Положение инвалидов в развивающихся странах
Необходимо особо остановиться на проблеме инвалидности в развивающихся странах. 80 процентов инвалидов живут в развивающихся странах в отдаленных сельских местностях. В некоторых из этих стран доля инвалидов среди населения составляет 20 процентов, и, таким образом, если учитывать их семьи и родственников, инвалидность может отрицательно сказываться на 50 процентах населения. Проблема еще более осложняется тем, что в большинстве случаев инвалиды обычно также проживают в чрезвычайной нищете [7]. Часто они живут в местности, где медицинские и другие службы чрезвычайно редки или даже отсутствуют вообще, где инвалидность не выявляется и не может быть выявлена вовремя. Когда они все-таки получают медицинскую помощь, если это вообще случается, дефект может стать уже неизлечимым. Во многих странах недостаточно средств для обнаружения и предупреждения инвалидности и удовлетворения потребности в восстановлении трудоспособности и услуг по оказанию поддержки инвалидам. Подготовка кадров, изучение новых и более эффективных стратегий и подходов в области восстановления трудоспособности и производства и обеспечения инвалидов вспомогательными средствами и оборудованием не отвечают потребностям. В таких странах проблема инвалидности еще более усугубляется демографическим взрывом, который неумолимо увеличивает число инвалидов в них как в относительном, так и в абсолютном выражении. Таким образом, настоятельно необходимо в качестве первоочередной задачи помочь этим странам в разработке демографических мер по предотвращению роста числа инвалидов, восстановлению трудоспособности и обеспечению услугами имеющихся инвалидов [3].
Последствия дефектов и инвалидности особенно серьезно отражаются на женщинах. Во многих странах женщины находятся в неблагоприятном социальном, культурном и экономическом положении, что ограничивает их доступ, например, к услугам в области здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и занятости. Если, кроме того, они страдают от физических или умственных недостатков, они сталкиваются с ограниченными возможностями по преодолению трудностей, связанных с их инвалидностью. Таким образом, их участие в общественной жизни все более затрудняется. В рамках семьи ответственность за обеспечение ухода за каким-либо из родителей, являющимся инвалидом, часто возлагается на женщин, что в значительной степени ограничивает их свободу и их возможности участвовать в других видах деятельности. Для многих детей наличие дефекта ведет к их обособлению или изоляции от накопленного опыта, являющегося частью нормального развития. Это положение может усугубляться неправильным отношением и поведением в семье и общением в те годы, которые имеют важное значение для развития личности и характера ребенка. В большинстве стран число пожилых людей возрастает, и уже в некоторых из них две трети инвалидов являются также лицами пожилого возраста. В основном условия, которые приводят к их инвалидности (например, артрит, паралич, болезни сердца и ухудшение слуха и зрения), отличаются от причин инвалидности среди молодежи и могут потребовать иных форм профилактического лечения, восстановления трудоспособности и услуг по оказанию помощи. С появлением "виктимологии" как отрасли криминалистики только сейчас становятся общеизвестными подлинные масштабы вреда, который наносится жертвам преступлений и является причиной постоянной или временной инвалидности. Еще одну группу инвалидов составляют жертвы пыток, ставшие инвалидами в физическом или умственном отношении не в результате родовой травмы или обычной деятельности, а в результате преднамеренного нанесения повреждений.
В современном мире в результате бедствий, вызванных человеком, насчитывается свыше 10 миллионов беженцев и перемещенных лиц. Многие из них имеют физические и психические травмы вследствие тех страданий, которые они переживают в связи с преследованием, насилием и неудобствами. Большинство из них находится в странах третьего мира, где услуги и возможности чрезвычайно ограничены. Быть беженцем само по себе значит быть ущемленным, а быть инвалидом среди беженцев - значит быть ущемленным вдвойне [2]. Рабочие, нанятые за границей, часто оказываются в трудном положении, связанном с рядом трудностей, возникающих в результате различий в окружающих условиях, незнания или недостаточного знания языка страны иммиграции, предвзятого отношения и дискриминации, полного или частичного отсутствия профессиональной подготовки и несоответствующих условий жизни. Особое положение мигрирующих рабочих в стране занятости подвергает их здоровье и здоровье их семей большей опасности и риску несчастных случаев на производстве, часто влекущих за собой приобретение дефектов и инвалидности. Положение мигрирующих рабочих - инвалидов может еще более усугубляться необходимостью их возвращения на родину, где во многих случаях число особых услуг и возможностей для инвалидов весьма ограничено. Деятельность по предупреждению инвалидности постоянно расширяется в таких областях, как гигиена, образование, питание, улучшение доступа к продуктам питания и медицинской помощи за счет подходов, предлагаемых медико-санитарной помощью, с особым упором на медицинский уход за матерью и ребенком, консультирование родителей в отношении генетических факторов и ухода в предродовой период, иммунизацию и борьбу с заболеваниями и инфекционными болезнями, предотвращение несчастных случаев и повышение качества окружающей среды. В некоторых районах мира такие меры значительно сокращают число случаев появления физических и умственных дефектов [1]. Для большинства мирового населения, особенно населения стран, находящихся на начальных стадиях экономического развития, эти профилактические меры эффективно затрагивают лишь небольшую часть нуждающегося населения. В большинстве развивающихся стран еще предстоит создать систему своевременного выявления и предупреждения дефектов за счет периодических медицинских осмотров, особенно для беременных женщин, детей и подростков.
