Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Увеличение пенсионного возраста: «за» и «против»




 

Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовых пенсий. Назначаются трудовые пенсии по старости пожизненно, в связи с наступлением соответствующего пенсионного возраста: мужчинам - в 60, женщинам - 55 лет, но обязательно при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Досрочные пенсии по старости назначаются ранее указанного возраста, при этом он сокращается на 5-10 лет, в зависимости от основания. Требования к наличию страхового стажа совершенно иные: женщинам, как правило, необходимо отработать от 15 до 20 лет, мужчинам - от 20 до 25. При этом, в случае досрочного выхода на пенсию по основаниям, предусмотренным в статье 27 Закона №173-ФЗ, необходимо также отработать соответствующее количество лет, так называемого, специального стажа.

Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Что такое страховая часть трудовой пенсии, её состав и порядок формирования, будет рассмотрено во второй главе работы.

Накопительная часть трудовой пенсии - не новое понятие в пенсионном законодательстве, но как фактическая выплата - она «молода». Выплата пенсионных накоплений гражданам, имеющим право на назначение трудовых пенсий в виде накопительной части, срочной пенсионной или единовременной выплаты начата только с 01.07.2012 г. Федеральным законом от 30.11.2011 г. №360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" определен, в том числе, порядок реализации прав граждан на назначение соответствующих видов выплаты.

Как предполагалось ранее, при вводе в законодательную базу накопительного принципа, накопительная часть пенсии должна была в будущем стать основной составляющей пенсии.

Это реалии сегодняшнего дня. Однако, реформа пенсионной системы, предпринятая в 2001 году, продолжается.

В настоящее время пенсионная система Российской Федерации проходит очередной этап реформирования, вызванный накопившимися проблемами. В качестве основных проблем пенсионного обеспечения обычно называют увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который в 2012 году превысил 1 триллион рублей, составив 1,8% ВВП. Это также и неотработанные механизмы инвестирования пенсионных накоплений. Так, за всю практику инвестирования пенсионных накоплений с 2004 по 2012 гг. доходность вложений составила у государственной управляющей компании (Внешэкономбанка) - 149%, у негосударственных пенсионных фондов - 159%, при том, что накопленная инфляция за этот периода составила 215%. Это означает, что вложения пенсионных средств с начала реформы и до настоящего времени оказались убыточными!

Наиболее важной проблемой, наиболее острой, является то, что размеры пенсий нынешних пенсионеров слишком малы для того, чтобы называться «замещением утраченного заработка».

Специалисты в области пенсионного права уже давно говорят о том, что российская пенсионная система находится в кризисе, призывают далее реформировать пенсионное законодательство, дабы «покончить с пенсионной нищетой, продолжающейся уже почти 20 лет».

Для выхода из кризиса, как полагают ученые, необходимы дополнительные средства. Необходимо увеличить ту долю внутреннего валового продукта, который используется для пенсионных нужд. Второе направление поиска дополнительных средств - сокращение расходов на пенсионное обеспечение, которые, как они полагают, являются излишними.

Некоторые политики, лоббирующие скорее интересы бизнес- сообщества, нежели интересы застрахованных лиц, одним из способов сокращения расходов видят в увеличении возраста выхода на пенсию на общих основаниях. Свою точку зрения они подкрепляют статистическими данными о возрастах выхода на пенсию в разных странах мира, представленными Организацией экономического сотрудничества и развития.

Так, в США возраст выхода на пенсию, независимо от пола, в настоящее время составляет 66 лет, но будет постепенно, начиная с 2017 г. до 2020 г., подниматься до 67 лет. Нет различия между мужчинами и женщинами при определении возраста выхода на пенсию по старости и во многих других странах. Например, в Германии и Испании право выхода на пенсию по возрасту наступает в 65 лет, во Франции - в 60 лет. В Италии и Великобритании половая градация присутствует: женщинам предоставляется право в 60, мужчинам - в 65 лет.

