Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Два взгляда на жизнь  23




длятся от трех до двенадцати месяцев. И хотя многие тысячи пациентов участвовали в сотнях тысяч сеансов пси­хоанализа, нельзя считать доказанным, что этот вид тера­пии помогает от депрессии.

Что еще хуже, он основан на предположении вины жертвы. Теория психоанализа утверждает, что жертва сама затягивает себя в депрессию в результате недостатков свое­го характера, она желает впасть в депрессию. Она стремит­ся к тому, чтобы наказать себя, провести бесконечные дни в горести и, если получится, разделаться с собой.

Я не хочу сказать, что эта критика направлена на то, чтобы вообще разделаться с фрейдистским мышлением как таковым. Фрейд был великим освободителем. В своей ран­ней работе об истерии — физических дефектах вроде пара­лича, за которыми не стоит материальной причины — он осмелился исследовать человеческую сексуальность и по­смотреть влицо ее темным сторонам. Однако его успех в объяснении истерии с использованием обратной стороны сексуальности привел его к формуле, которой он пользовал­ся всю оставшуюся жизнь. Согласно ей любое моральное страдание оказывается превращением некоей гадкой части нашего сознания, причем, по Фрейду, эти мерзости зало­жены в самом основании нашего «Я» и являются наиболее универсальной его особенностью. Эта неправдоподобная посылка, оскорбительная для человеческой природы, от­крыла эпоху, в течение которой оказалось возможным ска­зать буквально все:

Что вы хотите заняться сексом с собственной матерью. Вы хотите убить своего отца.

Вы лелеете фантазии, связанные со смертью своего новорожденного младенца — потому что вы хотите, чтобы он умер.

Вы хотите провести свои дни в нескончаемых горестях. Ваши самые мерзкие секреты отражают вашу скры­тую сущность.


24                                           Мартин Э. П. Зелигман

Если использовать их таким образом, то слова теряют связь с реальностью; они оказываются отделенными как от эмоций, так и от нормального, узнаваемого опыта челове­чества. Попробуйте-ка сказать что-нибудь из этого воору­женному сицилийиу!

Другой, более приемлемый подход к проблеме депрес­сии — биомедицинский. Он исходит из наследования био­химического дефекта (находящегося, скажем, в ответвлении хромосомы № И), который вызывает дисбаланс химичес­ких процессов в мозгу. Психиатры-биологи лечат депрес­сию медикаментами либо электроконвульсивной терапией (электрошоком). Эти средства быстрые, недорогие и уме­ренно эффективные.

В отличие от психоаналитического, биомедицинский подход частично верен. Некоторые виды депрессии, по-видимому, действительно являются результатом плохого функционирования мозга, и в какой-то степени они наследу­ются. Многие виды депрессии реагируют на лекарства-анти­депрессанты (вяло) и на электрошок (резко). Однако эти успехи носят частичный характер и являются «обоюдоо­стрыми». Как антидепрессанты, так и пропускание сильного электрического тока через мозг могут иметь неприятные побочные эффекты, которые заметное количество людей, подверженных депрессии, не выдерживают. Кроме того, биомедицинский подход грешит распространением данных, полученных на сравнительно небольшом количестве наслед­ственных депрессий, которые обычно хорошо откликаются на лекарственную терапию, на широко распространенные, гораздо более обычные виды депрессии, которые влияют на жизнь огромного количества людей. Что же касается этих, более «мягких» видов депрессии, которые не унаследованы людьми от своих родителей, то надежное свидетельство о возможности их лечения лекарствами отсутствует.

Что хуже всего, биомедицинский подход делает из, в


Два взгляда на жизнь                                             25

общем-то, нормальных людей пациентов, зависимых от внешних факторов — таблеток, которыми снабжает их ве­ликодушный доктор. Антидепрессанты не вызывают пагуб­ного привыкания в обычном смысле, пациент не будет яростно требовать их после прекращения приема. Однако депрессия зачастую возобновляется после того, как успешно проле­ченный пациент перестает принимать лекарство. Вылечен­ный пациент не может считать себя «кузнецом своего счас­тья», который вернул себе психическое здоровье; он обязан всем таблеткам. Антидепрессанты в такой же степени явля­ются порождением нашего общества, перекормленного ле­карствами, как и несущие душевное спокойствие транквили­заторы и позволяющие окунуться в прекрасные грезы гал­люциногены. В каждом из этих случаев эмоциональные проблемы, которые могли бы быть решены за счет собст­венных усилий и умения человека, разрешаются при помо­щи внешних средств.

Что если подавляющее большинство депрессий гораздо проще, чем считают биопсихиатры и психоаналитики?

• Что если депрессия не есть нечто, что вас побуждает
взваливать на себя, но что-то, что нисходит на вас?

• Что если депрессия — не болезнь, а очень плохое
настроение?

  Что если вы не являетесь пленником прошлых кон­фликтов (с точки зрения своих реакций)?

