Понятие лоббирования. Деятельность по его осуществлению
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Вследствие формирования стадий развития гражданского общества в политическую жизнь входят некоторые явления, присущие исключительно демократическим процессам. Они выступают составной частью, атрибутом, а также признаком этих демократических процессов. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм. Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта.[1] В то же самое время процесс осуществления данного давления также называется лоббизмом, но имеет немного другой смысл. Лоббизм (то же что и «лоббирование») - институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.[2] Слово «лоббизм» не может однозначно оцениваться общественным сознанием, поскольку имеет два смысла - «световой» и «теневой». Говоря о втором - термин «лоббизм» приобрел сугубо отрицательное звучание, чем-то напоминающее «протекционизм», «подкуп», «покупку голосов» в чьих-либо интересах в ущерб интересам других, и прежде всего - общественным. Крайне негативным выражением «теневого» лоббирования могут служить следующие ситуации: · незаконное давление на представителей власти, · взяточничество, · коррупция, в результате чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц.
Отрицательное отношение к практике лоббизма в целом формируется именно благодаря подобной трактовке выражения «влияние на управленческие решения». «Световой» же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное явление, присущее любому стабильно граждански развитому обществу в качестве необходимого института демократического процесса. Обосновать это довольно просто: лоббизм - это система организационного оформления, выражения и представительства групповых общественных интересов. Это подразумевает понятие лоббизма как столь же легитимного элемента общества, как и сами существующие разнообразные групповые интересы, представители которых неизменно стремятся привлечь к себе внимание властей для решения каких-либо значимых задач. В этом смысле лоббизм - это форма легитимного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных групп. Само понятие лоббирования намного шире, чем тема представленной работы. В этой курсовой работе оно будет рассмотрено исключительно как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. Таким образом, предметом исследования будет являться это самое влияние. В качестве предмета определим всё то, что может сопровождать рассматриваемый процесс лоббирования в различных странах: формы, методы, приёмы его осуществления и иные характеристики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма лоббирования в разных странах как примера влияния заинтересованных групп давления на органы власти с целью удовлетворения требований общественных организаций. В соответствии с целью целесообразно выдвинуть следующие задачи: ) Рассмотреть теоретические основы лоббирования для наиболее полного раскрытия сути данного явления.
) Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в зарубежной и отечественной практике. ) Выявить общие характерные черты и различия в осуществлении данного процесса. ) Предложить методы по развитию данного процесса на территории РФ. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОББИРОВАНИЯ. УРОВНИ ЛОББИЗМА И ПРОЦЕСС ЛОББИРОВАНИЯ Понятие лоббирования. Деятельность по его осуществлению
Большинство источников раскрывают понятие лоббирование с разных сторон. Такое разнообразие взглядов на данное понятие позволяет нам сформировать наиболее полное представление о рассматриваемом явлении. Термин «лоббизм» произошел от английского слова lobby, что в переводе означает вестибюль или холл. В контексте это то помещение, «где депутаты парламента могут общаться с посторонними»[1], «где простой смертный может отловить вышедшего из зала заседаний государственного мужа и попытаться убедить его поддержать тот или иной проект»[2]. Термин «лоббизм» обозначает также «разветвленную систему контор и агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций»[3]. Большая Советская Энциклопедия даёт практически такое же определение, однако с пояснением: «при законодательных органах США»[4]. Этот факт лишний раз подтверждает, что «до 80-х годов у нас считалось, что лоббизма в государстве нет»[5]. Вышеописанные определения дают почти одинаковое толкование понятия лоббирования. Другой подход к его определению встречается в статье В.А. Лепёхина «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования». Автор утверждает, что общепринятое мнение о том, что лоббирование (лоббизм) - это давление на власть - неполно. С его точки зрения, власть, на которую оказывается давление - всего лишь власть «формальная», а реальной властью являются те силы, которые осуществляют процесс лоббирования. Иными словами, реальной, фактической властью обладают те самые группы давления, которые, в отличие от представителей власти, на которую они оказывают давление, сами являются движущей силой процесса. У Лепёхина иное определение лоббизму, отличающееся от приведенных выше. Лоббизм - «не просто представление интересов тех или иных групп в структурах власти, а процесс привидения формальной власти в соответствие с властью фактической»[6].
