Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон денежного обращения и инфляция




 

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется экономическим законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Д = (Ц-В + П-ВП)/С. О.,

где Д – количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц– сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В– сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П– сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП– сумма взаимопогашаемых платежей;

С. О.– скорость оборота денежной единицы.

В упрощенном виде эту формулу можно представить так:

Д = М x Ц/ С. о.,

где М – масса реализуемых товаров;

Ц – средняя цена товара;

С. о.– средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль). Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:

Д X С. О. = М х Ц,

которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня денег на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

Д X С. о.> М X Ц.

Такое обесценивание, или «инфляция», означает падение цены денег вследствие избыточного эмитирования денежных знаков, повышения их количества, необходимого для нормального оборота. Инфляция приводит к росту цен и перераспределению валового продукта и богатства в пользу предприятий– монополистов государства и теневой экономики за счет сохранения реальной заработной платы и других доходов широких слоев населения. Инфляция протекает в различных формах и находится под влиянием многих факторов. Рассматривая формы инфляции в укрупненном виде, можно выделить две: инфляцию очевидную, проявляющуюся в открытом росте цен, и скрытую, опосредованную. Первая форма видна на поверхности явлений, а вторая заключается в обесценивании денег, когда повышение цен скрыто (качество товаров понижается, выпускаемые новые товары имеют завышенную цену, не соответствующую потребительским свойствам, из-за нехватки денежных ресурсов задерживается выдача заработной платы и другие платежи).

Основные факторы, вызывающие инфляцию: выпуск излишней денежной массы в обращение, падение объемов производства, диспропорции в развитии отраслей хозяйства, бюджетный дефицит, отставание производства товаров от платежеспособного спроса.

Эти диспропорции могут усиливаться под влиянием неправильной экономической политики предприятий, банков и государства.

В России в период перехода к рыночной экономике на уровень инфляции влияют:

– дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

– чрезмерные инвестиции;

– необоснованное повышение цен и заработной платы;

– кредитная экспансия – расширение кредита без учета его обесценивания, что ведет к эмиссии денег в различной форме;

– чрезмерная эмиссия денег в наличной форме;

– избыточная денежная эмиссия, закрепляющая рост цен, возникший в результате неверной политики ценообразования;

– усиление роли внешних факторов через механизм конвертируемости валюты, когда происходит рост цен на импортируемые товары.

Спрос и его факторы

Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.

В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

Эту зависимость обосновывают следующими причинами:

эффектом дохода;

эффектом замещения;

действием принципа убывающей предельной полезности.

1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров.
2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
3. Закон убывающей предельной полезности (рассматривается в теме 4) заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.
Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса (рис. 3.1).

К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:

изменение вкусов и предпочтений потребителей;

количество потребителей на рынке (размер рынка);

изменение денежных доходов потребителя;

цены на сопряженные товары (товары-субституты);

потребительские ожидания изменений на рынке.

Предложение и его факторы

От спроса перейдем к анализу предложения, которое является второй стороной механизма конкуренции.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определенный период времени.

Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Таким образом, высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства (как учитывает производитель изменение издержек, вы узнаете в теме 5). Предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы или графика. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определенное количество товара (рис. 3.6).

Рис.3.6

Мы рассматриваем в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения.

Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.

К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие:

цены на факторы производства (экономические ресурсы);

технология;

размер налогов и субсидий;

цены на другие товары;

ожидания;

количество производителей (продавцов).

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны[1].

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

 

Механизм достижения рыночного равновесия

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей[2].

Виды рыночного равновесия

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства (рис. 4.10).

равновесный объем

а) Повышение спроса ведет к росту равновесной цены (р2 > р1) и равновесного объема (Q2 > Q1); б) падение спроса снижает равновесную цену (р2 < р1) и равновесный объем(Q2 < Q1)

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства

на равновесную цену и равновесный объем

а) Увеличение предложения снижает цену равновесия (р2 < р1) и увеличивает равновесный объем (Q2 > Q1); б) уменьшение предложения увеличивает цену (р2 > р1) и снижает равновесный объем (Q2 < Q1)

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цен. Степень чувствительности потребителей к изменению цены продукции можно назвать ценовой эластичностью спроса. Для измерения эластичности спроса используют коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на один процент.