• Что если вы не являетесь и пленником своих генов и
биохимии мозга?

• Что если депрессия проистекает из ошибочных выво­
дов, которые мы делаем из трагедий и неприятностей,
без которых не обходится наша жизнь?

• Что если депрессия возникает тогда, когда в нас пус­
кает корни ошибочное представление о причине наших
неприятностей?


Мартин Э. П. Зелигман

 Что если мы можем отучиться от пессимизма и об­рести способность с оптимизмом взирать на неприят­ности?

ДОСТИЖЕНИЕ

Сразу отметим, что традиционный взгляд на достиже­ние, так же, как и на депрессию, нуждается в пересмотре. На наших рабочих местах и в учебных заведениях преобла­дает точка зрения, что успех является результатом совмест­ного приложения таланта и желания. Если же человек по­терпел неудачу, значит, не хватило либо таланта, либо же­лания. Но неудача возможна и в том случае, если и таланта, и желания более чем достаточно, однако не хватает опти­мизма.

Начиная с детского сада у человека постоянно опреде­ляют степень талантливости — на это направлены все эти тесты IQ, SAT, MCAT и т. д. — причем многие родители считают эти тесты настолько важными для будущего своего ребенка, что они платят, чтобы только ребенка научили искусству проходить их. Считается, что на каждом этапе вашей жизни эти тесты помогают отделить компетентных от менее компетентных. Причем хотя оказалось, что сте­пень талантливости можно приближенно измерить, повы­сить ее чертовски трудно. Натаскивание перед тестом SAT может несколько повысить рейтинг учащегося; однако по­высить талантливость учащегося оно не в силах.

Другое дело желание; его повысить совсем нетрудно. Умелые проповедники разжигают в пастве исступленное желание спастись в течение одного-двух часов. Умная рек­лама возбуждает желание, которого только что не было совсем, в один момент. Семинары могут подстегнуть мо­тивацию и «накачать» сотрудников фирмы. Однако все эти взлеты недолговечны. Пылкая тяга к спасению спадает,


Два взгляда на жизнь                                             27

если ее не раздувать; увлечение товаром забывается в тече­ние нескольких минут или вытесняется другой новинкой. Накачка может действовать в течение нескольких дней или недель, после чего потребуется начинать сызнова.

Но что если традиционный взгляд на составляющие успеха ошибочен?

• Что если существует третий фактор — оптимизм или
пессимизм — который значит не меньше, чем талант
или желание?

• Что если вы, обладая всем необходимым талантом и
желанием, можете потерпеть поражение просто пото­
му, что вы пессимист?

• Что если пессимисты оказываются впереди в школе,
на работе и на стадионе?

•   Что если оптимизм — это искусство, которому мож­но научиться, которое можно приобретать постоянно?

• Что если этому искусству мы сможем научить своих
детей?

ЗДОРОВЬЕ.

Традиционный взгляд на здоровье оказывается столь же ошибочным, как и традиционный взгляд на талант. Оптимизм и пессимизм почти так же явно влияют на состо­яние здоровья, как физические факторы.

Большинство людей считают, что физическое здоровье является действительно физическим состоянием и определя­ется вашей конституцией, здоровыми привычками и тем, насколько успешно вы избегаете поражения бактериями. Они верят, что ваша конституция в основном определяется вашими генами, хотя вы можете улучшить ее здоровым питанием, интенсивными упражнениями, ограничивая себя в холестерине, регулярно проверяясь и пользуясь пристяж-


28                                           Мартин Э. П. Зелигман

ными ремнями. Вы можете избежать болезней при помощи прививок, соблюдая гигиену и правила безопасного секса, держась подальше от простуженных людей, чистя зубы трижды в день и т. п. Отсюда следует, что если у кого-то подкачало здоровье, значит, у него не важная конституция, нездоровые привычки и на его пути оказалось слишком много бактерий.

Эта обычная точка зрения полностью игнорирует очень важный фактор — наши познания. Оказывается, что мы можем иметь гораздо большее влияние на состояние собст­венного здоровья, чем подозреваем. Так, например:

• То, как мы думаем, особенно о здоровье, может
изменить наше здоровье.

• Оптимисты гораздо реже подхватывают инфекцион­
ные болезни, чем пессимисты.

• У оптимистов обычно более здоровые привычки, чем
у пессимистов.

• Наша иммунная система лучше функционирует, если
мы настроены оптимистично.

•* Есть свидетельства, что оптимисты живут дольше пессимистов. То, как мы думаем, особенно о здоро­вье, может изменить наше здоровье.

i Борьба с депрессией, стремление к успеху и физическо­му здоровью — три наиболее очевидные цели, во имя которых стоит учиться оптимизму. Но, кроме того, суще­ствует еще и потенциальная возможность познать самого себя по-новому.

