Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса




Правовой статус участника судопроизводства - это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции [22, с. 90].

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы его деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения [26, с. 82].

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе регламентировано ст. 34 УПК. Так, в соответствии с ч.1 ст.34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Помимо этого прокурор также осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Если говорить о критерии разделения этих видов деятельности еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как уголовное преследование, кроме того, - и началу целесообразности[22, с. 98].

В этой связи Т.Ю. Цапаева задается вопросом, что же в деятельности прокурора является главенствующей задачей? Уголовное преследование и надзор по своей сути различные виды деятельности. Первое ориентировано на активное участие прокурора в уголовно-процессуальной деятельности, второе предполагает скорее несколько отстраненно наблюдение за осуществлением этой деятельности следователем и дознавателем. [30, с. 26]. Полагаем, что в зависимости от стадии уголовного судопроизводства превалирующей является первая либо вторая функция. Так, например, на досудебных стадиях таковой следует признавать функцию уголовного преследования, на остальных - надзорную.

В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 6 УПК прокурор - действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК.

Осуществление государственного обвинения по уголовным делам приводит в движение механизм реализации уголовной ответственности. Пункт 48 ч. 1 ст. 6 УПК определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, частным обвинителем в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и совершившего его лица, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения.

Конкретные полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства подразделяются в зависимости от того, на каких стадиях - досудебных или судебных - он осуществляет свою деятельность. Такое деление обусловлено тем, что прокурор - это единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу.

С.В. Борико отмечает, что широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования [4, с. 45]. В ч. 2 ст. 34 УПК определено, что при осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства прокурор независим и подчиняется только закону.

Действительно, на досудебных стадиях прокурор обладает государственно-властными полномочиями, перечень которых приведен в ч. 4-5 ст. 34 УПК. При осуществлении уголовного преследования в ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор возбуждает уголовное дело, принимает уголовное дело к своему производству и расследует его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя, или поручает его расследование нижестоящему прокурору либо соответствующему органу предварительного следствия; отказывает в возбуждении уголовного дела; осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем; осуществляет процессуальное руководство и надзор за деятельностью нижестоящего прокурора, производящего предварительное следствие.

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен:

) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;

) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК;

) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений - группе следователей, возглавлять эту следственную группу;

) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;

) давать нижестоящему прокурору, органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности. Л.И. Кукреш указывает на тот факт, что обязательность письменных указаний прокурора определяется его процессуальным статусом должностного лица, осуществляющего надзор от имени государства [16, с. 91];

) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;

) разрешать отводы и самоотводы;

) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия;

) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично;

) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу;

) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК;

) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий в случаях и порядке, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, а также при отмене постановления о прекращении предварительного расследования;

) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления;

) направлять уголовное дело в суд;

) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК [27].

Возбуждение уголовного дела является весьма ответственной стадией уголовного судопроизводства [15, с. 8]. Действительно, законное, обоснованное и своевременное возбуждение уголовного дела служит одним из необходимых условий для быстрого и полного расследования. И наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное (запоздалое) возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, к снижению актуальности события совершенного преступления, а в конечном итоге - к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления, в том числе и особо опасные. Не менее опасна и другая крайность - непродуманное, поспешное возбуждение дела, что влечет за собой незаконные и необоснованные задержания и аресты, обыски и выемки, необоснованное предъявление обвинения, а в конечном счете - незаконное и необоснованное осуждение граждан. Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок, обеспечивающий безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности принятия дознавателем, следователем такого важного процессуального решения, как возбуждение уголовного дела. Так, в соответствии со ст. 179 УПК, осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе:

) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 173 УПК;

) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки;

) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело;

) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;

1) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении;

) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия.

После возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь имеют право выполнять необходимые следственные действия. Участие прокурора в следственных действиях О.П.Копылова рассматривает в широком и узком смысле. В широком смысле этого слова под участием прокурора в следственных действиях автор понимает четыре элемента. Первый элемент - это дача прокурором санкции на проведение следственного действия. Второй элемент - непосредственное проведение следственного действия. Здесь подразумевается принятие расследования преступления прокурором к своему производству. Третий элемент - участие прокурора в проведении следственного действия (вместе со следователем). И четвертый элемент - дача прокурором письменного указания. В узком же смысле этого слова понимаются только второй и третий элементы [15, c. 9].

