Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность вожатого в организационный период




Особенности и основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.

сформулировать основные задачи воспитательной работ в летнем оздоровительном лагере:

1. Воспитание гражданственности, то есть формирование у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира, проблем зашиты и сохранения мировой художественной культуры, экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле решения глобальных противоречий. Стержнем гражданственности являются патриотизм и интернационализм.

2. Необходимо стать на принципиально новую позицию самоценности личности каждого ребенка, то есть больше внимания уделять формированию социально ценных и личностно значимых качеств личности каждого ребенка.

3. Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни с активной опорой на возможности социально-территориального окружения лагеря.

4. Создание в лагере стиля и тона семейных отношений, сотрудничества, сотворчества. содружества.

5. Лагерь обязан: укрепить здоровье, обеспечить закалку организма детей, калорийно подпитать ребят

6. Рассматривать отдых детей как организацию разнообразной общественно значимой досуговой легальности, используя активное общение с природой как уникальную возможность летнею времени.

7. Строить воспитательную работу с детьми исходя из народных, национальных истоков и традиций истории и современности.

8. Бережно сохранять романтические традиции пионерства как организации самих детей и для детей.

9. Помнить, что летний лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е. переключает с ученой деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг.

Являясь продолжением воспитательного процесса в школе, воспитательная работа имеет свои особенности, которые воспитатель должен учитывать при организации жизнедеятельности детей в лагере:

1. Временность детского коллектива.

2. Изолированность ребенка от семьи.

3. Насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности.

4. Динамичность жизни отряда и дружины.

5. Монопольносгь педагогического воздействия.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого, смену в лагере подразделяю! на три этапа

• организационный;

• основной;

• заключительный.

Каждый из этих периодов отличается своими задачами, способами их решения и особой позицией отрядного вожатого.

 

Основные законы и структура организации скаутов. «Золотые правила» дидактики скаутинга.

 

Скаутская Организация – добровольное, неполитическое, образовательное Движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению. Миссия скаутинга - содействие воспитанию молодежи, через систему ценностей, Основанной на Скаутском обещании и Законе, чтобы помочь построить лучший мир, где каждый человек является самореализованной личностью и играет конструктивную роль в обществе.

Девиз скаутов — «будь готов!»

Скаутские законы и скаутское обещание

Фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движении. Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута - это:

· Долг перед Богом,

· Долг перед другими,

· Долг перед собой.

Эмблема

Скаутская эмблема — лилия (трилистник).

Скаутский галстук

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом — узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в утилитарных целях: перевязать рану или защитить ладонь, чтобы снять горячий котелок с костра или натянуть верёвку на переправе.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения в той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

 

3. Специфика коллективного планирования воспитательной работы в отряде. Организационный сбор «Рождение отряда».

Организационный период — это время привыкания детей к новому режиму дня: режиму питания, друг к другу.

План воспитательной работы – это:

· основа деятельности отряда;

· конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;

· содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.

СБОР "РОЖДЕНИЕ ОТРЯДА" (основной организационный сбор отряда оргпериода смены или просто - организационный сбор) На этом сборе из неоднородной и пестрой массы начнет совдаваться настоящий отряд со своими: названием, девизом, отрядной песней, органами самоуправления, своими законами.
Собственно организационный сбор

Задачи.

1. Сформировать структуру отряда.

Сбор планирование (может проводиться как совместно с организационным сбором, так и отдельно)

Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену.

Задача:

§ Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность;

План сбора планирования:

1. Разбивка на микрогруппы;

2. Получение заданий по выбору направлений (3 от каждой группы)

3. Презентация направлений работы

4. Выбор 3-х направлений

5. Разработка 3-4 мероприятий по каждому направлению

6. Презентация и утверждение дел – составление план-сетки.

7. Напутственное слово вожатого с вручением талисмана отряда

Цель сбора "Рождение отряда" - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане.

Песня отряда

У каждого детского коллектива должна быть своя отрядная песня и свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Помни, вожатый, хорошая песня даёт ребятам опыт коллективных переживаний, воспитывает их.

Отрядный уголок

Кричалки

 

Специфика деятельности отряда в организационный период лагерной смены.

 

Деятельность вожатого в организационный период

В организационный период вожатый должен решить следующие задачи:

· Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

· Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.

· Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.

· Сформировать органы самоупраления.

· Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.

· Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.

· Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Содержание деятельности вожатого в организационный период:

· заезд детей;

· знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;

· выработка плана жизнедеятельности в отряде;

· выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;

· Формирование органов самоуправления;

· планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере;

· благоустройство жилых помещений и территории отряда;

· подготовка к открытию лагерной смены.

Среди примерных организационных форм работы можно назвать: сбор отряда «Давайте познакомимся», тест-игра «Рейтинг», экскурсия по лагерю, операция «Уют», круглый стол «Хочу, могу и надо», оформление отрядного уголка и выпуск газеты, диспут «Мой верный и надежный друг», сбор отряда (определение задач на смену, выбор актива, план работы), вечерние «огоньки».

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью, время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания, переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...