1. Синтаксическая адекватность.
1. Синтаксическая адекватность. Отображает формально - структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания.
Рис. 12. 2. Основные формы адекватности информации. На синтаксическом уровне в основном учитывается способ представления информации. При этом, информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, то есть синтаксической стороны информации. 2. Семантическая (смысловая) адекватность. Определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения. 3. Прагматическая (потребительская) адекватность. Отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации определенным целям, на основе которых она реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации и определенных целей пользователя. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с ее потребительскими свойствами. Возможность и эффективность использования информации обуславливаются ее основными потребительскими показателями качества, которые представлены в таблице 12. 1.
Таблица 12. 1.
Показатели качества информации
Однако, несмотря на то, что показатели информации являются важнейшей характеристикой при организации информационно - коммуникационного процесса, факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участников межличностных отношений. Это объясняется тем, что информационный процесс не сводится к формальному обмену информацией. В общении учитываются все формы адекватности информации, основные потребительские показатели качества данных, интеллектуальное и эмоциональное содержание, личностные качества, интересы и ценностные ориентации партнеров, восприятие и понимание ими друг друга. Понимание в процессе управления персоналом занимает одно из первых мест. Понимание – это личностная составляющая управленческой деятельности, которая присутствует даже в том случае, если процесс общения не сопровождается непосредственным личным контактом. Особую роль фактор понимания играет в управленческой деятельности. Руководитель в процессе делового общения получает информацию, необходимую для ориентации, оценки ситуации, принятия управленческих решений, и доводит принятые решения до всех сотрудников, рассчитывая на их понимание. Но если для организации информационные коммуникации в организации налажены плохо, ситуация будет оценена неадекватно, решения могут оказываться ошибочными, и люди могут неверно понимать, чего хочет от них руководитель. В этом случае очень важно определить причины и факторы нарушения коммуникационных связей и устранить их возможные появления. Адекватность полученной информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе управленческой деятельности коммуникативных барьеров. В случае возникновения такого барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к сотрудникам.
Существует несколько видов коммуникативных барьеров, представленных на рис. 12. 3. 1. Информационно-дефицитный барьер. Возникает из-за механического обрыва средств передачи информации, неясности переданных данных и т. д. 2. Эмоциональный барьер. Происходит в том случае, когда человек занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. 3. Фонетическое непонимание. Связано с существованием различных языков, диалектов, дефектов речи и дикции и т. д. 4. Семантический барьер. Оказывает влияние на коммуникативную форму общения и связан с использованием в речи жаргона, сленга и различных оборотов, понятных только для определенного круга общающихся людей.
Рис. 12. 3. Основные виды коммуникативных барьеров
5. Стилистический барьер. Возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния человека. 6. Логический барьер. Возникает в тех случаях, когда логика рассуждения одного человека слишком сложна для другого, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств. 7. Социально-культурные различия. Играют важную роль в коммуникативной форме общения. К социально-культурным различиям можно отнести национальность, возраст, пол, профессию, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Кроме коммуникативных барьеров невосприятие, непонимание информации может быть вызвано личностными причинами, приведенными в таблице 12. 2. Таблица 12. 2
Личностные причины коммуникативных барьеров
Практическое задание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|