Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект «русский национальный костюм»




Срок реализации: 2 месяца  

Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским национальным костюмом.

Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

Актуальность. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-нибудь сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.

Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Огромна роль военного костюма в культуре Руси. Русич-воин с раннего детства должен был уметь защитить свой дом, свою мать и семью. Эта тема очень интересна мальчикам, поэтому ей уделяется большое значение. Изучению военного костюма, знакомству с доспехами русского воина-богатыря посвящается несколько занятий.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет, имеет ли семью, детей, какая у него профессия, богат он или беден. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

И именно сейчас, как никогда раньше, важно видеть главное в направлении «Развитие воображения и творческих способностей» и программе «Русский дом»: восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с русским народным костюмом, традициями, обычаями уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение, формировать навыки и умения создания одежды кукол как для игры, для подарка, так и как продукта творческой деятельности.

В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, доспехов, элементов узора, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развиваются их речевые умения, навыки, а вместе с тем личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту «Русский национальный костюм» взаимосвязаны, их замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

•  успешно проведены занятия и развлечение «Ярмарка»;

• оформлена выставка в группе;

• собран и оформлен альбом «Русский национальный костюм»;

• совместно с родителями пополнен уголок «ряжения» в группе русскими народными костюмами и головными уборами;

• каждый ребенок изготовил куклу в русском национальном костюме: мальчики – воина, девочки – русскую красавицу;

• изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Модельеры»;

• совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови».

В ходе проектирования дети узнают:

– как выглядит русский народный костюм;

– как по костюму определить статус, возраст, профессию, материальное положение, повод, по какому оделся человек;

– как украшен костюм человека и о чем говорит узор.

При этом дошкольники:

– проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

– определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– готовы к индивидуальному самовыражению;

– совершенствуют мелкую моторику рук.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...