Формулу коэффициента эластичности можно представить следующим образом:

где Ed - коэффициент ценовой эластичности спроса,

изменение величины спроса в процентах,

изменение цены в процентах.

Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1, то спрос на данный продукт является неэластичным спросом, если больше 1, то спрос эластичный. Различают также единичную эластичность (Ed=1), абсолютную неэластичность (спрос не меняется с изменением цены), абсолютно эластичный спрос (самое небольшое снижение цены увеличивает покупки до бесконечности).
Какое практическое значение имеет понятие ценовой эластичности спроса?
С этой точки зрения интересна зависимость между ценовой эластичностью спроса и объемом общей выручки от продажи данного товара.
А. Если спрос эластичен, снижение цены приведет к увеличению общей выручки. Произойдет это из-за того, что потери от снижения цены за единицу продукции будут перекрыты за счет значительного роста объема продаж. Повышение же цены приведет к уменьшению общей выручки. В этой ситуации выигрыш от повышения цены перекрывается падением объема продаж.
Б. Если спрос неэластичен, объем продаж незначительно увеличивается или уменьшается по мере снижения или повышения цены. Следовательно, снижение цены приведет к уменьшению общей выручки, а повышение цены вызовет увеличение объема выручки.
Кроме ценовой эластичности спроса в экономической теории рассматриваются еще две концепции эластичности спроса. Перекрестная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар к изменению спроса на другой товар. Эластичность спроса по доходу - это коэффициент, показывающий зависимость изменения спроса от изменения потребительского дохода.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

 

E(предл.)= Относительное изменение объема предложения/Относительное изменение цен

 

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

Трудовая теория стоимости

Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда

 

3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.

5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который затратил на одинаковый продукт самое большое по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Стало быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны - с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

А теперь взглянем на те же отношения с прямо противоположной стороны.

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ - пропорция, в которой один товар обменивается на другой. На поверхности явлений определяется соотношением спроса и предложения на обмениваемые товары. Спрос покупателя на тот или иной товар зависит от цены. При высоких ценах он снижается, при низких - повышается. Предложение также зависит от цен. При низких ценах продавцы придерживают товары, не продают их. При высоких, напротив, стараются продать как можно больше. На первый взгляд, меновая стоимость определяется спросом и предложением. Но тогда возникает вопрос — а чем определяется сам спрос и само предложение? Получается порочный круг. А главное, нет ответа на вопрос - чем определяется меновая стоимость (пропорция, обмен двух товаров), когда спрос и предложение совпадают? Разные школы по-разному отвечают на этот вопрос. Согласно марксистской экономической теории два товара обмениваются друг на друга (в определенной пропорции) потому, что на их производство затрачено одинаковое количество общественно-необходимого труда. Согласно маржиналистской школе меновые пропорции (меновая стоимость) определяются полезностью вещи, субъективной оценкой людей того, что они покупают.

Закон Стоимости

Перевод

Закон Стоимости

экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

В предыдущем разделе мы рассмотрели внешнюю среду и ее воздействие на жизнедеятельность предприятия. Но необходимо увидеть и понять другую сторону медали – внутреннюю среду предприятия. Успешность деятельности предприятия на рынке определяется совокупностью как внешних, так и внутренних факторов.

Внутренняя среда характеризует процессы, происходящие на предприятии. Оно постоянно стоит перед проблемами: нужен ли его товар рынку, как привлечь капитал, как сократить затраты (издержки) на приобретение необходимых ресурсов и в процессе производства, как произвести качественную продукцию и как ее продать, как получить прибыль и рассчитаться по долгам.

Когда предприятие определило потребность рынка в производимом товаре, ему необходимо установить наиболее эффективный способ использования ресурсов и производства. Практически нужно ответить на вопрос, сколько потребуется для производства определенного количества товара людей, земли, зданий, станков, компьютеров, материалов, сырья и т.д.? На этот вопрос мы сможем ответить, изучая производственную функцию, которая позволит увязать объем выпуска продукции с оптимальным уровнем привлекаемых ресурсов.

