремального опыта (" психоделический" ), то интоксикация ЛСД вызывает очень неприятные ощущения: " плохое путешествие". По поводу последних данных у меня есть иллюстрация. Несколько лет назад я консультировал одного пациента-психопата, который рассказал мне о своих переживаниях " психоделического путешествия". Он попробовал ЛСД-25, чтобы получить те эффекты (интоксикации цветом и образами бессознательного), о которых читал и слышал от друзей. Обстановка приема была не очень хорошая. Ему предложили путешествовать одному, уже когда он выпил таблетки (обманули, он рассчитывал на совместный прием). Было ощущение, что его хотят " застукать", приходили какие-то незнакомые люди. Еще до начала психотропного действия ЛСД он уже пожалел о том, что согласился. Затем в течение пяти или шести часов он сидел в углу и, как ему потом рассказали, мычал и мотал головой, " как белый медведь в клетке". Сам пациент помнил, что ему представлялась такая сцена: он сидит на четвереньках прямо на проезжей части дороги и только успевает уклоняться от наезжающих на него автомобилей. И все. Никаких философские идей, образов бессознательного. Стоило травиться, чтобы иметь счастье лицезреть обычную, загруженную транспортом дорогу?
В то же время отмечается парадокс (Balis, p. 435), состоящий в том, что очень хорошие условия госпиталя, идеальные с точки зрения содержания, персонала, отношения, межличностной среды и т. д., приводят к тому, что эффект от лекарственной терапии по сравнению с теми, кто находится в худших условиях, проявляется меньше. Это объясняется тем, что психотропные вещества ухудшают способности человека пользоваться благами среды. Это и понятно, нагруженный транквилизаторами " проспит Царство небесное". Домашняя обстановка Наилучшей обстановкой лечебного учреждения является домашняя. Эмпирически найдено: чем больше обстановка больницы приближается к семейной, домашней, тем спокойней и упорядоченней становится поведение че- ловека, тем меньше осложнений, включая социально-психологические (госпитализм, институционализм), можно ожидать от длительного лечения и пребывания в таком учреждении. Дом в традиционном обществе — один из ключевых символов культуры. Это не только материальный объект — сооружение, гражданское или производственное. С понятием " дом" в той или иной мере соотнесены важнейшие категории картины мира человека. Стратегия поведения человека строилась принципиально различно, в зависимости от того, находился человек дома или вне его пределов. Одно поведение обнаруживается " у очага", дома, " на печи" — расслабленность, лень, мечтательность, спокойствие, любовь, самоуважение, храбрость; другое на улице, например, подозрительность, готовность " вступать в бой" и пр. В советской (" ядовитой" ) педагогике была всегда популярна тема морализирования и разоблачения " лицемерия" детей: " Витя Малеев в школе и дома" и другие варианты. Смысл внушения, " мораль", состояла в том, что уверенное, само-вольное поведение дома, контрастирующее со " школьной придавленностью", признавалось аморальным, недостойным пионера: пионер должен везде быть одинаковым, не расслабляться дома, вести себя с домашними — бабушкой, сестрами и братьями — так же вежливо, как и с учителями.
С появлением жилища, считает А. К. Байбурин (1983), мир приобрел те черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаются актуальными и в наше время. Дом придает миру пространственный смысл (! ), укрепляя тем самым свой статус наиболее организованной его части. Дом отделил человека от Космоса, вырос между ними, стал посредником. Именно поэтому стали столь обычные перекодировки между частями человеческого тела, элементами Космоса и деталями дома. Например, крыша — это и кровля дома; и сознание, ум человека, верх его организации (ср. " крыша поехала" ); это и тип социальной протекции со стороны негосударственных структур (бандитская " крыша" ) — социальный космос; это и самые
высокие точки земли — " Памир — крыша мира"; это и граница Вселенной — свод, который семантически тоже близок к понятию " крыша". Символика дома хорошо описана у К. Юнга, который представлял структуру психики как строение дома: сознание — верхние этажи с современным интерьером; подсознание — первый этаж со старинной мебелью; бессознательное — подвальное помещение; а коллективное бессознательное — это самые глубокие подвалы — подземелье, где он во сне находил черепа и кости своих далеких предков, их наскальные рисунки и обращения к потомкам. В древних текстах космологического содержания создание дома относится к последним этапам творения мира, когда созданному миру придается уплотнение и устойчивая форма. Прежде всего строения призваны были обозначать центр мира — город, храм, алтарь. Если в храме сознательно воплощался образ Вселенной, а позже — " тело Христа-Спасителя", то в жилище, как пишет Байбурин А. К. (с. 11), образ Вселенной повторяется неосознанно, что придает этому " удвоению" мира очень большую ценность. Структура дома повторяет структуру мира (вернее — структуру мировоззрения): дом имеет свой центр и периферию, как и мир; элементы мира — огонь-очаг (центр); воду (кадушка в сенках), землю (пол) и т. д. Само внутреннее пространство дома имело всегда четкие семантически отделенные пространства: красный угол — место, в котором помещались объекты высшей ценности (стол, образа, библия, свечи, крест); печь и печной угол-(старинный центр дома — место получения тепла, пищи и сна); матица — прихожая, отделявшая внутреннее пространство дома от " прихожих"; порог, двери, окна, дымоход — все имело свое значение. Например, дверь — как вход-выход. Наличие дверей, входа и выхода — необходимое условие для сохранения домом своего статуса. Например, гроб — это тоже " дом", из которого уже нельзя выйти; яйцо — тоже дом, но из него можно выйти, сломав скорлупу, созрев для самостоятельной жизни; изба Бабы Яги — " без окон, без дверей" — жилище иного мира.