Осуществляя надзор за исполнением законов в ходе всего расследования, прокурор обязан по окончании следствия еще раз проверить все материалы, для этого по окончанию предварительного следствия следователь, дознаватель выносят постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд (ч. 1 ст. 260 УПК). Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему для направления в суд, регламентируются главой 31 УПК. Так, в частности, в ст. 263 УПК определяются вопросы, подлежащие разрешению прокурором по уголовному делу, поступившему для направления в суд.

Прокурор или его заместитель обязаны по поступившему к ним уголовному делу в срок не более пяти суток, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам - не более пятнадцати суток принять одно из следующих решений:

) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;

) возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК. О возвращении уголовного дела следователю прокурором или его заместителем выносится постановление.

В случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 881 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) [29], прокурор или его заместитель принимают решение по уголовному делу после рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства. По итогам рассмотрения ходатайства прокурор или его заместитель направляют уголовное дело в суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 264 УПК либо прекращают предварительное расследование по уголовному делу в соответствии с ч.11 ст. 30 УПК.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях должен носить упреждающий характер, с тем, чтобы не только своевременно устранять, но и как можно менее допускать нарушений уголовно-процессуального законодательства, особенно связанного с нарушением конституционных прав личности. В этой связи полагаем целесообразным поддержать точку зрения А.А. Кеника о том, что основным способом предупреждения нарушения закона следователем и лицом, производящим дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна проводится в следственном подразделении [12, с. 244]. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда оно поступает к прокурору для направления в суд, а в процессе его расследования. Это тем более актуально в связи с образованием и началом работы с 1 января 2012 г. Следственного комитета Республики Беларусь, созданного в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве [19].

Что же касается стадии судебного производства, то здесь следует отметить, что в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор государственно-властными полномочиями не обладает. Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон и при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона рассматривающим дело судом, иное противоречило бы принципу независимости судебной власти. Однако, как указывает П.А. Лупинская, от других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении [26, с. 84].

В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор является

государственным обвинителем, представляет государственные или общественные (публичные) интересы, нарушенные преступлением. Поддерживаемое прокурором обвинение является государственным обвинением, а сам прокурор - государственным обвинителем потому, что прокурор осуществляет свою деятельность от имени и в интересах государства [24, с. 217].В ряде случаев, прокурор обязан выступить и в защиту частного интереса, когда потерпевшими от преступлений являются лица, не способные в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам реализовывать самостоятельно свои права и законные интересы. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 34 УПК, прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.

Участие прокуроров в качестве государственных обвинителей в судебном разбирательстве по уголовным делам является формой реализации функции прокуратуры по уголовному преследованию и одновременно выступает как наиболее важное направление функции по участию в рассмотрении дел судами [7, С.240]. Прокуроры участвуют в судебном разбирательстве в целях защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и свобод человека и граждан, интересов общества и государства. В этой связи А.А. Кеник полагает обоснованным рассматривать государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, как одну из форм надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах [12, с. 287].

Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве начинается с внимательного изучения уголовного дела, так как хорошее знание материалов уголовного дела - это непременное требование, которое в первую очередь предъявляется к прокурорскому работнику, участвующему в судебном разбирательстве. Хорошее знание материалов уголовного дела позволяет участвующему в рассмотрении уголовного дела прокурору определить свое отношение к решению вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства, сопоставить показания участвующих в судебном разбирательстве лиц с их показаниями, запротоколированными в ходе предварительного следствия, а также с протоколами иных процессуальных действий и наметить предстоящую тактику допросов указанных лиц в судебном заседании.

В ч. 6 ст. 34 УПК определены полномочия прокурора в ходе судебного разбирательства. Так, прокурор вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор обязан соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениям председательствующего и исполнять другие обязанности, предусмотренные УПК. Закон предусматривает обязательность участия прокурора в качестве государственного обвинителя по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 455 УПК [27].