Исследование производственных функций фирмы представляет собой базу для анализа затрат. Каждое предприятие несет затраты в процессе своей деятельности, такие как, выплата заработной платы персоналу, расходы на сырье, рекламу, ремонт оборудования, налоги и т.д. Поэтому мы должны понять природу затрат, которая подразумевает своего рода жертву. Чтобы произвести любой товар, услугу необходимо чем-то пожертвовать, т.е. понести затраты. Теория затрат позволяет постигнуть их природу и расширить функцию "затраты - выпуск". Анализ затрат производства помогает определить их эффективное использование. Теория затрат углубляет и детализирует процессы, происходящие на производстве и тем самым уточняет производственную функцию.

Одной из основных целей любого предприятия является получение прибыли. Увеличение прибыли и снижение затрат обеспечивает основу для процветания предприятия и роста его влияния на рынке. Поэтому необходимо исследовать факторы, которые увеличивают или уменьшают прибыль, а также способы управления прибылью. Это изучает теория прибыли.

Изучив спрос и предложение, производственную функцию, природу и поведение затрат, управление прибылью можно перейти к ценообразованию. Оптимальная рыночная цена, в свою очередь, уточняет производственную функцию, затраты, прибыль, объем продаж.

Учет и контроль экономических показателей на производстве обеспечивается бухгалтерскими документами, которые являются исходными для планирования, контроля и отчета за деятельностью предприятия.

После изучения этого раздела мы сможем перейти к разработке бизнес планов предприятий, фирм.

Внешняя среда предприятия включает в себя все факторы и условия, которые возникают в окружающей его среде и не зависят от деятельности определенной фирмы. При этом они оказывают или могут оказывать воздействие на функционирование конкретного предприятия, поэтому требуют выработки управленческих решений.

Внешняя среда предприятия является источником, которая питает предприятие ресурсами, которые необходимы

для поддержания внутреннего потенциала на нужном уровне. Предприятие постоянно производит обмен с внешней средой. Именно этим обеспечивается возможность его выживания. При этом внешняя среда предприятия, ее ресурсы, не безграничны. На них имеют свои виды многие организации, которые находятся в этой же среде. Таким образом, существует вероятность, что предприятие не всегда может получить необходимые ему ресурсы из внешней среды, что вполне может ослабить потенциал компании и привести негативным для нее последствиям. Задача стратегического управления заключена в обеспечении взаимодействия предприятия со средой, позволяющего ему поддерживать свой потенциал на должном уровне и, тем самым, обеспечивая ему возможность выжить в долгосрочной перспективе.

Внешняя маркетинговая среда представляет собой макросреду фирмы. Она состоит из основных факторов, влияющих на деятельность предприятия на определенном сегменте рынка. Внешняя маркетинговая среда находится в прямой зависимости от следующих факторов:

1) экономических. Выражается в необходимости учитывать общую экономическую ситуацию в своей стране, чтобы рационально корректировать свою политику;

2) демографических. Важное значение для каждой организации имеет та группа населения, которая приобретает ее товар;

3) политико-правовых. Каждая организация обязана быть в курсе законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также необходимо реально осознавать политическую ситуацию общества;

4) научно-технических. Они приводят к необходимости следить за НТП и внедрять их в свое производство, а также обязывают быть в курсе госконтроля за безопасностью товара и качеством;

5) природных. Поскольку они могут спровоцировать дефицит сырья и проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Необходимо быть в курсе государственных мер, направленных на регулирование природных ресурсов;

6) культурных. Поскольку они определяют отношение людей к природе, обществу в целом, к мирозданию, к товарам.

При маркетинговых исследованиях нужно учитывать все факторы макросреды предприятия в комплексе. В маркетинге именно факторы макросреды предприятия оказывают большое влияние на процесс принятия управленческих решений. Их анализ и мониторинг нужен, чтобы руководство предприятия могло своевременно принимать маркетинговые решения, подстраиваясь под факторы макросреды, снижая их негативное влияние, а также вовремя используя возможности предоставляемые ими. Для анализа внешней маркетинговой среды используются различные методики, как правило, базирующиеся на исследованиях. На факторы макросреды ни одна организация не может оказывать своего влияния. Их возможно лишь учитывать в своей деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...