Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе

Глава 2. Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса

Глава 3. Сравнительный анализ процессуального положения прокурора в Республике Беларусь с прокурором другого государства

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан. Немаловажная роль в этом деле принадлежит прокурору, являющемуся должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Функция обеспечения законности и обоснованности уголовного преследования и поддержания обвинения в суде от имени государства универсальна [10, с. 17]. Определение роли прокурора в выполнении задач предварительного следствия и укрепления законности при производстве предварительного можно справедливо считать одним из наиболее важных вопросов, касающихся регламентаций стадий уголовного процесса. Прокурорский надзор является одной из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. Именно поэтому четкое обозначение правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве имеет важное значение.

Это обусловливает актуальность темы настоящей курсовой работы, ее основные цели и задачи. Так, объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора. Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Цель исследования состоит в определении правового статуса прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства согласно законодательству Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

) провести исторический анализ становления института прокуратуры и закрепления правового статуса прокурора как участника уголовного судопроизводства;

) определить полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела; прокурор уголовный разбирательство судебный

3) обозначить правовой статус прокурора при проведении предварительного расследования;

) рассмотреть участие прокурора в судебном разбирательстве, а также последующих стадиях уголовного судопроизводства;

) проанализировать правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве за рубежом.

Методологической основой исследования послужили общенаучные и частно-научные методы: диалектический, который позволяет понять взаимосвязь тех или иных явлений, определить направления развития существующих отношений в определенной сфере; историко-правовой -позволяет изучить правовое регулирование отношений в их развитии; сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить общие тенденции и закономерности развития уголовно-процессуального законодательства различных стран; формально-логический, заключающийся в детальном анализе правовых мер регулирования правового статуса прокурора в уголовном процессе, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала.

При написании работы автор использовал законодательство Республики Беларусь, Российской Федерации, а также опирался на научные труды как отечественных, так и российских авторов. Научная и практическая значимость обусловлена целью и задачами исследования. Освещение указанных вопросов имеет важное значение для теоретической подготовки как студентов, так и практических работников.


Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. "О прокуратуре Республики Беларусь" прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [18]. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Вместе с тем, для того чтобы критически рассмотреть правовой статус прокурора в уголовном процессе, необходимо совершить исторический экскурс и изучить развитие органов прокуратуры в их историческом развитии.

Российская прокуратура свое летоисчисление ведет от 27 января 1722 г. В этот день Петром I был подписан Указ, учредивший должность генерал-прокурора. Позднее, 27 апреля 1722 г., Указ "О должности генерал-прокурора" был изложен в новой редакции, остававшийся основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в. [20, с. 340]. За образец указанной службы Петр I взял государственные органы Германии [2, с. 153]. Возглавляемая генерал-прокурором система прокуратуры состояла из подчиненных ему прокуроров коллегий сената, провинций и при надворных судах. Прокуратура вела постоянное наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей органами, предлагала нарушителям закона устранять нарушения и опротестовывала незаконные решения. На нее были возложены также надзор по арестантским делам и наблюдения за интересами казны.

Позднее, в годы царствования Екатерины I, должность генерал-прокурора была упразднена, что имело своим последствием почти полное умаление роли прокуратуры, однако указом от 2 октября 1730 г. органы прокуратуры были восстановлены. В годы царствования Елизаветы Петровны позиции прокуратуры еще более укрепились. К концу царствования Екатерины II она стала органом государственного управления с довольно широкой компетенцией, поскольку происходит резкое возвышение генерал-прокурора над другими должностными лицами и учреждениями. Генерал-прокурор получает возможность существенно влиять на законодательную практику и весь ход управления. При Павле I происходит сокращение численности органов прокуратуры. Умаление роли прокуратуры происходило и при Александре I.

Судебная реформа 1864 г. создала новый тип российской прокуратуры. Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 г. состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой в судебных округах [3, с. 145].

Таким образом, судебная реформа 1864 г. фактически закрепила длившееся с начала столетия постепенное свертывание деятельности прокуратуры и как органа управления, и как органа надзора.

