Основные принципы хорошей работы памяти
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Уральский Государственный Университет им. А. М. Горького Курсовая работа на тему: «Практика запоминания»
Научный руководитель: Плотников В. И.
Автор: студент философского факультета (гр. 101) Фельдман В. С. г. Екатеринбург 2005 год Содержание: Содержание……………………………………………………………………2 Вступление…………………………………………………………………….3 1. Предварительные положения……………………………………….......3 2. Основные принципы хорошей работы памяти…………………….......4 3. Организация процесса запоминания……………………………………5 4. Техника ассоциаций……………………………………………………...6 5. Цифробуквенный код (ЦБК)…………………………………………….7 6. Словесно-числовой список (СЧС)…………………………………........7 7. Метод Цицерона (метод мест)…………………………………………. 9 8. Метод последовательных ассоциаций……………………………........9 9. Метод связных ассоциаций…………………………………………......9 10. Метод карманов………………………………………………………….10 11. Запоминание списка абстрактных понятий……………………………10 12. Метод фонетических ассоциаций (МФО)……………………………...11 13. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)………………….......11 14. Запоминание исторических дат с помощью рисунков………………...11 15. Запоминание чисел с помощью ЦБК…………………………………...12 16. Запоминание чисел с помощью СЧС…………………………………...12 17. Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)………13 18. Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)…………………………………………………………………………….13 18.1. Линейный конспект……………………………………………....13 18.2. Карты памяти (Mind maps)……………………………………...14
19. Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)……………………………………16 19.1. Гипнопедия……………………………………………………...16 19.2. Фармакологические методы улучшения памяти……………..17 20. Заключение……………………………………………………………….18 Список использованной литературы……………………………...18 Вступление Данная работа будет посвящена человеческой памяти. Но нас не будут интересовать вопросы, связанные с ее физиологией, с ее значением для человека как социального существа и тому подобное. Наша задача состоит в описании приемов, позволяющих человеку, говоря метафорически, не утонуть в потоке поступающей информации, или, проще говоря, запомнить, сохранить и в нужный момент вспомнить интересующую информацию. Это важно еще и потому, что без должным образом организованной памяти крайне затруднительно (если вообще возможно) обучение, а именно постоянное обучение является важнейшей частью жизни современного человека. Кратко коснемся логики нашего изложения. Первые два раздела мы посвятим основаниям, принципам запоминания. Раздел 3 посвятим «гигиене умственного труда» и некоторым моментам организации деятельности по запоминанию. В разделах 4 – 6 опишем три фундаментальные техники, которые, не являясь сами по себе мнемотехниками, лежат (в той или иной степени) в основе приведенных ниже методов запоминания. После описания трех техник мы приведем их приложения к практике (чему собственно и посвящена работа): запоминанию слов, иностранных слов и чисел. Безусловно, что приведенные здесь методы запоминания не являются описанием всех возможных приложений техник (это практически невозможно сделать). Мы также укажем на два альтернативных способа ведения записей. Их, как и все методы запоминания, мы попытаемся представить как применения принципов раздела 1 и 2 на практике. Затем в разделе 19 опишем некоторые искусственные методы улучшения памяти.
