Факторы производства. Производственная функция
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Факторы производства - используемые в производстве ресурсы экономики. Их общая величина составляет производственный потенциал страны. Существуют различные классификации факторов производства. Основными факторами выделяются труд, земля и капитал. Труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Главное отличие труда от других факторов заключается в том, что труд является функцией жизнедеятельности человека. Труд всегда целесообразен и нацелен на пользу общества. В условиях рыночной экономики, где все факторы производства покупаются и продаются, труд приобретает форму рабочей силы. Рабочая сила - способность человека к труду. Земля - это все, что человек сам не создал, но использует в производстве, то есть естественные ресурсы, даровые блага природы. Данный фактор производства включает почвенный покров, водные ресурсы, полезные ископаемые. Этот фактор применяется и для добывающей промышленности, и для строительства, и для рыболовства. Капитал - это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. К данному фактору производства относятся жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура, товарно-материальные запасы. Капитал часто называют "инвестиционным ресурсом", так как инвестиции - это вложение денежных средств в экономику, в различные проекты по ее развитию. Кроме трех основных факторов принимается во внимание ряд дополнительных факторов производства: предпринимательская деятельность, технология, информация, экология, культура, социальные факторы (правовая культура), наука
Особым фактором, который часто относят к основным факторам производства, является предпринимательская деятельность или предприимчивость. Это способность наиболее эффективно организовать производство, выбрать цели и методы их достижения, принять решения, то есть максимально использовать все факторы производства. Каждой комбинации факторов производства соответствует свой определенный результат. Зависимость между количеством применяемых факторов (затратами ресурсов) и объемом выпуска продукции называется производственной функцией. На микроэкономическом уровне производственная функция для отдельной фирмы отличается от производственной функции других фирм составом факторов:
На макроэкономическом уровне для страны в целом все разнообразие факторов группируется в три основных фактора производства: труд, земля, капитал. Производственная функция принимает следующий вид:
Следует отметить, что фактор "земля" на данном уровне часто опускается ввиду его малой значимости в экономике с высоким современным технологическим уровнем производства и производственная функция зависит лишь от двух факторов. Конкретный производственный процесс может быть представлен самыми различными видами линейных и нелинейных уравнений. К одной из первых моделей относится производственная функция Кобба-Дугласа:
Если в производстве используются два переменных фактора, то при заданной технологии один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен их различными сочетаниями. Данная ситуация представлена графически на рисунке.
Кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства, называется изоквантой. Она имеет отрицательный наклон, так как при уменьшении затрат одного ресурса объем выпуска можно сохранить на том же уровне, если увеличить затраты другого ресурса. Множество изоквант, соответствующих всем возможным максимальным уровням производства при любом данном наборе факторов производства, называется картой изоквант. Данные кривые никогда не пересекаются друг с другом, а большему объему выпуска соответствует более удаленная от начала координат изокванта. В экономике часто возникает ситуация, когда рост производства идет на фоне увеличения не всех, а лишь части факторов. В этом случае наблюдается постепенное сокращение отдачи от приращения фактора, так как исчерпываются возможности замещения переменным фактором неизменных. Производительность переменного фактора производства находит свое выражение в следующих показателях: общий продукт - это количество продукта, произведенного с помощью переменного фактора; средний продукт - это количество продукции, приходящееся на единицу переменного фактора; предельный продукт - это прирост общего продукта за счет приращения переменного фактора на 1 единицу. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства. Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход. Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью). В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Для создания производства предприниматель приобретает производственные факторы: земельный участок, производственный капитал, труд, сырье… Некоторые из этих факторов приобретаются им единовременно, а другие - в начале производственного цикла. Затраты на приобретение производственных факторов, приведенные к какому-то периоду, называются издержками производства. Таким образом, когда мы говорим об издержках, нужно помнить, что издержки учитывают и объемы использованных производственных факторов, и их цены. Издержки обязательно рассчитываются за определенный период. В экономической теории выделяют несколько видов издержек. В зависимости от потенциальной переменности факторов производства издержки делятся на постоянные и переменные (на труд и сырье). Основными показателями, используемыми при анализе издержек, являются: Валовые издержки -- т.е. суммарная величина издержек производства за период;
