Глава 3. Сравнительный анализ процессуального положения прокурора в Республике беларусь с прокурором другого государства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Процессуальное положение государственного обвинителя, объем полномочий, критерии оценки эффективности его деятельности в различных странах зависят от существующих там правовых традиций и формы уголовного процесса. В.Н. Додонов и В.Е. Крутских выделяют в современном мире несколько моделей прокуратуры, исходя из ее места в системе государственных органов. В одних государствах прокуратура входит в состав министерства юстиции, хотя при этом может относиться к органам правосудия и действовать при судах (например, во Франции, Германии и США). В других - прокуратура включена в состав судебной системы либо имеет административную автономию в рамках судебной власти (Испания, Латвия, Болгария и др.). Социалистические и постсоциалистические государства выделяют ее в самостоятельную систему, подотчетную парламенту или главе государства. Наконец, в некоторых странах прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет (Великобритания). При этом отмечается такая закономерность: чем глубже у той или иной нации традиции "сильного" государства, сфера его "социальной ответственности", тем шире функции прокуратуры, значительнее ее роль в системе государственных институтов [9, с. 5-7, 35]. Деятельность прокуратуры по поддержанию государственного обвинения в Германии регулируется Уголовно-процессуальным кодексом, принятым 1 февраля 1877 г. и действующим в редакции от 7 апреля 1987 г. Нормы процессуального характера содержатся в Законе о судоустройстве (1877), в Законе о судьях (1961) и некоторых других нормативных актах. Процессуальное положение прокурора, поддерживающего государственное обвинение, основано на концепции уголовного процесса, которая отрицает процессуальные правоотношения, понятие сторон, принцип состязательности и закрепляет особое процессуальное положение председательствующего судьи. Председательствующий наделен исключительными полномочиями не только на руководство разбирательством дела, но и на единоличное ведение судебного следствия. Иные участники процесса (в том числе и прокурор) вправе задавать вопросы свидетелям, экспертам, подсудимому только с разрешения судьи.
Прокурор, не являясь стороной в процессе, хотя и представляет в суде обвинение, ограничивается надзорной функцией и по существу не участвует в судебном следствии. Доминирующее положение председательствующего обычно обрекает прокурора и защитника на пассивное участие в судебном разбирательстве. Прокурор является как бы помощником судьи в судебном разбирательстве. В прениях он предлагает свое видение результатов судебного следствия, делает вывод о виновности или невиновности подсудимого и вносит предложение о постановлении того или иного приговора [8, с. 454-455]. На стадии предварительного расследования обязанность доказывания возлагается на прокуратуру, которая полностью контролирует предварительное расследование. Прокуратура существует при суде, иерархически организована и функционально не зависит от суда, но как бы "приписана" к нему. Прокуратура выполняет, таким образом, троякую задачу: расследует дело и поддерживает обвинение в суде, участвует в судебном разбирательстве в качестве "беспристрастной стороны", приводит приговор в исполнение. Прокуратура может отказаться от уголовного преследования, однако прекращение дела возможно только с согласия суда. В ходе выяснения обстоятельств дела прокуратура должна быть объективна и обязана выяснять обстоятельства, которые свидетельствуют в пользу обвиняемого [13, с. 143]. Французская уголовно-процессуальная доктрина исходит из разделения функции обвинения, защиты и разрешения дела. В то же время во французском уголовном процессе орган, ведущий производство по делу - следственный судья (в ходе предварительного расследования) или суд (на стадии судебного разбирательства), - играет активную роль. В соответствии со ст. 312 УПК Франции судебное следствие начинается с допроса подсудимого, которого первым допрашивает суд, а уже затем прокурор и защитник с разрешения суда. То же касается и допроса свидетеля, вне зависимости от того, по чьей инициативе (обвинения или защиты) был вызван свидетель [8, с. 364].
