Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона.

    Для начала мы рассмотрим влияние естественного движения населения (Х) (см. Приложение 6) на уровень безработицы (У) (см. Приложение 2) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.

    Для количественной оценки тесноты связи мы используем линейный коэффициент корреляции:

r = [5 · 6030930000 - 29673450000] / √[(5 · 196950000 - 93050000) · (5 · 190692130000 – 946534410000)] = 481200000 / 614394075 ≈ 0,78.

Т.к. линейный коэффициент корреляции равен 0,78, то это дает основание говорить, что связь сильная, точнее тесная, т.е. естественное движение населения очень сильно влияет на уровень безработицы.

    Для характеристики влияния изменения естественного движения населения на уровень безработицы мы используем метод регрессионного анализа:

Уравнение регрессии Уi теор = ao + a1·Xi.

Найдем параметры ao и a1:

5 ao + 30500 a1 = 972900

30500 ao + 196950000 a1 = 6030930000                      

ao = 194580 - 6100 a1

30500 (194580 - 6100 a1) + 196950000 a1 = 6030930000

10900000 a1 = 96240000

a1 ≈ 8,83

ao ≈ 140717

Уравнение регрессии запишется так:

Уi теор = 140717 + 8,83 Xi.

Т.к. a1 ≈ 8,83 и больше нуля, то в этом случае связь положительная, при увеличении естественного движения населения на один миллион человек уровень безработицы возрастет на 8,83 тысячи человек.

    Теперь мы можем рассмотреть влияние численности экономически активного населения (Х) (см. Приложение 1) на уровень миграции населения (У) (см. Приложение 5) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.

    Оценим тесноту связи этих показателей с помощью линейного коэффициента корреляции:

r ≈ 0,01, т.к. он меньше 0,3, то это дает основание говорить, что связь между показателями слабая или практически отсутствует. Т.е. численность экономически активного населения оказывает очень слабое влияние на уровень миграции населения.

    Для характеристики влияния ЭАН на миграцию мы используем метод регрессионного анализа.

    Уравнение регрессии примет вид:

Уi теор = - 150184,4 + 0,15 Xi.

Т.к. a1 ≈ 0,15 и больше нуля, то можно сказать, что связь положительная. При увеличении численности экономически активного населения на один миллион человек уровень миграции населения возрастет на 150 человек.

 


Заключение

В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

    Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

    Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

 

Список литературы

1. В.А. Павленко «Рынок труда», Москва, 1992.

2. В.М. Гусаров «Теория статистики», Москва, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1992.

3. Л.И. Кожухарь «Основы общей теории статистики», Москва, Финансы и статистика, 1999.

4. Н.С. Зоткина «Экономика и социология труда», Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001.

5. П.Я. Октябрьский «Статистика», Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.

6. Общая теория статистики. / Под редакцией Башиной О.Э., Спирина А.А. – Москва: Финасы и статистика, 2001.

7. Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Волгина Н.А. – Москва: 1999.

8. Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., Статистика. Новосибирск, Издательство «НГАЭ и У», 1996.

9. Экономика. Демография. Статистика. / Под редакцией Аперьян Е.Г. – Москва, Издательство «Наука», 1990.

10. Социально-экономическое положение Тюменской области в сфере трудовых отношений. Итоги 2001 года. // Информационно-аналитический сборник. – Тюмень, 2002.

11. Статистический ежегодник 2002. Часть 1. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.

12. Труд и занятость Тюменской области (1997-2001 г.г.). // Статистический сборник. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.

 

 

Приложение 1.

Численность экономически активного населения.

 

Экономически активное население, тыс. человек

Из него

В % к итогу

занятые в экономике безработ-ные занятые в экономике безработ-ные
Тюменская область 1997 1998 1999 2000 2001   1635,0 1551,5 1728,2 1686,8 1734,2   1424,8 1334,5 1536,7 1512,5 1554,3   210,2 217,0 191,6 174,3 179,8   87,1 86,0 88,9 89,7 89,6   12,9 14,0 11,1 10,3 10,4
Ханты-Мансийский автономный округ 1997 1998 1999 2000 2001     743,9 649,8 789,4 770,6 785,3     650,6 556,1 699,8 684,6 698,6     93,4 93,7 89,6 86,0 86,8     87,5 85,6 88,6 88,8 89,0     12,5 14,4 11,4 11,2 11,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 1997 1998 1999 2000 2001     323,5 298,3 305,1 302,6 305,1     288,8 264,8 274,5 278,5 283,3     34,7 33,5 30,7 24,1 21,8     89,3 88,8 89,9 92,0 92,9     10,7 11,2 10,1 8,0 7,1
Тюменская область (без автономных округов) 1997 1998 1999 2000 2001   567,5 603,4 633,6 613,6 643,8   485,4 513,6 562,4 549,4 572,5   82,1 89,8 71,3 64,2 71,3   85,5 85,1 88,7 89,5 88,9   14,5 14,9 11,3 10,5 11,1

Приложение 2.

Численность безработных.

 

Численность безработных, тыс. человек

В % к экономически активному населению

всего

в том числе

всего

в том числе

мужчи-ны женщи-ны мужчи-ны женщи-ны
Тюменская область 1997 1998 1999 2000 2001   210,2 217,0 191,6 174,3 179,8   112,6 114,1 108,0 88,1 93,7   97,5 102,8 83,5 86,2 86,1   12,9 14,0 11,1 10,3 10,4   12,8 13,4 11,6 9,6 10,0   13,0 14,7 10,5 11,2 10,8
Ханты-Мансийский автономный округ 1997 1998 1999 2000 2001     93,4 93,7 89,6 86,0 86,8     49,3 46,6 51,5 43,1 43,9     44,1 47,1 38,1 42,9 42,9     12,5 14,4 11,4 11,2 11,0     12,2 13,0 12,0 10,2 10,3     13,0 16,1 10,6 12,3 11,9
Ямало-Ненецкий автономный округ 1997 1998 1999 2000 2001     34,7 33,5 30,7 24,1 21,8     14,9 14,3 15,3 11,8 11,6     19,8 19,2 15,3 12,2 10,2     10,7 11,2 10,1 8,0 7,1     8,4 8,7 9,1 7,1 7,0     13,4 14,4 11,2 9,0 7,3
Тюменская область (без автономных округов) 1997 1998 1999 2000 2001   82,1 89,8 71,3 64,2 71,3   48,5 53,2 41,2 33,2 38,2   33,6 36,5 30,1 31,1 33,1   14,5 14,9 11,3 10,5 11,1   16,0 16,1 12,4 10,1 11,2   12,7 13,4 10,0 10,9 11,0

 

Приложение 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...