В 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами, но функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. В 1896 г. губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Таким образом, прокуратура ограничивалась в своей деятельности "делами судебного ведомства". Этот объем полномочий прокуратуры царской России практически оставался неизменным вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Дореволюционный институт прокуратуры был упразднен декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. № 1 "О суде". Дореволюционная прокуратура упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой. Почти пять лет после Октябрьской революции в Советской России отсутствовал какой-либо специальный государственный орган, который взамен упраздненной прокуратуры осуществлял бы данные функции [31, с. 87]..

Только в 1922 г. Всероссийский Центральный исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре, первого в истории российской прокуратуры нормативного акта, специально посвященного регламентированию организации и деятельности органов прокуратуры [20, с.342].

Что же касается Республики Беларусь, то 26 июня 1922 годатретья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру [23]. В компетенцию прокуратуры входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся путем опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР. В соответствии со ст.3 Положения прокурору было предоставлено право требовать от всех административных учреждений и должностных лиц республики необходимые сведения и материалы. Эти требования являлись обязательными для исполнения. Согласно Положению о прокурорском надзоре БССР прокуроры участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение, имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в порядке высшего судебного контроля.

Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Отличалось оно только тем, что в республике не было губернских прокуроров, так как не существовало губерний. Кроме того, Положение о прокурорском надзоре БССР не предусматривало надзор за деятельностью военных и военно-транспортных трибуналов, так как они не входили в судебную систему БССР.

Для усиления борьбы с преступностью на транспорте и обеспечения более квалифицированного надзора за законностью в этой сфере народного хозяйства постановлением ЦИК и СНК БССР в системе Прокуратуры республики была создана транспортная прокуратура. Она осуществляла надзор за законностью на предприятиях железнодорожного транспорта республики, находившегося в те годы в ведении уполномоченного НКПС СССР при СНК БССР (в Белорусской ССР водно-транспортная прокуратура в системе Прокуратуры республики была учреждена в 1934 году) [23].

С учреждением в 1933 году Прокуратуры СССР полная централизация органов прокуратуры страны была достигнута не сразу. Только после принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года прокуроры союзных республик были выделены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно Прокурору СССР [25, с. 252].

В ноябре 1936 года структура органов прокуратуры была приведена в соответствие с теми прокурорскими функциями, которые на нее возлагались. Были созданы отделы: общего надзора, по надзору за следствием, по судебному надзору по уголовным и гражданским делам, по спецделам, по надзору за местами заключения, по жалобам.

В числе основных задач послевоенного периода были ликвидация последствий фашистской оккупации, укрепление законности и разъяснение гражданам текущего законодательства. Была проделана большая работа по разоблачению и наказанию немецко-фашистских военных преступников и их пособников за преступления, совершенные в годы Великой Отечественной войны. Значительных усилий требовало решение вопросов, связанных с восстановлением государственного и колхозного имущества, с защитой имущественных прав граждан, пострадавших в период оккупации. Массовое возвращение в Белоруссию гражданского населения и демобилизованных воинов сделало чрезвычайно острым разрешение жалоб и заявлений по жилищным вопросам. Особое внимание обращалось на соблюдение льгот демобилизованным воинам Советской Армии, партизанам, подпольщикам и их семьям. Прокуратура в сравнительно короткие сроки после освобождения республики от фашистских оккупантов в полном объеме возобновила свою деятельность.

В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утвержденном 24 мая 1955г., нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора.

Принятые в 1958-1962 годах Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных по сравнению с Положением о прокурорском надзоре в СССР полномочий для осуществления надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Так, ст.20 Основ уголовного судопроизводства возложила на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

За годы, прошедшие после принятия Положения о прокурорском надзоре, в общественном развитии и соответственно в законодательстве страны произошли существенные изменения, напрямую связанные с распадом СССР и образованием независимой суверенной Республики Беларусь.

Современный этап правового регулирования участия прокурора в уголовном судопроизводстве характеризуется принятием Конституции Республики Беларусь, закрепившей в ст.125 положение о том, что Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [14]. Данное положение раскрывается в Законе Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. "О прокуратуре Республики Беларусь" [18]. Более детальная регламентация процессуального положения прокурора в уголовном процессе нашла свое отражение в нормах Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) [27].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...