К концу этой книги вы уже будете знать, насколько- вы пессимист (или оптимист), и сможете оценить, если поже­лаете, степень оптимистичности своего супруга (супруги) и детей. Вы сможет^ оценить и свой прошлый пессимизм. Вы узнаете много нового о причине своей депрессии (от грусти


Два взгляда на жизнь                                             29

до глубокого отчаянья) и что заставляет вас продолжать пребывать в ней. Вы станете лучше понимать, почему вас постигла неудача, хотя и талантом вы не обижены, и прямо-таки жаждали успеха. Вы научитесь прерывать состояние депрессии и не допускать ее повторения, причем сможете пользоваться этими приемами в повседневной жизни. Есть основания считать, что при этом улучшается ваше общее состояние. И, наконец, вы сможете поделиться обретенны­ми навыками с людьми, судьба которых вам не безраз­лична.

Что особенно важно, вы обретете понимание новой для вас науки самоконтроля.

Научиться оптимизму — это не значит открыть зано­во «мощь позитивного мышления». Искусство оптимизма не возникает из розового мира счастливых событий в вос­кресной школе. Оно не сводится к тому, чтобы научиться говорить себе одни положительные вещи. В ходе многолет­них исследований мы установили, что позитивная информа­ция, которую вы адресуете себе, еще не является залогом положительного результата. Что действительно важно, это ваши мысли в случае поражения, то, что называется «не­негативное мышление». Главным в искусстве оптимизма является способность говорить себе деструктивные вещи, когда жизнь преподносит вам неудачи.

Большинство психологов всю жизнь имеют дело с тра­диционными проблемами: депрессия, успех, здоровье, поли­тические неудачи, родительские дела, бизнес и тому подоб­ное. Я же всю жизнь стремился выявить новую категорию проблем, которая пересекается с большинством традицион­ных. Я говорю об успехах и неудачах самоконтроля.

С этих позиций мир выглядит совершенно по-новому. Рассмотрим некоторый набор событий, внешне абсолютно не связанных друг с другом: депрессии и самоубийства становятся обычным явлением; общество расценивает


30                                           Мартин Э. П. Зелигман

самореализацию индивидуумов как их право; гонку выиг­рывает не быстрейший, но наиболее уверенный в себе; люди начинают страдать от хронических заболеваний на удивле­ние рано и расстаются с жизнью задолго до отпущенного природой срока; умные и нежные родители производят на свет слабых и испорченных детей; терапия позволяет исце­лить депрессию сознательной перестройкой мышления. Где другие могли бы расценить эту схему успехов и поражений, страданий и триумфа как нечто абсурдное и загадочное, я воспринимаю ее как единую картину. Хорошо или плохо, но именно эту линию я пытаюсь проводить в настоящей книге.

Мы начнем с теории самоконтроля. Я познакомлю вас с двумя основополагающими концепциями: беспомощности, которой можно научиться, и стиля объяснения. Они очень тесно связаны. Первая концепция подразумевает реакцию отказа, выхода из игры, которые проистекают из убежде­ния, что все, что бы вы ни делали, не играет никакой роли. Стиль объяснения — это способ, которым вы привыкли объяснять себе, почему события происходят. Он может играть роль сильного модулятора по отношению к самовну­шенной беспомощности. Оптимистическое объяснение оста­навливает беспомощность, пессимистическое — усугубляет. То, как вы объясняете себе события, когда вы встречаетесь с рядовыми неприятностями или серьезными поражениями, определяет, сколь беспомощными или энергичными вы ста­нете. Я считаю, что ваш стиль объяснений является отраже­нием «слова в вашем тексте».

У каждого из нас в сердце есть слово «нет» или «да». Может быть, интуитивно вы и не представляете, какое именно, но вы этому можете, с большой степенью точности, научиться. Скоро уы будете сами испытывать себя и смо­жете выявить свой уровень оптимизма и пессимизма.

Оптимизм занимает важное место во многих, если не во всех, областях & ашей жизни. Это, разумеется, не пана-


Два взгляда на жизнь______ 31

цея. Но он может защитить вас от депрессии, он может поднять уровень ваших достижений, он может улучшить ваше физическое самочувствие, и вообще в этом духовном состоянии приятнее находится. С другой стороны, песси­мизм тоже занимает свое место, и в этой книге вы узнаете о его освободительной роли.

Если тесты покажут, что вы — пессимист, не все еще потеряно. В отличие от многих личных качеств, пессимис­тический базис не является вечным и неизменным. Вы можете научиться набору приемов, которые освободят вас от тирании пессимизма и позволят вам по вашему выбору исповедовать оптимистический подход. Про эти приемы нельзя сказать, что ими можно овладеть легко и бездумно, но их можно оттачивать. Первый шаг состоит в том, чтобы определить, что за слово в вашем сердце. И не случайно это будет также первым шагом к новому пониманию чело­веческого разума, которое возникло в течение последней четверти века и сводится к тому, что чувство самоконтроля индивидуума может определить его судьбу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...