Процессуальный порядок и последствия отказа прокурора от обвинения во Франции также характерны для типично континентальной формы уголовного процесса. Согласно традиционной французской теории, прокурор является представителем общества в уголовном процессе, но не может распоряжаться судьбой публичного иска и отказаться от уголовного преследования. Если прокурор считает, что обвинение предъявлено ошибочно, то это не снимает с суда обязанности рассмотреть дело по существу и вынести приговор. Прокуратура во Франции, являясь субъектом поддержания государственного обвинения, представляет собой централизованную систему органов, руководимую министром юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками. Он непосредственно подчиняется министру юстиции и вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в пределах компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных. Республиканские прокуроры (низшей инстанции) находятся при исправительных трибуналах и осуществляют уголовное преследование по всем делам в районе действия трибунала. Они лично или через заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов присяжных в исправительных трибуналах, а при необходимости - и в полицейских трибуналах [21, с. 218]. В Англии с ее традициями широкого местного самоуправления, частного обвинения, судебного контроля потребности в прокуратуре не возникало. Возможность осуществления уголовного преследования в суде без прокуратуры Великобритания демонстрирует на протяжении всего своего существования.
В основе английской правовой теории лежит утверждение о незыблемости частной инициативы как движущей силы судопроизводства. Долгое время в Англии не было и подобия прокуратуры. Впервые организация, напоминающая континентальную прокуратуру, но с очень ограниченным полем действия, была создана Законом 1879 г. "О преследовании преступлений". Этим законом учреждалась должность Директора публичных преследований с особым департаментом при нем и штатом помощников. Согласно правилам, установленным в 1886 г., на дирекцию было возложено уголовное преследование: а) по делам о преступлениях, караемых смертной казнью; б) по делам, ранее находившимся в ведении солиситора казначейства; в) по делам, возбуждаемым по требованию генерального атторнея; г) дела, уголовное преследование по которым диктуется государственными интересами [13, с.145]. В настоящее время в Великобритании обвинение по большинству уголовных дел поддерживается либо полицией, либо отдельными гражданами, и только по наиболее серьезным преступлениям расследование проводится ведомством Директора публичных преследований, которое и берет на себя поддержание государственного обвинения по этим делам. Закон 1985 г. о преследовании за преступления учредил Службу государственных ("коронных") обвинителей (Crown Prosecution Servise), возглавляемую директором публичных преследований, который назначается Генеральным атторнеем и работает под его руководством. Основные функции государственных обвинителей - поддержание обвинения в судах всех уровней по делам, расследованным полицией, а также, в некоторых случаях, возбуждение и участие в расследовании уголовных дел. Должностные лица службы государственных обвинителей вправе давать рекомендации полиции в связи с началом производства по конкретному уголовному делу, проверять уголовные дела, находящиеся в производстве у полиции, готовить материалы для суда, инструктировать адвокатов (солиситоров и барристеров), которым | служба поручает уголовное преследование. Между службой преследования и адвокатурой заключаются разовые или постоянные договоры на ведение дел в судах.
Таким образом, особенности английской правовой системы определили и уникальность института уголовного преследования. В указанном виде этот институт не был воспринят другими государствами. Несмотря на то, что американская судебная система создавалась в основном по английскому образцу, постановка обвинения в США другая. В США поддержание государственного обвинения возлагается на атторнейскую службу, не имеющую точного аналога в правовых системах других государств. Ее полномочия по уголовному преследованию сходны с содержанием прокурорских функций других государств, поэтому данную службу иногда именуют прокуратурой. Государственный атторней может выступать как адвокат в гражданской тяжбе и как обвинитель по уголовному делу, а также как правительственный юрисконсульт. Атторнейская служба управляет тюрьмами и занимается делами иммигрантов. Ее сотрудники действуют как следователи и сыскные агенты. В ведении Генерального атторнея США находятся контрразведка и политический сыск [6, с.8-9]. В деятельности по поддержанию государственного обвинения практикуется специализация. Часть сотрудников специализируется на поддержании обвинения по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, другие - по делам о половых преступлениях, о кражах, о преступлениях на почве ненависти и т. д. Атторнейская служба контролирует практически все стадии правоприменения по уголовным делам. В США государственный обвинитель, в силу правовых традиций, пользуется широкой дискреционной властью. Уголовное преследование преступника - право, но не обязанность обвинителя. Как указывает В.М. Николайчик, атторней является важной фигурой, действующей в системе правосудия. Он имеет право по собственному усмотрению возбуждать уголовное преследование, может ограничиться поддержанием обвинения в суде, основываясь при этом на доказательствах, собранных полицией, но вправе также провести собственное расследование. Атторней имеет право по собственному усмотрению отказаться от обвинения, что влечет за собой прекращение дела [17, с. 84-85]. Следует обратить внимание на чрезвычайно широкие полномочия атторнея - обвинителя в решении вопроса о начале и продолжении уголовного преследования. Решение вопроса о возбуждении уголовного преследования принимается обвинителем на основе материалов расследования, проведенного полицией и иными органами расследования, в том числе собственными. В атторнейскую службу для неформального утверждения представляются ходатайства об аресте и обыске.