Вспомним устройство сумасшедшего дома. Он практические тоже " без окон и дверей" в символическом плане, так как двери на замке. Для обитателей " дома" дверей не существует, вместо дверей, которые можно преодолевать, как границу внешнего (внутреннего), стоит (" сидит развалившись" ) санитар и, как древний Сфинкс, требует от просящих прохода отгадать загадку о том, что есть " человек": " Тебе доктор разрешил? Нет, тогда иди в палату", " Ты болен, не в себе, тебе нельзя", " Когда станешь нормальным человеком, тогда и выпустят! " и т. д. На окнах решетки, это почти " без окон". Получается, что такая лечебница семантически близка и к гробу, и к избушке на курьих ножках. Вот и контекст для плацебо-эффектов. Семья Само слово " дом" (" domos" ), как считают лингвисты, первоначально означало не жилое помещение, а общественную организацию — семью. Можно вспомнить и слова из притч Иисуса о домостроении — построении системы связей между людьми, породнение людей между собой, формирование духовной системы семейных уз и т. д. Дом в традиционном укладе жизни оседлых народов всегда выступал и как один из источников, и трансляторов, так называемых " культурных кодов" и эпистем — передатчиком важнейшей социально-культурной информации. Он являлся как бы первой " книгой жизни" для человека. Речь идет не только о пространственной ориентации человека, на чем держится индивидуальное сознание, но и о более тонких механизмах ориентации в " смысловом космосе": оппозиция " внешний — внутренний", " свой — чужой", сырой — вареный и пр. С домом связана своеобразная домашняя мифология. Например, обряды при переходе в новый дом символически связаны с породнением, обживанием новой постройки, которая еще принадлежит природе (необжитой): запуск кошки первой, например, или петуха черного и курицы; переселение домового (хозяина, дедушки, хатника, господарека) и т. д. Набор культурных символов обжитого дома — это определенные вещи, культурный смысл которых прочитывался с помощью своего рода грамматики — традиционной системы смысловых связей между вещами. Он задавался, очевидно, функцией семьи, жизнедеятельностью естественной социальной группы, которой является семья. В этой группе человек рождается, становится Homo sapiens прежде, чем начнет покидать это убежище. Здесь человек живет, отдыхает, увеличивает семью новыми членами, умирает и т. д., то есть весь цикл жизнедеятельности семьи отражается в культурном наборе символов обжитого дома. Этот набор, конечно же, представляет собой " текст", который становится " контекстом" для любого воздействия лечебным средством. Медики давно поняли, что внедрение в больничную среду элементов домашней обстановки способствует в большинстве случаев лучшему реагированию больных на любое лечебное воздействие, а в некоторых случаях излечивает само по себе. Особенно драматически такое излечивание можно было наблюдать в прошлые годы, когда с вокзалов в психиатрическую больницу привозили больных с так называемым " железнодорожным параноидом" Жис-лина. Развитие и психологическая сущность этого расстройства очень хорошо изображена в кинофильме В. М. Шукшина " Печки-лавочки". Герой собирается ехать из родного села, где его Дом, откуда он не выезжал еще ни разу надолго. Ехать надо! Его наградили путевкой в санаторий, это почти экскурсия в рай. Отказываться нельзя — не поймут люди, засмеют. А ехать боязно. Подготовка (сомнения, напутствия знакомых и друзей, плохие предчувствия, которыми охотно делятся завистники) создает тревожное ожидание Пути. И вот герой в вагоне. Незнакомые люди, незнакомые ориентиры (вагон — не дом), поезд постоянно перемещается, мелькают столбы за окном. В купе заходит вор, которого герой принимает за " своего". Вор втягивает героя в разговоры, а затем делает его невольным участником кражи. Герой постепенно входит в состояние возбужденной подозрительности, он уже почти больной. Но его спасает домашняя обстановка профессора-филолога, кото- рый приглашает его