Средние издержки (на единицу продукта) -- величина валовых издержек, деленная на объем выпуска за период. Предельные издержки -- приращение валовых издержек при увеличении выпуска на единицу. Предприниматель, организуя производство, рассчитывает, что это производство принесет ему доход, который будет платой за применяемые им предпринимательские способности. Поскольку доход предпринимателя формируется по остаточному принципу, то его доход будет разностью между стоимостью продукта и издержками производства. Эта величина называется прибылью предпринимателя. Рациональный предприниматель должен стремиться увеличить свой доход. Поскольку прибыль предпринимателя есть разность между стоимостью продукта и издержками, то у предпринимателя существует всего три способа увеличения прибыли: 1) изменение цены продукта; 2) изменение масштаба производства; 3) минимизация издержек. Хотя минимизация издержек и не является аналогом максимизации предпринимательского дохода, но минимизация издержек является первым этапом процесса максимизации прибыли. Более того, если нельзя изменить цену продукта и объем выпуска, то максимизация издержек является единственным способом увеличения прибыли. Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка. Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала. Экономическая прибыль даёт возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а также выразить полученную разницу в денежных единицах. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль, отличается тем, что при её расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств, а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место быть при расчете бухгалтерской прибыли. То есть бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат или затрат отвергнутых возможностей. Экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Её положительное значение показывает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для инвесторов, учредителей.
В случае обратной ситуации — это свидетельствует о том, что организация оказалась неспособна покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов. Отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала из предприятия. С точки зрения оценки эффективности, Показатель экономической прибыли позволяет получить более полное, по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли, представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное сохранение вложенных средств. Поэтому показатель экономической прибыли более ёмок и полезен при принятии решения инвесторами о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия. Модели рынка и их характерные признаки В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур: • совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками; • чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену; • монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция; • олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж). Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов: • доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену; • степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть; • наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы; • особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене. Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию. Факторы производства – совокупность условий производственной деятельности и производственных ресурсов, задействованных в этих условиях. В классической экономической школе выделяют всего два фактора производства – труд и капитал (личный фактор производства и вещественный фактор). В первый фактор объединяется вся человеческая деятельность, осуществляемая в процессе производства, включая работу менеджеров и предпринимателей. А во второй – все прочие производственные элементы, которые требуют предварительных вложений капитала: т.е. сырье и средства производства. В неоклассической микроэкономике принята другая система факторов производства: земля, труд, капитал, деятельность предпринимателя. В еще более широкой системе факторов производства, близкой к принятой в современной экономической теории, можно выделить: Труд. Человеческий капитал или знания навыки и умения. квалифицированных работников, патенты, технологии и т.д. Землю (включает в себя два фактора: земля, как почва для выращивания сельскохозяйственной продукции; земля как территория для размещения производства.) Экологические ресурсы. Включая возможность получать экологически чистое сырье и возможность размещать отходы во внешней среде без утилизации. Капитал, который может быть разделен на оборотный капитал и основной капитал в виде средств производства. Сырье, т.е. потребляемые в производстве природные ресурсы. Эта группа может быть разделена на несколько более мелких групп. Предпринимательскую деятельность. Рынок труда
Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою рабочую силу. Рабочая сила — это способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определённые виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы. Спрос на труд – это платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход. Спрос и предложение на труд зависят от определённых факторов. Основные факторы, определяющие спрос на труд и предложение труда: — производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и её отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обществу — численность населения и его трудоспособной части; — уровень квалификации; — уровень и структура заработной платы; — социальная и налоговая политика государства Особенности рынка труда 1. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами: премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д. 3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта, сделки включают: — содержание и условия труда; — перспективы продвижения по работе; — микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; — вероятность сохранения рабочего места и т. д. 4. На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды как работодателю, так и наёмному работнику. От длительности работы зависит опыт работника, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая работников, наниматель вкладывает в них значительные средства. Поэтому прерывание контракта несёт ущерб обеим сторонам. 6. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда. 7. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда. 8. