Функции экономических законов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики. Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция. Экономический закон. Экономический закон есть необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся связь и взаимосвязь явлений и процессов экономической жизни.
11, Экономический подход. Экономическую науку интересует способ реализации собственности, экономические условия соединения факторов производства, процедура и пропорции формирования пофакторных доходов.Действительно, одно дело, когда собственник средств производства своим трудом приводит их в движение и создает продукт, Другое дело, когда при этом используется наемный труд.
12, В современных условиях экономическая реализация собственности на экономические ресурсы и экономические блага находится в непосредственной зависимости от правовой базы, которая регулирует все стороны хозяйственной деятельности. Под правами собственности понимаются санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие действиями людей, которые связаны с существованием экономических ресурсов и экономических благ, и касаются их использования или неиспользования.
Исторически имели место следующие разновидности частной собственности:
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная. В современной экономической литературе (табл. 1.2) чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем: Таблица 1.2. Сравнительная характеристика различных экономических систем
Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий? Обмен можно рассматривать с двух сторон: - как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ; - как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ. Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты. Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса. Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли – продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности. Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю – продажу товаров. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения. Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал. Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами. Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц – купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена. В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров. Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рыночное хозяйство располагает двумя основными инструментами – это товар и деньги. Товар есть прежде всего благо. Классики науки в понятие «благо» включали только предметы, созданные трудом человека, материальные блага и материальные услуги. Современная экономическая наука в это понятие включает и дары природы, и все виды услуг, как материальных, так и нематериальных, то есть включает в понятие «благо» всякую целесообразную деятельность человека, которая дает полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Для понимания сущности товара особое значение имеет классификация благ на экономические и неэкономические. Критерием этой классификации выступает их редкость, ограниченность. Экономическое благо – это редкое ограниченное благо. Неэкономическое благо – это общедоступное, которое имеется в природе в неограниченном количестве. Вода – неограниченное благо, если вы живете около родника, но – ограниченное, если вы живете в городе или пустыне. Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет два основных свойства, две основные черты – потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Можно указать на следующие характеристики потребительной стоимости товара: полезность вещи заключена в самой вещи или в самой услуге, поэтому можно сказать, что потребительная стоимость и есть само благо; полезность товара предопределятся естественными свойствами самого блага; экономическая наука ставит вопрос: нужен этот товар кому-либо или не нужен; всякая потребительная стоимость имеет три характеристики – количество, качество и натуральную форму; одну и туже потребность можно удовлетворять различными способами (метро – автобус); потребительная стоимость всегда имеет общественный характер, ибо товар – это благо для других; потребительная стоимость товара иногда не зависит от количества труда; потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. Товары обмениваются прежде всего потому, что они имеют разные потребительные стоимости. Никто не будет менять топор на такой же топор или буханку черного хлеба на такую же буханку, но топор на хлеб сменять можно. Но почему именно в такой пропорции? За меновыми пропорциями скрываются стоимости, то есть затраты труда производителей – затраты их физической и умственной энергии на производство товаров. Производители, обменивая свои товары, сравнивают различные виды труда (плотника, кузнеца, портного). Следовательно, в стоимости товара выражаются определенные связи, отношения между производителями. Товары обмениваются в соответствии с количеством затраченного на них труда. Каждый товар носит двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат человеческого труда, то есть обладает стоимостью. Единство потребительной стоимости и стоимости противоречиво – это внутренне противоречие товара, заключающееся в том, что как потребительные стоимости все товары разнородны и несоизмеримы, как стоимости они однородны и соизмеримы. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Для производителя товар – это вещь, которую он произвел для продажи, прежде всего стоимость – средство обмена на другой товар, на другую потребительную стоимость. Покупатель же приобретает вещь не потому, что она имеет стоимость, а потому, что она обладает потребительной стоимостью, способна удовлетворять его потребности. