Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия реализации проекта




I этап: «Рождение проблемы».

Рассматривание иллюстративного материала «Народы мира».

Воспитатель. Какие народы, изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали людей в таких костюмах? (Знакомы русские костюмы. Видели их на картинках, в мультфильмах, на одежде встречались похожие узоры, в книге русских народных сказок, у бабушки такая кофта, у нас в группе похожие костюмы есть.)

– Что вы знаете о русских костюмах? (Они красивые, нарядные. В них отмечают русские праздники. Их шили, вышивали сами хозяюшки. Молодые девушки готовили себе приданое на свадьбу, украшали свадебное платье.)

– Что бы вы хотели еще узнать? (Как украшали одежду? Из какой ткани шили костюмы? Как называются головные уборы? Где брали ткань для костюмов? Что можно узнать о человеке, глядя на его одежду?)

– Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизору.)

II этап: «Мероприятия и события».

1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русский национальный костюм» (познавательное; аппликация); «Одежда наших прабабушек» (познавательное; рисование печатками); «Русские народные головные уборы, их значение в костюме», «Кокошник и шлем» (познавательное, составление узора на пластилине); «Плетение пояска» (познавательное; ручной труд).

2. Беседы: «Свадебный русский костюм», «Русская народная обувь», «Беседа о пословицах».

3. Чтение художественной литературы: загадки об одежде, русская народная сказка «Царевна-лягушка», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Аксаков «Аленький цветочек»; русские былины: «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»; частушки «Русский костюм».

4. Просмотр видеофильмов: «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

5. Оформление выставки «Поэзия народного костюма».

6. Изготовление атрибутов к играм «Узнай и назови», «Модельеры».

7. Разучивание русского хоровода «Зоренька», игр: «Кто под платком?», «Ленточка», «Ходил Ваня по хороводику».

III этап: «Заключительный (подведение итогов)».

Развлечение-занятие «Ярмарка».

Литература

1. Андреева, М. Ф. Круглый год: народный календарь / М. Ф. Андреева. – СПб., 1997.

2. Балашов, М. Е. Костюм Киевской Руси / М. Е. Балашов. – СПб., 2002.

3. Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм / Ю. Дорофеев, О. Птушкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 2010.

5. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль, 2007.

6. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. – М.: Молодая гвардия, 1988.

7. Науменко, Г. И. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках / Г. И. Науменко. – М.: Центрполиграф, 2001.

8. Науменко, Г. Чудесный короб / Г. Науменко. – М., 1989.

9. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир, 1995.

10. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Русский костюм: книжка-раскраска. – М.: Дрофа, 1997.

 

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская.

Цель: усвоение закономерностей построения композиции народных орнаментов, развитие умения выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами.

Задачи: познакомить со способом вырезания узоров из сложенной в гармошку бумаги; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана и косоворотки; воспитывать интерес к народному орнаменту; расширять знания о народном костюме.

Словарная работа: знак, орнамент.

Материал: карточки со знаками солнца, воды, земли; изображение богатыря и русской красавицы; силуэты сарафанов, косовороток; цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеенки, подставки под кисти, салфетки.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Рассказ воспитателя.

– Давно это было, так давно, что старые люди знают об этом понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей ему – почет и слава. Забрались люди на гору и начали петь, просить помощи.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает:

– Чего вы желаете, дети мои?

Люди ответили ему:

– Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет.

– Хорошо, так уж и быть, помогу. Пошлю вам на землю своего старшего сына – богатыря Лучика.

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать от него в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Знак солнца на щите был призван отражать удары врага. Знак проросших семян на одежде – пожелание богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надежнее защита, тем быстрее сбудутся желания.

Узор наносился с целью оказания помощи хозяину. Знаки воды располагались вверху, посредине – знаки солнца, внизу – земли.

Вопросы.

– На каких частях одежды располагался узор?

– Какие правила расположения элементов узора вы знаете? (Повторение, чередование.)

Рассматривание костюмов.

– Давайте прочитаем узор. (Дети рассматривают костюмы и рассказывают о своем видении содержания узора.)

– Поможем жителям города, украсим их костюмы узором, который поможет им. (Дети украшают узором одежду: сарафаны и косоворотки.) Что можно украсить орнаментом?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...