В Лидзкаслской декларации по предупреждению инвалидности от 12 ноября 1981 года интернациональная группа ученых, врачей, управляющих лечебными учреждениями, и политиков наряду с другими вопросами обратила внимание на следующие практические меры по предупреждению инвалидности: Дефекты, вызванные недоеданием, инфекциями и халатностью, можно предотвратить посредством недорогостоящего совершенствования первичной медико-санитарной помощи... Многие виды инвалидности более позднего этапа жизни могут наступить в более позднем возрасте или их можно предотвратить. Ведутся многообещающие исследования в отношении контроля над наследственной и дегенеративной отсталостью... Инвалидность не должна приводить к нетрудоспособности. Неумение применять простые лекарственные средства очень часто усугубляет инвалидность, и отношение общества и институционные меры увеличивают для людей, имеющих инвалидность, возможность оказаться в неблагоприятном положении. Существует настоятельная необходимость в постоянном просвещении общественности и специалистов. Основной причиной экономических потерь и человеческих лишений во всех промышленно развитых и развивающихся странах является инвалидность, которой можно было бы избежать. Эти потери можно быстро сократить. Имеется и совершенствуется технология, предупреждающая или способствующая предупреждению большинства случаев инвалидности. Для преодоления этих проблем необходима готовность общества. Необходимо изменить очередность существующих национальных и международных программ в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить распространение знаний и технологии. [11]
Хотя и имеется технология, касающаяся превентивного и лечебного контроля большинства случаев инвалидности, недавний значительный прогресс в области биомедицинских исследований предвещает появление новых, гораздо более совершенных средств, которые могут значительно усилить все виды помощи. В предстоящие годы заслуживают поддержки как теоретические, так и прикладные исследования". Все более широко признается, что программы, имеющие своей целью предотвратить инвалидность или не допустить перерастания дефектов в более серьезные стадии инвалидности, в долгосрочной перспективе обходятся обществу значительно дешевле, чем необходимость ухода за инвалидами. Это в значительной степени относится, например, к программам безопасности на производстве - области, которой во многих странах до сих пор уделяется недостаточное внимание. Восстановление трудоспособности часто осуществляется через специализированные учреждения. Однако в настоящее время существует растущая тенденция делать больший упор на включение этих видов обслуживания в общую систему общественного обслуживания. Происходит эволюция как по содержанию, так и по духу деятельности, характеризуемой как восстановление трудоспособности. В традиционной практике восстановление трудоспособности рассматривается как система терапевтических мер и услуг, предоставляемых инвалидам в специальных учреждениях часто под медицинским контролем. Постепенно это заменяется программами, которые, наряду с обеспечением, как и прежде, квалифицированных медицинских, социальных и педагогических услуг, предусматривают также участие общин и семей и помогают им поддерживать усилия их членов, являющихся инвалидами, по преодолению отрицательных последствий инвалидности в рамках нормальной социальной среды. Все в большей степени признается, что даже лица с тяжелой формой инвалидности могут в значительной степени вести независимый образ жизни при условии обеспечения необходимых услуг по оказанию помощи [17]. Число лиц, требующих ухода в специальных учреждениях, является гораздо меньшим, чем это предполагалось ранее, но даже и они могут в значительной степени вести образ жизни, независимый с точки зрения его основных элементов. Многим инвалидам требуются технические средства. В некоторых странах технология, необходимая для производства таких приспособлений, хорошо разработана, и выпускаются совершенные устройства, обеспечивающие подвижность, общение и ведение инвалидами их повседневной жизни. Однако стоимость таких приспособлений высока, и лишь немногие страны могут обеспечить такое оборудование.