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, создающего товар. Труд каждого товаропроизводителя выступает в конкретной форме: труд токаря, пекаря, сталевара. Конкретные виды труда различаются по трем признакам: предметам труда; орудиям труда; приемам воздействия орудия труда на предмет труда. В результате конкретного труда получают определенные вещи, то есть конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. В процессе конкретного труда каждый производитель затрачивает свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии представляют собой абстрактный труд. «Абстрактный» означает «отвлеченный», то есть труд, отвлеченный от конкретной формы. Абстрактный труд, характеризуя затраты энергии производителя на производство товара, создает стоимость данного товара, значит, стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд. Двойственность труда выражается не только в том, что он конкретный и абстрактный, но и в том, что он одновременно частный и общественный. Конкретный труд производителя в товарном производстве выступает как частный труд, так как он затрачивается исходя из интересов производителя, который выпускает то, что он может производить, и только то, что приносит ему на рынке выгоду. Но в то же время этот труд и общественный, поскольку товар производится для рынка, для удовлетворения потребностей других людей. Следовательно, стоимость товара – это не просто овеществленный абстрактный труд, но еще и общественный. Стоимость товара определяется затратами труда, а труд может измеряться временем. Но количество труда или рабочего времени, необходимого для производства товара,. Может быть различным у различных товаропроизводителей под воздействием разных условий. Поэтому, рабочее время, необходимое для производства товара у отдельного производителя, - это индивидуальное рабочее время, и соответственно оно определяет индивидуальную стоимость товара. На рынке товары обмениваются не по индивидуальным затратам, а по общественно необходимым, то есть по общественной стоимости. Под общественно необходимым временем понимается время для производства данного товара при общественно нормальных условиях работы и при средней умелости и интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты труда в единицу времени. Увеличение темпа работы не влияет на количество труда, нужного для производства одного товара, следовательно, не влияет на стоимость единицы товара, но масса произведенных стоимостей увеличивается. Труд, создающий товар, может быть простым и сложным. Простой труд – это труд неквалифицированного работника, который можно выполнять без специальной подготовки. Сложный труд требует затрат на обучение, но создает и большую стоимость. Итак, стоимость товара есть овеществленный в нем абстрактный общественный труд, а стоимость как общественное отношение проявляется только в обмене, в своей конкретной форме – меновой стоимости. Таковы основы одной из первых научных теорий стоимости – трудовой теории стоимости. Она была разработана К.Марксом, хотя основы ее заложили А.Смит и Д.Рикардо, и послужила основой марксистского экономического учения. Но экономическая теория доказала, а жизнь подтвердила, что трудовая теория стоимости – далеко не идеальна. Попытки применить ее на практике в нашей стране (эпоха социализма) доказали, что определение стоимости и цен только по затратам приводит к формированию затратного механизма в народном хозяйстве, и производство превращается в производство ради производства, так как становится выгодным увеличивать затраты на производство товаров. Кроме того, в практике применения этой теории есть еще одна проблема – стоимость нельзя измерить точно, а это делает возможным искажение результатов производства (косвенные затраты). Для того, чтобы понять сущность предельной (дополнительной) полезности, необходимо различать абстрактную и конкретную полезность. Рассмотрим на примере. Все мы знаем, что одним из необходимых продуктов для человека является вода, знаем ее полезность, какие потребности она удовлетворяет. Это ее абстрактная полезность. Но может быть и конкретная. Если первое ведро воды нужно для того, чтобы человек не умер от жажды, то второе можно использовать для приготовления пищи, третье – для умывания, четвертое – для стирки, пятое – чтобы напоить животных и т.д. какое из них наиболее ценное для человека? Вероятно, первое, а вот ценность последующих постепенно убывает. Таким образом, между количеством благ, имеющихся в наличии, и их полезностью существует определенная взаимосвязь: какой бы товар мы ни взяли, при увеличении его запасов он начинает удовлетворять все менее важные потребности или, по-другому, с увеличением количества блага, имеющегося в распоряжении потребителя, полезность каждой последующей единицы этого блага становиться меньше, чем полезность предшествующей единицы. Это всеобщий закон развития – закон убывающей предельной полезности. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ - полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Окружающий нас мир представляет множество потребительных стоимостей, многообразие которых растет с развитием потребностей и производства, с прогрессом науки, техники и технологии. Различают две основные группы потребительных стоимостей: потребительную стоимость материального продукта и потребительную стоимость услуги. Специфика потребительной стоимости услуги заключается в том, что в отличие от потребительной стоимости вещного продукта ее полезный эффект неотделим от производства услуги. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается абсолютным и относительным ростом количества потребительных стоимостей, создаваемых в сфере услуг. Рост потребностей, повышение уровня и качества жизни в развитых странах ведут к тому, что в мире потребительных стоимостей повышается удельный вес потребительных стоимостей более высокого порядка. Это потребительные стоимости вещей и услуг, удовлетворяющих потребности рекреационного характера (в отдыхе), потребности в туризме, спорте, культурном досуге и др. С развитием инфотелекоммуникаций появляется качественно новый вид виртуальных потребительных стоимостей. Деньги — одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. Деньги заколдовывают людей. Изза них они мучаются, для них они трудятся. Деньги — единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Деньги — это историческая и экономическая категория. Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением товарообмена и как производные от обмена. Роль денег сводится к функции посредника обмена. Исторические деньги — это товар особого рода, товар — посредник обмена, товар — знак стоимости. Как экономическая категория деньги представляют собой средство платежа, измерения стоимости товаров и услуг и накопления этой стоимости. Роль денег издавна привлекала внимание ученых, особенно в эпоху становления развития капитализма. В это время господствовала созданная римскими и средневековыми юристами концепция, согласно которой деньги являются продуктом государственной власти. Критикуя эти взгляды, экономисты XVI—XVII вв. У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Норе и др. считали, что благородные металлы уже в силу своих естественных свойств являются деньгами. А. Смитт, Д. Рикардо, К. Маркс, И. Фишер, А. С. Питу, М. Фридман и ряд других экономистов пытались решить этот вопрос. Однако до сих пор в современной науке существуют самые разнообразные представления о том, что такое деньги. Существуют две концепции появления денег: рационалистическая концепция: происхождение денег как результ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|