Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программно-целевой метод развития физической культуры и спорта в Российской Федерации




Введение

Глава 1. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации

Программно-целевой метод развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта

Состояние и тенденции использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта

Проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта

Заключение

Список использованных источников и литературы 34

Приложение


Введение

 

Значимость темы настоящего исследования определяется важной ролью физической культуры в социальной сфере и, прежде всего, в качестве уникального средства воспитания и образования молодого поколения, подготовки его к общественной деятельности, сохранения нравственного и физического здоровья общества. Очевидно, что эффективность системы физического воспитания, высокий уровень физической культуры в обществе благоприятно влияют на его духовное и морально-психологическое состояние, а престиж национального спорта самым непосредственным образом сказывается на авторитете государства, патриотизме его граждан и определяет место государства в мировом сообществе.

В современной России физкультуре и спорту придается все более приоритетное значение. Вместе с тем, хорошо известно, что инфраструктура физической культуры в вузах в 1990-е гг. подвергалась значительной деформации, при этом возникли многие изъяны в системе физкультурного воспитания, особенно в сфере массового спорта. В свете этого идеи, сюжеты, традиции, имевшие место в указанные годы, составившие эпоху в отечественном и мировом спортивном движении, становятся особенно значимыми. Дополнительным стимулом в исследовании темы является повышенный интерес в обществе, особенно в молодежной сфере, к физической культуре и ее истории, как неотъемлемой части отечественной истории.

Цель работы - анализ практики и проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

. рассмотреть программно-целевого метода развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

. проанализировать нормативно-правовое регулирование развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

. проанализировать состояние и тенденции использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта.

. рассмотреть проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта и предложить рекомендации по их устранению.

Объект работы - Администрация Златоустовского городского округа.

Предмет работы - практика и проблемы использования администрацией Златоустовского городского округа программно-целевого метода в развитии Физической культуры и спорта.

В данной работе был использован комплекс традиционных и инновационных методов: концептуально-теоретический анализ, сравнительно-исторический анализ, проблемный, хронологический, системный, аналогия, а в отдельных случаях - метод социологии.

целевой программный физический спорт


Глава 1. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации

 

Программно-целевой метод развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

 

Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.

Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.

Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов.

Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.

Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.

Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2009 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.

Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

утрата традиций российского спорта высших достижений;

отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).

Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта.

На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов.

Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;

распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривается участие в реализации Программы общественных организаций, коммерческих структур и т.д. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.

В целом в Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:

акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;

основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;

финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;

развитие спорта высших достижений со стороны государства будет осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;

будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны:

дальнейшее ухудшение здоровья граждан Российской Федерации и сокращение продолжительности жизни;

невозможность реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);

потеря Российской Федерацией передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках международного спортивного движения;

неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборной команды страны по различным видам спорта;

огромные экономические потери государства в связи с заболеваемостью населения;

недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;

отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени.

В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию массового спорта, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным. В этом случае массовый спорт останется привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а для малообеспеченных категорий граждан так и останется недоступной роскошью.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...