Обвинитель проверяет законность произведенных полицией действий, чтобы обеспечить успешное прохождение доказательств в суде. Он возбуждает дело только тогда, когда высока вероятность не только вины, но и осуждения. В американской практике поддержания обвинения часто можно встретить термин "выиграть дело". Особенностью работы прокурора - обвинителя по делу является также его право самостоятельно собирать доказательства обвинения, допрашивать свидетелей и потерпевших после допроса их полицией, подвергать проверке собранные ею доказательства. Фактически прокурор, поддерживающий обвинение в суде, готовит собственное дело, которое может существенно отличаться от материалов, представленных полицией или иными органами расследования. В результате он хорошо знает содержание имеющихся по делу доказательств, поскольку сам участвовал в их собирании и проверке. Прокурор представляет себе, насколько устойчива позиция потерпевшего и свидетелей со стороны обвинения. Обладая правом допрашивать и общаться со свидетелями до суда, он имеет возможность подготовить их к перекрестному допросу защиты, что уменьшает риск изменения ими показаний в суде и лжесвидетельства и повышает эффективность поддержания государственного обвинения. Что же касается Российской Федерации, то анализ УПК Российской Федерации [28] показал следующее. Процессуальное положение прокурора в Российской Федерации во многом схоже с процессуальным положением прокурора в Республике Беларусь. Основные различия основаны, главным образом, на общих различиях уголовного судопроизводства. Так, в УПК Российской Федерации с 2009 г. предусмотрено досудебное соглашение о сотрудничестве (так называемая "сделка с правосудием"). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 317-1 УПК Российской Федерации ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подается подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора. Прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления. По результату рассмотрения прокурор принимает одно из следующих постановлений: ) об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; ) об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317-2) [28]. Прокурор, приняв постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника. С их участием прокурор составляет досудебное соглашение о сотрудничестве. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым или обвиняемым, его защитником. После окончания предварительного следствия уголовное дело направляется прокурору для утверждения обвинительного заключения и вынесения представления о соблюдении обвиняемым условий и выполнении обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением, и в случае утверждения обвинительного заключения выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по данному уголовному делу. В представлении прокурор также удостоверяет полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Еще одной отличительной особенностью процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве Российской Федерации является участие прокурора в производстве по уголовным делам, подсудным мировому судье (Раздел XI УПК) [28]. Так, в случаях, когда потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора. В соответствии с правилами раздела XII УПК Российской Федерации прокурор выступает в качестве государственного обвинителя при производстве в суде по уголовным делам с участием присяжных заседателей. Также в российском уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрен апелляционный порядок обжалования не вступивших в законную силу приговоров и постановлений, вынесенных мировыми судьями. Участие государственного обвинителя при таком рассмотрении обязательно. Соответственно в кассационном порядке рассматриваются представления прокурора на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прокурор является одним из основных участников уголовного судопроизводства, наделённый широким спектром полномочий во всех стадиях уголовного процесса. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели - обеспечение законности. Обеспечивающая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокуратура создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела суда, для постановления судом законного и обоснованного приговора. Выступая от имени закона и государства, прокурор не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов участников процесса. Процессуальное положение прокурора именно как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях должен носить упреждающий характер, с тем, чтобы не только своевременно устранять, но и как можно менее допускать нарушений уголовно-процессуального законодательства, особенно связанного с нарушением конституционных прав личности. При поддержании же государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор является государственным обвинителем, представляет государственные или общественные (публичные) интересы, нарушенные преступлением. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь. Указанное требование уголовно-процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, кассационной и надзорной инстанциях. Однако в кассационной и надзорной инстанции прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела присущими ему в данных стадиях процессуальными средствами. В данных стадиях уголовного судопроизводства прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений. Исполнение приговора - завершающая стадия уголовного процесса, участвуя в которой прокурор также обладает определенным набором правомочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|