В обоснование своей позиции, сторонники увеличения пенсионного возраста указывают и на то, что средняя продолжительность жизни в России в последние годы увеличилась, и, как следствие, увеличивается количество прожитых лет в период после 55 и 60 лет, соответственно у женщин и мужчин.

Поэтому социологи провели на этот раз, кроме обычного массового анкетирования, опрос экспертов, а также отдельно поговорили с руководителями предприятий и организаций.

Со всеми поправками, погрешностями и допусками все равно результат однозначный. Большинство россиян (72%) не поддерживает инициативу Алексея Кудрина. По мнению респондентов, увеличение необходимого для получения пенсии трудового стажа - это самый лёгкий, но далеко не самый справедливый способ решения проблемы. "Пенсионному фонду надо поменьше на себя тратить"; "Необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, чтобы обеспечить население рабочими местами, в результате чего и будет формироваться пенсионный фонд"; "Лучше следить за тем, куда расходуются и вкладываются ежемесячные пенсионные отчисления"; "Нужно платить хорошие зарплаты, и человек сам будет откладывать на пенсию"; "Идея Кудрина неприемлема, так как в свою долгую бытность министром он не обеспечил россиянам трудовую занятость, позволяющую легально заработать 30-летний стаж, по причине необоснованно высоких налоговых ставок на малый бизнес и часто необоснованных претензий Минфина", - считают респонденты.

Поддержали идею увеличить срок трудового стажа, необходимого для получения пенсии, с 5 до 30 лет 14% опрошенных. Причём в основном это люди зрелого возраста, а не молодёжь: среди респондентов старше 45 лет за инициативу Кудрина проголосовали 18%, тогда как среди опрошенных до 24 лет - лишь 8%. Судя по комментариям, россияне считают, что такая мера могла бы восстановить справедливость: все получали бы пенсию в соответствии со своим личным вкладом в экономику. "Есть люди, которые не работают всю свою жизнь, а перед пенсией устраиваются на работу с очень высоким доходом и получают потом хорошую пенсию. А те, у кого трудовой стаж 30 и более лет, почему-то остаются на обочине"; "Пяти лет недостаточно для назначения трудовой пенсии по старости, так как её нужно сначала заработать своим трудом", - рассуждают опрошенные.

Много говорилось и о несовершенстве наших трудовых взаимоотношений - липовых записях в трудовых, конвертной зарплате и пр. "Экс-министр хочет пойти по самому лёгкому пути. Но рациональное зерно в этом есть. В 90-е многие граждане получали записи в трудовую книжку, что они где-то работают. Но на самом деле занимались другой работой, по сути дела, отдавали "дань" другим структурам, в том числе и преступным, и не платили налоги. Многие получали зарплату в конвертах и числились на работе на должностях дворников, сторожей и т.д., а работали менеджерами. Их не заботил стаж, жили сегодняшним днём. В фирме, где я работал, водители работали без оформления договоров и не платили налогов! С налогами тоже надо разобраться", характерный комментарий.

Тезис насчет "устройства на работу перед пенсией" после публикации результатов опроса на сайте подняли на смех остальные, до того не опрошенные, посетители. И рассказали массу историй о том, как люди предпенсионного возраста, даже будучи прекрасными специалистами, не в состоянии найти себе место. Их попросту не берут. Где бы найти такой блат, чтоб на хорошую работу после долгих лет безделья устроиться, иронически вопрошали посетители портала.

"Мне 57, сижу более полгода никак не устроиться. Строитель, опыт большой, 35 лет.

Отправил в субботу 10 откликов на вакансию - прочитали всего 3 компании. Вообще даже не просматривают месяцами. Ответ дают 2-3%. А тут Кудрин хочет добавить еще 3-5 лет. Согласен при следующем условии: Всех перевести на белую зарплату. Работодателям отменить уплату налогов с зарплаты в 50 лет с каждого человека, тем самым заинтересовав работодателей принимать на работу после данного возраста с преимуществом. Тогда можно пенсию не платить до 65" - написал развернутый комментарий один из посетителей.