Как возможно понятно из предыдущего абзаца, у нашей работы по описанию способов запоминания информации есть два основания: 1. Принципы хорошей работы памяти. 2. Фундаментальные техники запоминания, выбранные нами по собственному вкусу, однако являющиеся достаточно распространенными и хвалимыми в литературе. Эти два основания, взаимнопереплетаясь и соединяясь в различных своих частях, а также в сочетании с уже порожденными ими методами, образуют все приведенные здесь методы (это взаимопереплетение мы попытались продемонстрировать с помощью большого количества ссылок к разным частям работы (рекомендуется проходить по ссылке, так как иногда она отсылает к новому, но сейчас необходимому разделу, либо способствует повторению уже пройденного, а это важно для качественного усвоения)). Мы считаем, что подобная систематизация может способствовать более глубокому пониманию изложенного и, как следствие, к творческому переосмыслению и усовершенствованию (созданию новых) приведенных методов запоминания. Предварительные положения Прежде чем приступить к описанию самих приемов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Первое. В литературе по нашему вопросу существует мнение, и на наш взгляд обоснованное, что главным препятствием на пути к развитию хорошей (отличной) памяти является, как не странно, сам человек, ее «владелец». Человек нередко говорит себе фразы вроде «Нет, столько мне не запомнить!» или «Боже мой, этот человек безумно много знает! Объяснение этому одно – он гений. Но я-то простой смертный, мне такое не по силам!», тем самым он отрезает себе путь к «гениальной» памяти. Известно, что на исход любого дела очень сильное (если не определяющее) влияние оказывает установка, высказанная (или подсознательно даже сформулированная) перед началом предприятия. Если установка пессимистическая, то можно утверждать, что и исход дела будет не лучшим. В случае с памятью дело обстоит также. Правильная установка – это уже 50% успеха в намеченном деле (вторые 50% - это техника исполнения). В подтверждение наших слов скажем, что у знаменитых мнемонистов и людей, отличавшихся феноменальной памятью, не было выявлено никаких структурных изменений мозга (не вызывает пожалуй сомнений, что именно мозг является хранилищем нашей памяти), которые могли бы объяснить столь феноменальные способности. Видимо все дело в психике, в установке. Установка эта должна быть подсознательной и неоспоримой, ибо только так можно победить неуверенность в собственных силах (о том, как именно ее победить см. главу «Организация процесса запоминания»).
Второе. Хотя мы и обещали, что не будем касаться физиологии памяти, но все-таки невозможно не упомянуть одного любопытнейшего факта. Памяти как способу фиксации информации и последующей возможности ее воспроизведения, в отличие от рефлекса, достаточно единственной серии импульсов, приходящей к нейронам головного мозга. Эти импульсы производят в нейронах некоторое изменение (структурное или функциональное физиологам до сих пор точно не известно), создавая так называемый след памяти. Доказано, что этот след больше никогда не исчезает и всегда существует возможность его воспроизведения (сознательно или под гипнозом). Другими словами, хотя, пожалуй, несколько преувеличено, можно сказать, что человек не в состоянии что-либо забыть вообще, проблема может состоять лишь в воспроизведении следа. Чтобы таких проблем не возникало как раз и нужно применять различные техники запоминания (мнемотехники). А этот «физиологический» экскурс пусть будет вторым подкреплением нашей уверенности в возможности отличной памяти и в необходимости овладения мнемотехниками. Основные принципы хорошей работы памяти Приведенные ниже семь принципов хорошей работы памяти касаются, в общем, не только процессов запоминания, но и любой другой целенаправленной деятельности, а потому могут быть названы универсальными. Но именно универсальность и кажущаяся простота и может иногда затруднять их применение. Трудность же, как уже было сказано, искупается стратегической эффективностью. Вот эти принципы: · Принцип паузы. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановку и подумать. В отношении памяти следует помнить, что она определяется главным образом стратегией мышления, пауза же позволяет избежать поспешности при выборе подходящей стратегии.
· Принцип эмоциогенности. Свойства памяти таковы, что сведения вызывающие сильные эмоции (не обязательно положительные) несравнимо лучше запоминаются, чем не вызывающие таковых. Так что, сохраняя что-либо в памяти, нужно позаботиться о том, чтобы не остаться к этому равнодушным (один из способов – см. ниже «принцип личных комментариев»). · Принцип расслабления. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Успокоившись и сделав несколько глубоких вдохов, вы обязательно вспомните необходимое. · Принцип осознания (внимания). При усвоении информации любого типа информации следует сознательно включать как можно больше чувств, другими словами, проявлять максимальное внимание к объекту изучения. Большинство людей просто не наблюдательно, но в этом они склонны обвинять свою память. · Принцип личных комментариев. Комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти, кроме того, комментирование позволяет, как бы вжиться в материал, сделать его «своим». · Принцип организации материала. Во время записи и использования информации следует использовать категории и основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, при запоминании чьего-либо имени следует помимо зрительной ассоциации имени и лица человека, которому принадлежит имя, классифицировать имя, поместив его, например, в категорию «друзья бабушки» или «одногруппники» и т. п. Когда вы действуете таким образом, в голове образуется дополнительная привязка для данного имени, позволяющая быстрее его вспомнить. · Принцип использования материала. Постоянное использование материала обеспечивает быстрое вспоминание. Чем чаще используется информация, тем легче ее извлекать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|