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом». «Человеческий капитал» — запас знаний и способностей, накопленных работником. Величина такого запаса оценивается потенциальной способностью увеличивать доход владельца «человеческого капитала» в будущем. Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал». Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными. Характерные черты конкурентного рынка труда: 1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда. 2. Услуги труда в качественном отношении являются однородными, т.е. работники данной профессии имеют одинаковую квалификацию и производительность труда. 3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы, которая формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на труд. 4. Наемные работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда или покидать его; работники могут без всяких ограничений переходить от одного предпринимателя к другому. 5. Наемные работники и предприниматели обладают полной информацией о спросе и предложении трудовых услуг и ставках заработной платы на всех рынках труда. 6. В поведении наёмных работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивация: при прочих равных условиях работники предпочитают более высокую заработную плату, а предприниматели стремятся получить максимальную прибыль. Заработная плата — это форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наёмным работникам предприятий и учреждений. Размер заработной платы зависит от ряда факторов: стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и социальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда. Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы. Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах: — повременная заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени; — сдельная заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий; — смешанные формы заработной платы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом. Различают номинальную заработную плату — вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег и реальную заработную плату — сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги. Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы: величина номинальной заработной платы; уровень цен на предметы потребления и услуги; размер налогового обложения. РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы. ре́нта (нем. Rente, от лат. reddita — возвращённая), 1) доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем — в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду земельного участка. 2) В российском гражданском праве договор, по которому одна сторона (получатель ренты) передаёт другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определённой денежной суммы либо предоставлять средства на его содержание в иной форме. * * * РЕНТА РЕ́НТА (нем. Rente, от лат. reddita — возвращенная), доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем — в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду земельного участка. дифференциальная рента – это доход, получаемый в результате использования земельных ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Но даже худшие участки земли приносят своему владельцу некоторый доход только в силу ограниченности этого природного ресурса. Он называется абсолютной (чистой) рентой. Абсолютная рента – это та часть дохода землепользователя, которую он отдает в виде платы собственнику земли.Этот доход природный ресурс приносит только в силу своей ограниченности. Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы (ссуды); акции; облигации; финансовые деривативы; ноты и закладные Реальный капитал сохраняет свое значение в современной экономике, но все большую роль играет финансовый капитал, т.е. капитал в форме денег и ценных бумаг. Параллельное существование двух видов капитала (реального и финансового) приводит к тому, что в экономике существуют два сектора. Это базирующийся на финансовом капитале и производящий финансовые услуги финансовый сектор и базирующийся на реальном капитале и производящий товары и нефинансовые услуги реальный сектор. Рынками капитала называют те сегменты рынка, где совершается торговля финансовыми активами. Как синонимы этого термина употребляются понятия «рынок капитала», или «финансовый рынок». Структура рынка капитала может быть представлена как сумма валютного рынка, рынка деривативов, рынка страховых услуг, кредитного рынка и рынка акций (последний вместе с частью кредитного рынка образует фондовый рынок). На рынках капитала совершаются различные операции, которые соответствуют основным сегментам рынка. Среди них валютные операции, операции па рынке производных ценных бумаг (деривативов), операции па рынке страховых услуг, операции на рынке банковских кредитов, операции на рынке долговых ценных бумаг, операции на рынке государственных ценных бумаг, операции на рынке акций, операции с ценными бумагами (операции на фондовом рынке). Акции и облигации стали наиболее популярным средством вложения капитала благодаря тому, что их можно выгодно продать. Продаются и покупаются они на рынке ценных бумаг, именуемом также фондовым. Понятие и особенности рынка капитала используется в двух основных значениях: как мерило всей собственности (имущества) предприятия и как название фактора производства. Капитал какфактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты. Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов. Первая часть капитала называется оборотным капиталом, а вторая - основным. Коборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д. Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизме установления на нем равновесия имеется много общего с рынком трудовых ресурсов. Максимизация прибыли на рынке оборотного капитала достигается в точке равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС. Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Поэтому оборотный капитал называется оборотными средствами. Создание любых ценностей предполагает использование основного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала. Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|