Многим людям необходимо простое оборудование, облегчающее их передвижение, общение и повседневную жизнь. В некоторых странах такие устройства производятся и доступны. Вместе с тем во многих других странах их невозможно получить в силу их отсутствия и / или высокой стоимости. Уделяется все больше внимания разработке более простых, менее дорогостоящих устройств и местных методов их производства, которые более легко приспособляемы к условиям соответствующей страны, в большей степени соответствуют потребностям большинства инвалидов и более доступны для них. Право инвалидов на участие в жизни общества может быть обеспечено главным образом через меры политического и социального характера. Многие страны предприняли важные шаги по устранению или сокращению барьеров, препятствующих полному участию. Во многих случаях введено законодательство, гарантирующее инвалидам право и возможность школьного обучения, возможность трудоустройства и доступ к общественным средствам, устраняющее культурные и физические барьеры и запрещающее дискриминацию в отношении инвалидов. Сложилась тенденция не помещать инвалидов в специальные учреждения, а предоставлять им возможность жить в общине. В некоторых развитых и развивающихся странах в области школьного обучения все больше внимания уделяется "открытому образованию" и, соответственно, меньше - специальным учреждениям и школам [4]. Были найдены средства, открывающие доступ инвалидам к системам общественного транспорта, а для инвалидов с сенсорными дефектами - средства доступа и к информации. Возросло понимание необходимости осуществления подобных мер. Во многих странах проводятся пропагандистские кампании в целях осведомления общественности и изменения отношения к инвалидам и обращения с ними. Зачастую инвалиды берут на себя ведущую роль в улучшении понимания процесса обеспечения равных возможностей. В этой связи они выступают за вовлечение их в жизнь общества. Несмотря на такие усилия, инвалиды пока еще отнюдь не достигли равенства возможностей, и в большинстве стран степень вовлечения инвалидов в жизнь общества пока еще далеко не достаточна. По меньшей мере 10 процентов детей являются инвалидами. Они имеют такие же права на образование, как и другие дети, и им необходимо активное лечение и специальные услуги. Однако большинство детей - инвалидов в развивающихся странах не имеют доступа ни к специальным услугам, ни к обязательному образованию. Существуют значительные различия между некоторыми странами с высоким уровнем развития системы образования для инвалидов и странами, где такие средства развиты недостаточно или же отсутствуют вообще. Пока еще мало известно о потенциальных возможностях инвалидов. Кроме того, зачастую отсутствует законодательство, касающееся их потребностей, и существует нехватка преподавателей и специальных средств. В большинстве стран инвалиды пока еще не имеют возможности получения образования на протяжении всей своей жизни [3]. В области специального образования для инвалидов имели место важные нововведения и произошло значительное развитие методики обучения, и в этом направлении может быть достигнут еще более значительный прогресс. Однако этот прогресс в большинстве случаев ограничивается небольшим числом стран или городских центров. Прогресс в этой области касается раннего обнаружения инвалидности, определения ее степени и лечения, а также специальных программ образования в самых различных областях, причем многие дети - инвалиды могут обучаться в обычных школах, в то время как для других необходимо осуществление весьма широких программ. Многие лица, имеющие те или иные дефекты, лишены возможности трудоустройства или принимаются на второстепенную или низкооплачиваемую работу. Дело обстоит именно таким образом, хотя можно продемонстрировать, что при надлежащей оценке, подготовке и трудоустройстве, значительное большинство инвалидов могут выполнять широкий круг задач в соответствии с существующими трудовыми нормами. В периоды безработицы и экономических спадов инвалиды, как правило, увольняются в первую очередь, а принимаются на работу - в последнюю. В некоторых промышленно развитых странах, испытывающих последствия экономического спада, уровень безработицы среди инвалидов, стремящихся получить работу, вдвое превышает уровень безработицы среди здорового безработного населения. Во многих странах разработаны различные программы и приняты меры по созданию рабочих мест для инвалидов. Они включают создание патронажных и производственных мастерских, патронажных групп, выделение специальных постов, создание программ квот для инвалидов, предоставление субсидий предпринимателям, которые обучают и впоследствии принимают на работу инвалидов, создание кооперативов для инвалидов и т.д. [17] Фактическое число работающих инвалидов, занятых на обычных или специальных предприятиях, значительно ниже числа таких лиц, которых можно было бы привлечь к работе. Более широкое применение эргономических принципов ведет к приспособлению рабочих мест, инструментов, станков и оборудования для инвалидов при относительно низкой стоимости и помогает расширять возможности занятости для инвалидов. Многие инвалиды, особенно в развивающихся странах, живут в сельских районах. Когда хозяйство семьи основано на сельском хозяйстве или других видах сельской деятельности, а семья представляет собой традиционную расширенную семью, то те или иные полезные задачи могут выполняться большинством лиц, имеющих инвалидность. По мере увеличения числа семей, перемещающихся из сельских районов в городские центры, повышения механизации и товарности сельского хозяйства, замены систем меновой торговли денежными отношениями и распада института расширенной семьи происходит ухудшение положения инвалидов в профессиональном плане. Инвалиды, живущие в городских трущобах, испытывают весьма серьезную конкуренцию в плане трудоустройства, а возможности для другой экономически производительной деятельности весьма ограничены. Многие инвалиды в таких районах страдают от вынужденного бездействия и становятся иждивенцами; другие вынуждены влачить нищенское существование. Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают в результате незнания, безразличия или страха [15]. Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них. Слишком часто в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп. Вследствие этих барьеров инвалидам зачастую трудно или невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения. Многие инвалиды не только исключаются из нормальной социальной жизни своих общин, но и фактически помещаются в специальные лечебные учреждения. Хотя существовавшие и прошлом колонии прокаженных частично ликвидированы, а крупные лечебные учреждения не столь многочисленны, как раньше, в настоящее время слишком часто люди помещаются в лечебные учреждения, когда их состояние никоим образом не оправдывает такие меры. Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу таких физических барьеров, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения [13]. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой. Как правило, существующие службы, средства и социальные мероприятия в области предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности инвалидов и их вовлечения в жизнь общества находятся в тесной зависимости от готовности и возможности правительства и общества обеспечить выделение средств, доходы и обслуживание для групп населения, находящихся в неблагоприятном положении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|