Итог. Оформление выставки, рассматривание.
Дети объясняют значение узоров и орнаментов на своих работах.
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная. Цель: создание условий для развития творческих способностей и воображения, фантазии при составлении узоров для различных предметов (кокошник, шлем). Задачи: формировать умение составлять узор на форме (кокошник, шлем), предварительно покрытой пластилином, используя в работе различные виды круп (горох, гречка, пшено, рис); расширять знания о народном костюме. Словарная работа: знак, орнамент, кокошник, шлем, картуз. Материалы: силуэты головных уборов: кокошников и шлема, предварительно покрытых пластилином, розетки с крупой, дощечки, стеки, салфетки. Предварительная работа: шаблоны головных уборов покрыть пластилином. Организация непосредственно Рассказ воспитателя. – Ребята, вы помните, мы с вами решили узнать как можно больше о русском народном костюме. Сегодня (имя ребенка) принесла нам замечательную книгу о русских костюмах. Вы все ее долго рассматривали. Кто из вас запомнил, из чего же состоял русский народный костюм? (Ответы детей.) Правильно. Конечно, нельзя представить русский костюм без головного убора. Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
Одни головные уборы носили только по будням, другие – только по праздникам. Существовали специальные свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы. Украшению головы отводилась особая роль: так женщина утверждала и выражала себя, демонстрировала свой вкус, социальное положение в обществе. В IX–XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой, или урус. Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи (показ иллюстраций). С помощью археологических раскопок был реконструирован другой головной убор – кика (кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен вышивкой, бисером, жемчугом. При раскопках древних захоронений в Вологодской области был найден еще один вариант головного убора – кокошник. Кроме того, так как русские женщины по обычаю имели длинные волосы, было придумано множество способов красиво прикрывать их. Нам, впрочем, эти способы вряд ли покажутся простыми. Так, в «Домострое» на эту тему читаем следующее: «…положите под кикой подзатыльник, да подбрусник, да волосник, да покрывала». Подбрусник – мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косы волосы. Подзатыльник из материи того же цвета подвязывался позади подбрусника. Волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это сверху покрывалось шалью или платком. Мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетеные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами. (Показ иллюстраций.)
В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников. В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Один из обычаев, занесенных на Русь татарами, – носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказывался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом (только у монахов они были черными). Однако самым распространенным головным убором остался клобук, а попросту говоря – колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны (отсюда, вероятно, происходит слово «запонка»). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, бархата – в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут «колпак саженой; на нем восемь запонов да на прорехах пять пуговиц». А самыми древними головными уборами были все-таки кокошники и шлемы. – У каждого из вас, ребята, своя кукла – красавица или богатырь. На прошлом занятии вы приготовили им замечательные русские народные костюмы. А головного убора у них нет. Как мы можем сделать для них головной убор? (Предложения детей.) Решение проблемы. – Выбирайте по желанию шаблоны шлема или кокошника, кому какой формы нравится. – Подумайте, какой узор подойдет именно для вашей куклы. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Как у деда Ермолая» (см. с. 139). 4. Выполнение работы. Итог занятия. Оформление выставки головных уборов. Рассказ об узорах-оберегах.
Тема: ПЛЕТЕНИЕ ОПОЯСКА
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская. Цель: создание условий для развития воображения детей в процессе знакомства с историей русского народного костюма. Задачи: формировать умение плести опоясок из трех нитей способом «косичка»; учить понимать поставленную задачу, развивать умение работать в парах, доводить начатое дело до конца. Материалы: у каждого ребенка по три атласных ленточки шириной 0,5 см, длиной по 70 см. Словарная работа: пояс, опоясок, кушак, оберег. Организация непосредственно Сюрпризный момент. В группу приходит Иванушка (ребенок в костюме героя сказки) и рассказывает о том, что у него случилась беда. Он хотел помочь Рукодельнице (героине сказки) достать ведро воды из колодца, привязал свой опоясок, а тот оторвался и упал в колодец вместе с ведерком. Теперь у Иванушки нет опояска. – Иванушка, скажи нам, пожалуйста, а зачем тебе опоясок? – Одежду без опояска носить нельзя. – А почему нельзя? – Опоясок – это оберег, а еще он порты держит. – Непременным атрибутом и мужской, и женской одежды на Руси всегда считался пояс, или кушак. Это была не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. А простые люди носят веревочные пояски. Иванушка замечает, что на куклах ребят тоже нет поясов. Решение проблемы. – Что же делать, ребята? (Смастерить опояски для Иванушки и кукол.) Показ выполнения работы. Иванушка показывает детям, как плести косичку из лент. Дети делятся на пары. Один ребенок держит ленточки, а другой плетет. Плетение пояска. Итог. Иванушка благодарит за опоясок, который дети ему сплели, рассматривает сделанные ими опояски, хвалит детей.
БЕСЕДЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|