Ещё 14% участников исследования затруднились оценить эффективность мер, предложенных Кудриным. "Я поддержу данную инициативу при условии, что средний уровень пенсии будет на порядок выше имеющегося"; "Поддерживаю частично. Срок трудового стажа, на мой взгляд, должен составлять 10 лет"; "Мне всё равно. Я свою пенсию заработала", - комментируют они.

Несколько иные результаты социологи получили в ходе опроса руководителей отечественных предприятий и организаций. Так, доля противников идеи Кудрина среди них несколько меньше - 64%. Поддерживают новацию экс-министра 23% участников опроса, ещё 13% топ-менеджеров затруднились с ответом.

Что касается повышения пенсионного возраста, то количество противников этой меры за последний год несколько сократилось - с 80% до 78%. Тем не менее, подавляющее большинство россиян по-прежнему не согласно с тем, что возраст выхода на пенсию нужно повысить. При этом дамы возражают чаще мужчин - 82% против 74%. Опрошенные приводят такие аргументы, как небольшая по сравнению с западными странами средняя продолжительность жизни в России и сложности с трудоустройством у людей старше 45 лет. "Большинство пенсионеров и сами бы работали, если бы был хоть малейший шанс найти эту самую работу в их возрасте"; "Средняя продолжительность жизни мужчин как раз около 60 лет. С увеличением возраста выхода на пенсию мужчины просто не смогут ей воспользоваться. Правительству необходимо развивать экономику, а не выкручиваться за счёт сокращения числа пенсионеров!" - возмущаются россияне.

С ними готовы поспорить 9% россиян, говорящих идее повышения пенсионного возраста твёрдое "да" (в апреле 2011 года так считали 7% опрошенных, а в 2007 и в 2008 годах - по 13%). Работать подольше чаще готовы представители сильного пола (10% среди мужчин против 8% среди женщин). Сторонники повышения пенсионного возраста считают, что такая мера способна отчасти решить проблему дефицита Пенсионного фонда и к тому же существенно увеличить доход тех, кто сейчас является пенсионером, будучи относительно здоровым и активным человеком. "Я бы повысила возраст на 3-5 лет, так как считаю, что в 58-60 лет женщины могут быть активными сотрудниками"; "Всё равно более 70% пенсионеров работают даже после выхода на пенсию"; "Нужно повышать только на основании личного заявления, в случае если сотрудник желает продолжать работу", - считают респонденты.

"Нужно повышать только на основании личного заявления о повышении пенсионного возраста, в случае если сотрудник желает продолжать работу. Работодателя обязать внести изменения в личную карточку и продолжить расчёты в нормальном режиме" - это мнение 31-летнего респондента.

"У нас в стране такая маленькая пенсия, что не каждый на неё проживёт. Поэтому более 70% пенсионеров работают даже после выхода на пенсию. Лично я вообще боюсь даже думать о том страшном дне, когда меня отправят на пенсию. Во-первых, я сойду с ума от безделья, а во-вторых, мне не хватит пенсии даже на еду после того, как я заплачу за квартиру. Но, с другой стороны, на сегодняшний день у работающих пенсионеров материальное положение чуть лучше, чем у работающих граждан, не достигших пенсионного возраста. И если увеличить пенсионный возраст, то все нынешние работающие пенсионеры окажутся в одинаковых условиях с остальными работниками", - еще один развернутый комментарий.

И лишь 3% опрошенных считают, что пенсионный возраст следует повысить только женщинам (среди респондентов старше 45 лет так думают целых 6%), ещё 2% - только мужчинам.

% россиян затруднились однозначно оценить идею повышения пенсионного возраста: "Необходимо повысить премию за выход на пенсию после этого возраста"; "Если продолжение работы на пенсии имеет добровольные начала, то это прекрасно".

Для того чтобы повышать возраст выхода на пенсию, необходимо повысить количество рабочих мест, уровень жизни населения, среднюю заработную плату. Тогда можно будет подумать о повышении пенсионного возраста в стране", - говорят респонденты. А некоторые посетители портала так и вовсе "покусились на святое": они предложили сначала повысить возраст выхода на пенсию работникам силовых структур, которые получают это право гораздо раньше "рядовых россиян".

