Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств




Метод оценки материальных запасов при их списании

В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится в бухгалтерском (бюджетном) учете:

по средней фактической стоимости.

Метод оценки бланков строгой отчетности

В соответствии с п. 337 Инструкции № 157н бланки строгой отчетности учитывать на забалансовом счете 03 в оценке:

по стоимости приобретения бланков.

Метод оценки основных средств стоимостью до 3 000 руб.

(включительно) в эксплуатации

В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н находящиеся в эксплуатации объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно (кроме объектов библиотечного фонда и недвижимого имущества) учитывать на забалансовом счете 21:

по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

 

Порядок проведения инвентаризации

 

В соответствии с п. 2.2 Методических указаний № 49 для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается приказом руководителя автономного учреждения, который должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Примерные формы такого приказа и книги контроля приведены в приложениях 1 и 2 к Методическим указаниям № 49.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

В состав инвентаризационной комиссии входят представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Кроме того, в ее состав можно включать представителей службы внутреннего аудита учреждения, независимых аудиторских организаций, органов государственного финансового контроля.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний № 49). Кроме того, согласно п. 2.8 Методических указаний № 49 недействительной будет считаться инвентаризация, проведенная в отсутствие материально ответственных лиц.

Отметим, что многие учреждения утверждают состав инвентаризационных комиссий в своей учетной политике. По нашему мнению, это не совсем удобно, так как принятая автономным учреждением учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Ее изменение может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, разработки организацией новых способов ведения бюджетного учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). Информация о вносимых изменениях в учетную политику учреждения должна быть отражена в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, изменение состава комиссии (например, в случае увольнения работника) необходимо отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. С учетом вышеизложенного состав инвентаризационной комиссии целесообразно утверждать отдельным приказом.

Согласно п. 2.4 Методических указаний № 49 до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии необходимо получить:

последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на ___ (дата)», что должно служить для бухгалтерии основанием определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным;

расписки от материально ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

После выполнения указанных обязательных действий инвентаризационная комиссия переходит непосредственно к проверке фактического наличия имущества. Инвентаризация должна проводиться по местонахождению имущества и материально ответственного лица. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств учреждения приведены в разд. 3 Методических указаний № 49.

Оформление результатов

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств, выявленные в результате инвентаризации, вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Для оформления инвентаризации используются формы первичной учетной документации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний № 49 по их применению».

Необходимо отметить, что на арендованное или полученное для переработки имущество, находящееся на ответственном хранении у учреждения, должны составляться отдельные описи.

Согласно п. 2.9 Методических указаний № 49 инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой оргтехники, так и от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. При их заполнении необходимо:

· указывать наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

· указывать прописью на каждой странице число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких

· единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны;

· сделать отметку на последней странице описи о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Заметим, что в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах в незаполненных строках ставится прочерк.

Заполненные ведомости подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

В случае выявления в ходе инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета должна составляться Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель учреждения.

Кроме того, согласно п. 5.5. Методических указаний № 49результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности, должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности.

Пример

В результате инвентаризации склада в МУЗ «Городской поликлинике № 11» обнаружена недостача материалов сверх норм естественной убыли на сумму 600 000 руб.

Виновные лица не установлены, что подтверждается необходимыми документами. Организация решила не восстанавливать сумму НДС, относящуюся к недостающим материалам.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Дебет 94 - Кредит 10

- 600 000 руб. - отражена стоимость недостающих материалов;

Дебет 91/2 - Кредит 94

- 600 000 руб. - учтена в составе прочих расходов недостача материалов.

Та же сумма (600 000 руб.) будет учтена в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль.

Учет счета 10 «Материалы»

 

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.

При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_16.html> «Отклонение в стоимости материалов».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

. «Сырье и материалы» - учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов (в том числе строительных - у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т. п.

. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 «Товары». Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

. «Топливо» - учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

10.4. «Тара и тарные материалы» - учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10.1 «Сырье и материалы». Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_41.html> «Товары».

. «Запасные части» - учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

. «Прочие материалы» - учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т. п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10.3 «Топливо».

. «Материалы, переданные в переработку на сторону» - учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

. «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т. д.).

. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» - предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.

. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» - учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10.11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

А также могут быть открыты и другие субсчета.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_16.html> «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их.

В случае использования организацией счетов 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_16.html> «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_60.html> «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_20.html> «Основное производство», 23 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_23.html> «Вспомогательные производства», 71 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_71.html> «Расчеты с подотчетными лицами», 76 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_76.html> «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_60.html> «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В случае если организацией не используются счета 15 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_15.html> «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_16.html> «Отклонение в стоимости материальных ценностей», оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_60.html> «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_20.html> «Основное производство», 23 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_23.html> «Вспомогательные производства», 71 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_71.html> «Расчеты с подотчетными лицами», 76 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_76.html> «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_60.html> «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/ps/schet_91.html> «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т. д.).

Хозяйственные операции по счету 10 «Материалы» могут быть следующими:

Дт 10 Кт 23 - оприходованы материалы в ремонтной мастерской;

Дт 10 Кт 20 - оприходованы материалы от основного производства;

Дт 10 Кт 71 - поступили материалы за счёт средств подотчётного лица;

Дт 10, 19 Кт 60 - поступили материалы от поставщиков;

Дт 20, 23, 25, 26, Кт 10- списываются материалы на основное производство, вспомогательное производство, на общепроизводственные расходы, на общехозяйственные расходы и т. д.

При журнально-ордерной форме учёта счет 10 учитывается в 10 журнале-ордере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...