Проект «русский национальный костюм»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Срок реализации: 2 месяца Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями). Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским национальным костюмом. Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук. Актуальность. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-нибудь сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое. Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Огромна роль военного костюма в культуре Руси. Русич-воин с раннего детства должен был уметь защитить свой дом, свою мать и семью. Эта тема очень интересна мальчикам, поэтому ей уделяется большое значение. Изучению военного костюма, знакомству с доспехами русского воина-богатыря посвящается несколько занятий. Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет, имеет ли семью, детей, какая у него профессия, богат он или беден. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. И именно сейчас, как никогда раньше, важно видеть главное в направлении «Развитие воображения и творческих способностей» и программе «Русский дом»: восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с русским народным костюмом, традициями, обычаями уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение, формировать навыки и умения создания одежды кукол как для игры, для подарка, так и как продукта творческой деятельности. В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, доспехов, элементов узора, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развиваются их речевые умения, навыки, а вместе с тем личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Идеи проекта: Все занятия по проекту «Русский национальный костюм» взаимосвязаны, их замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка. Планируемые результаты: В ходе реализации проекта: • успешно проведены занятия и развлечение «Ярмарка»; • оформлена выставка в группе; • собран и оформлен альбом «Русский национальный костюм»; • совместно с родителями пополнен уголок «ряжения» в группе русскими народными костюмами и головными уборами; • каждый ребенок изготовил куклу в русском национальном костюме: мальчики – воина, девочки – русскую красавицу; • изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Модельеры»; • совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови». В ходе проектирования дети узнают: – как выглядит русский народный костюм; – как по костюму определить статус, возраст, профессию, материальное положение, повод, по какому оделся человек; – как украшен костюм человека и о чем говорит узор. При этом дошкольники: – проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности; – определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; – готовы к индивидуальному самовыражению; – совершенствуют мелкую моторику рук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|