"Конечно, допускаю, что эти люди должны раньше выходить на пенсию, но не в 35 же лет!!!! У них и зарплаты неплохие, и квартиры бесплатные, и проезды-пролеты бесплатные и т.д. и т.п. И размер пенсии несравним с тем, что получит честный россиянин даже за 40 лет работы с большой белой зарплатой. У нас граждан указанных категорий на душу населения - больше в разы, чем в развитых странах (потому что работают малоэффективно)", - говорит один из посетителей. И получает ответ от такого же, как он, несиловика: "Но для этого Кудрину придётся схлестнуться с представителями этих структур, которые, естественно, будут отстаивать своё льготное существование и, он, конечно, на это не пойдёт - кишка тонка. Ему проще и безопасней качать деньги с "гражданского поля".

Дискуссия, таким образом, идет вглубь и вширь. Истины в спорах не рождается, как не родилась она пока и в дискуссиях "теоретиков" от финансовой сферы. Люди волнуются все больше, но успокоить их пока некому и нечем.

 

Новая пенсионная формула

 

В 2012 году по поручению Президента Российской Федерации Правительством была разработана «Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 года №2524-р.

Еще раз хотелось бы отметить, что за период с 2002 года в действующей пенсионной системе накопились нерешенные вопросы: отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе; финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий); нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента; неразвитые финансовые институты; сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера.

Именно на решение этих основных вопросов и была направлена разработанная стратегия. Цель стратегии обеспечить: гарантированный социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения; долгосрочную финансовую сбалансированность пенсионной системы; удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки пенсионной системы на экономику страны.

Стратегия определяет и основные принципы формирования пенсионных прав: адекватность пенсионных прав заработной плате; учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию; обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

Ключевым элементом Стратегии, как считают её разработчики, должна стать новая пенсионная формула, которая была разработана и представлена для широкого обсуждения.

В настоящее время размер трудовой пенсии по старости зависит, в первую очередь, от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Ключевые моменты новой пенсионной формулы следующие.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены. При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент». Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент. В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Это говорит о том, что не предполагается повышение пенсионного возраста. Граждане будут приобретать право выхода на пенсию по старости также: в 55 лет - женщины, в 60 лет - мужчины. Но государство будет стимулировать более поздний выход на пенсию.

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году в год).

Таким образом, чем выше заплата и продолжительнее общий стаж, чем позднее наступит дата выхода на трудовую пенсию по старости, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости

Важно, что представленная россиянам новая методика расчета пенсий выносится на общественное обсуждение. Эксперты прогнозируют, что существенных корректировок в предложенную формулу внесено не будет. Но чтобы разобраться в новых правилах и сформулировать свое мнение относительно новой формулы, граждане могут просчитать размер будущей пенсии, ответив на несколько простых вопросов пенсионного калькулятора.

Очень позитивны обещания разработчиков формулы, но есть и другое мнение. Так, довольно резко по поводу пенсионного калькулятора выразился исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов: «Разрабатываемая пенсионная формула позволяет лишь рассчитать размер трудовой пенсии при конкретных параметрах: скажем, сколько получит работающий гражданин, выйдя на пенсию, если в течение всего времени будет получать 20 тысяч рублей (без последующего повышения или снижения). Но вряд ли кто-то точно знает, сколько будет зарабатывать лет через пятнадцать. И вот эти моменты, согласитесь, немаловажные, пенсионная формула не учитывает. Поэтому лично я отношусь к пенсионному калькулятору как к некой игрушке».

Поскольку новая пенсионная формула должна заработать с января 2015 года, в 2013 году, как планируется, должны быть приняты основные законы по реформированию пенсионной системы, в течение будущего года предстоит больная работа по конвертации пенсионных прав, по перерасчету трудовых пенсий.

В следующей главе работы будет дана характеристика действующего порядка назначения и выплаты трудовой пенсии по старости. Будет затронут вопрос о переменных, влияющих на размер трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...