И в самом деле, лоббизм жестко связан с политической властью. Сформулировать данный принцип можно таким образом: «лоббизма больше там, где больше реальной власти». Иначе говоря, лоббизм в своем роде является признаком власти. И наоборот, лоббизм не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она влияние выступает лишь как номинальная сила. Невозможно не согласиться с тем, что субъект, не обладающий реальной силой, смог бы осуществлять лоббирование. Следовательно, можно сделать вывод о том, что определение Лепёхина В.А. наиболее близко к реальному положению вещей. Перечисляемые выше определения понятия лоббирования не могут дать исчерпывающее объяснение процесса. Однако остановимся мы на рассмотренных, так как в них представлены более или менее разные позиции, и постараемся из данных определений вывести какое-то своё, учитывая специфику названных определений. Очевидно одно (и встречается это во всех определениях): лоббирование - это процесс влияния. Сразу же возникает вопрос: влияния чье и на кого? Из вышеприведенных определений следует, что, скорее всего, лоббирование это влияние управляемой заинтересованной части общества, т.е. заинтересованных сторон на управляющую систему. Но далее мы узнаём, что значимость управляющей системы может быть и не такой же весомой, сколько значимость управляемой системы, а также что управляемая и управляющая системы разны по своему содержанию, и, следовательно, могут меняться местами. Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что именно это неравновесие напрямую влияет на приёмы лоббирования. В приведенном случае речь уже не может идти только о прошениях, убеждениях и прочих приёмах заинтересованных сторон. Речь идёт об «управлении», иными словами, давлении в той или иной сфере. Но стоит признать, что влияние в любом случае оказывается на официальные (государственные) институты управления. Из определений видно также, что влияние обусловлено стремлением к достижению определённых поставленных целей.
Получается, что с учётом вышесказанного можно получить следующее определение. Лоббирование - это процесс влияния заинтересованных сторон на формальные институты государства с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Главная цель лоббирования заключается в закреплении в принимаемых нормативно-правовых и законодательных актах частных интересов различных организаций и групп. Процесс лоббирования, по своей сути и предназначению, налаживает обратную связь с властью, сдерживая одностороннюю деятельность властных структур и определенным образом устанавливая систему сдержек и противовесов. Согласно «Британской энциклопедии», в эту систему входят следующие элементы: · Группы представителей от избирателей (группы давления и общественные организации), которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях. · Общественные служащие, которых можно «задержать за пуговицу», «поймать в коридоре» для доверительного разговора в кулуарах. · Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на высокие посты. · Масштабные рекламные кампании по информированию общественности о преследуемых группами давления интересах (Public Relations). «При любом лоббировании действуют два обязательных условия»[7]: С точки зрения информационного обеспечения общества необходимы специалисты, знающие досконально сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения. Для реализации непосредственно механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений либо занимать соответствующие должности в управлении. Нужно также отметить, что данная деятельность по осуществлению лоббирования не должна противоречить основным принципам законности, существующим в обществе, или, иными словами, должна быть легитимной. Более того, для ее осуществления необходима устойчивая правовая база, главной функцией которой должна быть регулирующая деятельность по осуществлению процесса лоббирования. Она способствует формированию четкого подхода к данному процессу. «Законодательство о регулировании лоббизма позволяет заложить в основу деятельности лоббистских организаций определённые этические принципы, нормы, правила и традиции»[8]. Следует сделать оговорку насчет того, что вышесказанное никак не может означать того, что закон должен устанавливать абсолютно жёсткие рамки, внутри которых и должны действовать все желающие продвигать свои интересы во властных структурах группы давления. Закон лишь должен быть призван обозначить форму взаимодействия этих общественных групп с властью.
Среди «основных направлений в работе лоббистов»[9] выделяют следующие: ) Поиск достоверной информации. Эта информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистических данных, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата. Таким образом, вся система власти должна быть прозрачна на всех уровнях для обеспечения полного к ней доступа заинтересованным лицам. ) Оценка действий представителей государственной власти. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности власти и рекомендуют ей соответствующие действия в процессе их рассмотрения. Это позволяет учесть интересы общества на ранних стадия законотворческого процесса для того, чтобы избежать серьезных конфликтов в будущем. ) Защита позиций своих клиентов. Лоббисты должны иметь возможность и стремление (желание) донести до властных структур мнения и интересы различных кругов общества, что, безусловно, должно влияет на окончательные принимаемые решения. На практике широко используется так называемое «лоббирование у корней травы», эффективность которого заключается в глобализации давления в адрес властных структур. Оно может представать в виде большого количества всевозможных писем, запросов, обращений с одной целью - добиться принятия решения в своих интересах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|