Прокурор в своих действиях в суде исходит в первую очередь из интересов законности, точного следования требованиям закона. Он обязан быть объективным и беспристрастным, должен учитывать все возможные судебные версии. Для прокурора в равной степени важно добиться как осуждения виновного при доказанности вины, так и оправдания невиновного, когда нет оснований для обвинительного приговора. Для прокурора данное обстоятельство не имеет никакого значения [1, с.7; 11, с. 25].

В соответствии со с ч. 2 ст. 370 УПК прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона.

В стадии кассационного производства участвующий в ней прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.

Исполнение приговора - завершающая стадия уголовного процесса. Она начинается с момента вступления приговора в законную силу и включает в себя процессуальные действия и решения суда, обеспечивающие реализацию актов правосудия. В системе действий, направленных на своевременное и точное исполнение приговора, существенная роль принадлежит надзору за законностью освобождения от наказания, надзору за законностью отсрочки исполнения приговора. Освобождение от наказания проводится строго в порядке и на основаниях, предусмотренных законом, поэтому на прокуроре лежит обязанность следить за тем, чтобы предписания закона точно исполнялись. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор участвует в заседаниях судов, рассматривающих вопросы освобождения осужденных от наказания. В процессе подготовки к судебному заседанию и в ходе его он тщательно анализирует имеющиеся материалы с тем, чтобы иметь полную ясность, прежде всего, по вопросу о наличии или отсутствии оснований для освобождения от наказания. Помимо формального наличия оснований, выясняются также данные о личности осужденного, позволяющие более обоснованно определиться в выводе о возможности освобождения от наказания. Прокурором также оцениваются полнота и достоверность документов, которые по закону должны быть представлены в суд. Основная форма деятельности прокурора в судебном заседании - дача заключения о возможности принятия в отношении конкретного лица решения о его освобождении от наказания. Используются и другие формы участия в рассмотрении дел судами.

В соответствии с ч. 2 ст. 404 УПК прокурор вправе принести протест в порядке надзора на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда. В данной стадии прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.

Следует отметить, что наблюдается существенный рост принесения прокурорами протестов в порядке надзора. Так, в 2007 г. принесено 437 протестов (удовлетворено 309), в 2008 г. - 589 (331)., в первом полугодии 2009 г. - 421 (270) [5, с. 7].

Что же касается производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам, то наличие указанного вида пересмотра приговоров вызвано тем, что в практике встречаются случаи, когда после вступления приговора в законную силу выявляются обстоятельства, свидетельствующие о его незаконности и необоснованности, которые не были известны во время расследования и рассмотрения судом дела и потому не могли быть оценены судом при вынесении приговора. В соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам принадлежит прокурору. Ст. 421 УПК определяет действия прокурора по окончании проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств. Так, по окончании проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств при наличии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет дело со своим заключением, копией приговора в случаях, предусмотренных п. 1-3 ч. 2 ст. 418 УПК, или материалами проверки либо расследования в случае, предусмотренном п. 4 ч. 2 той же статьи УПК, в соответствующий суд, руководствуясь при этом ч. 1 ст. 422 УПК. При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим мотивированным постановлением прекращает возбужденное им производство по вновь открывшимся обстоятельствам.

Ускоренное производство представляет собой процессуальную форму досудебного производства, осуществляемую при наличии признаков преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений, если факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления. При поступлении от следователя уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 24 часов проверить это дело и по основаниям и в порядке, предусмотренных статьями 263-266 УПК, принять решение о его дальнейшем движении. При направлении уголовного дела в суд прокурор или его заместитель в постановлении высказывают мнение о рассмотрении уголовного дела без участия государственного обвинителя с предложением о применении к обвиняемому наказания или иных мер уголовной ответственности. В таком случае прокурор или его заместитель направляют обвиняемому и потерпевшему, помимо документов, перечисленных в ст. 266 УПК, копию постановления о направлении уголовного дела в суд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...