к себе в дом на промежуточной остановке в Москве. Пациенты с параноидом, снятые с поезда, где входили в это состояние, как правило, на вторые-третьи сутки после " критического сна" в домашней обстановке отделения (медсестры — как братья; санитары — как няньки; врачи — как родители; чистые постели, тепло, кормят) полностью выходят из состояния спутанности и только поблекшие воспоминания " о травле" напоминают им " Путь". Трапеза Совместная еда за столом — универсальный организатор человеческих взаимоотношений. Как писал в своих книгах Э. Берн, еда прекращает всякие другие " игровые взаимодействия" детей и родителей, супругов, детей между собой. Порядок рассаживания — модель социальных отношений в семье, а стол и его пространство (" застолье" — звучит почти как " Зазеркалье" ) — модель Вселенной. (" Что на столе, то и в жизни". ) Многие западные психотерапевты считают изобретение групповой психотерапии достижением XX века. Но совершенно очевидно, что групповая терапия — это возобновление в особом, узком контексте (терапевтическом) тех ритуалов и установлений, которые выработаны обществом давным-давно. Совместный прием пищи дома, с друзьями и учениками (трапеза) во время празднования (пир), ритуально (похоронный обряд) — это прототип групповой терапии, которая тоже представляет собой символическую трапезу: — " поедание" того участника группы, над проблемой которого группа работает или того, кто сидит на " горячем стуле"; — совместный анализ (" пережевывание", " перемывание косточек" ) проблем межличностного общения; — совместный прием " духовной пищи" (обучение Иисусом своих учеников за трапезой: " Вино — это кровь моя", " Хлеб — это тело мое" ); — совместное исполнение десакрализованных ритуалов " пиршества", " карнавала", " поминовения", " жерт- воприношения", " нового рождения", " путешествия к предкам" и т. д. Можно еще более углубиться в смысловой контекст трапезы. Дело в том, что ребенок получает навыки лечения и исцеления не где-нибудь, а преимущественно в семье. Речь идет о " нормальных" детях, воспитывающихся дома, в полной семье. Эти первоначальные навыки почти не отли-чаюся от навыков питания. Лечиться для ребенка — это " есть особу пищу". По мере роста и созревания ребенка в его сознании отделяются друг от друга " еда" и " лечение", но смысловая (родственная) связь между ним остается навсегда. Обратимся еще раз к английскому слову " лечить" (treatment). Перечисление значений корневого слова treat (to) в словаре по степени употребимости дает любопытную " схему универсального лечения": 1) обращаться к кому-то за чем-то; 2) обходиться с кем-то, с чем-то; 3) рассматривать, то есть принять для рассмотрения; 4) трактовать что-то; 5) лечить, то есть " пропитывать" лекарством; 6) подвергать воздействию; 7) угощать; 8) вступать в деловые отношения. Семантически устанавливается связь между угощением и лечением. У наркоманов, например, в слэнге " угостить" — это дать кому-то наркотик, то есть " лекарство от скуки", эйфоризант, " освободитель от боли". Итак, лечение на глубоком уровне осознания " прочитывается" как особый тип трапезы, принятия особой пищи, из " особых рук". И это очень мощный сам по себе активатор внутренней психической энергии. Если болезни человека вызваны в основном, как считают уже многие исследователи, неудовлетворением потребностей, то есть голодом^ то " лечение голода", как известно, — это питание, еда, совместная, " праздничная" или будничная. " Домашнее питание" для многих людей — это наиболее приемлемая форма утоления голода (" сродная пища", как говорил " русский Сократ" — Григорий Сковорода). Поэтому обстановка, семантически связанная с символикой дома, семьи, домашней еды, стола, собирающего всех, конечно же, оказывает сильное психотерапевтическое действие само по себе и обеспечивает такой контекст (чаще всего благоприятный), который детерминирует положительные плацебо-эффекты любого лечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|