Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запоминание чисел с помощью ЦБК




Чтобы запомнить числа с помощь ЦБК, их необходимо сначала перекодировать в слова, слова же эти потом можно запоминать любым удобным для Вас способом.

Как перекодировать числа в слова? Вопрос этот важен для нескольких описываемых в данной работе техник и методов. Опишем способ перекодирования теоретически, а затем продемонстрируем на примере.

Сначала нужно разбить число, подлежащее перекодированию, на двузначные числа, начиная с его конца (начиная с разряда единиц). Если в числе нечетное число цифр, то «одинокое» число нужно представить в виде 01, 02 и т. д. Вторым шагом, используя таблицу ЦБК (см. «Цифробуквенный код (ЦБК)»), переведем цифры двузначных чисел в слова с таким расчетом, чтобы цифра из разряда десятков соответствовала первой букве слова, а другая цифра – второй согласной букве слова (вообще в слове может быть сколько угодно согласных букв, но значимыми из них будут только первые две, однако желательно подбирать слова покороче). Что касается «одиноких» чисел, то можно представлять их в виде слова, в котором есть всего одна согласная буква. Кроме того, числа, подлежащие запоминанию, можно делить и на трехзначные числа, но в них, в таком случае, будут значимы три первые согласные буквы.

Поясним на примере. Мы хотим запомнить число 30932. Разбиваем его на двузначные числа: 03, 09, 32 (или 3,09, 32 или 030, 932). Теперь перекодируем в слова в соответствии с таблицей ЦБК (напоминаем, для применения метода таблицу нужно знать «на зубок»). 03 – «мох» (слово, безусловно, неединственное); 09 – «нора»; 32 – «кадет» («код»). Образуем из трех образованных слов предложение методом последовательных ассоциаций (см. соответствующий раздел): «Мох заткнул нору, в которой сидел кадет». Чтобы облегчить воспроизведение числа, значимые слова можно условиться делать только именами существительным и других существительных в ассоциативных предложениях не вводить. Сохранять слова (то есть дву- трехзначные числа) можно также методом связных ассоциаций с любым хорошо знакомым списком слов, в т. ч. СЧС (см. соответствующие разделы).

Запоминание чисел с помощью СЧС

Использовать словесно-числовой список для запоминания можно несколькими способами. Во-первых, как уже было описано в предыдущем разделе, можно использовать СЧС в качестве хорошо усвоенного списка слов для ассоциирования с ним перекодированных согласно ЦБК в слова чисел (метод связных ассоциаций). Кроме того, можно использовать слова списка непосредственно при перекодировании слов: это значительно ускоряет поиск нужного слова, так как в СЧС на 100 слов готовое слово есть для каждого двузначного числа. Слова эти в таком случае представляется целесообразным запоминать методом последовательных ассоциаций (слова же, находящиеся в списке заранее подобраны таким образом, чтобы быть наиболее эмоциогенными). Во-вторых, можно представить на какие предметы похожи запоминаемые числа (по форме (как это делалось при запоминании исторических дат с помощью рисунков), материалу, цвету, размеру и пр.). Подобранные слова-ассоциации нужно последовательно связать со словами СЧС методом связных ассоциаций.

Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)

Недлинные числа достаточно удобно запоминать при помощи так называемой системы Шедд (Shedd). Суть ее состоит в том, что числу, подлежащему запоминанию, ставиться в соответствие некоторая фраза, число слов в которой соответствует количеству цифр в числе, а количество букв в каждом слове соответствует цифре, которую это слово обозначает (причем нулю соответствует десятибуквенное слово). Яркими и, наверняка, знакомыми примерами использования этого метода может быть запоминание числа π при помощи всевозможных стихотворений и фраз. Например, дореволюционное «Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает» (3,1415926535) или «учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать» (3,14159265359) и так далее. Тот же способ применяют, чтобы запомнить исторические даты. Например, год падения Константинополя (1453 год), не учитывая «1», можно представить так: «люди пойдут там», а год рождения царицы Клеопатры VII (69 год до н. э.) – «царица-красавица». Однако, следует сказать, что данный метод требует некоторых навыков, а для некоторых чисел бывает совсем не просто составить более или менее связную фразу.

Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)

Линейный конспект

Ведение конспектов лекций (хотя не обязательно только лекций: можно сказать просто конспектов) является, пожалуй, одной из необходимейших частей обучения, по крайней мере, до тех пор, пока Вы не убедитесь в надежности вашего запоминания материала.   Основная функция любого конспекта – приспособить информацию, изложенную в книге, журнале, на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека. Конспект по своей сути всегда субъективен, так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации. он отбрасывает все, что ни имеет для него особого значения: это могут быть слова и фразы, служащие для организации структуры текста (они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений), а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения. Можно дать несколько наиболее общих советов по конспектированию  лекций: во-первых, лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы. Первые страницы ее нужно отвести для оглавления, в последующих оставлять поля для заметок (желательно достаточно широкие (не меньше четверти ширины страницы); нумерация страниц и оглавление способствует быстрому поиска по конспекту, хотя, возможно, некоторым это и покажется излишеством, так как найти нужное место в своем конспекте значительно легче, чем в книге, но со временем, в течение которого вы не пользуетесь записями, вы попросту забудете очередность тем и тогда оглавление будет просто находкой). Во-вторых, конспекты лекций следует начинать с записи темы и плана. В-третьих, необходимо записывать все новые понятия, определения, обобщения, выводы, а также выписывать где-нибудь в одном месте незнакомые вам термины. В-четвертых, часто повторяющиеся и  длинные слова писать следует по возможности сокращенно. В плане сокращений ограничивать себя не стоит: можно сокращать до одной буквы с различными индексами, использовать значки, символы. Однако желательно где-нибудь на полях, хотя бы в начале использования соответствующего обозначения (или даже в специально отведенном месте для условных обозначений), все же явным образом оговорить его значение при последующем использовании. В-пятых, записанную лекцию рекомендуется дома обработать: уточнить её содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания, разъяснения неизвестных терминов. Полезно также выделять основные мысли, термины и т. п. контрастными ручками или фломастерами, так как цвет способствует целостному визуальному восприятию, а следовательно и последующему запоминанию и воспроизведению (однотонно синий конспект, одинаковый на всех страницах, достаточно плохо вспоминается визуально). Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей темы. Это поможет глубже осмыслить новый материал.

Теперь коснемся содержания конспекта. Главный смысл конспекта заключается не в точном дословном записывании за лектором или переписывании книги, а в изложении основных мыслей своими словами (лат. conspectus - излагаю). Именно в этом и заключается эффективность такой формы сохранения информации: она как бы проговаривается, прописывается (а тем самым сохраняется надолго) и является результатом творческой работы автора (принцип личных комментариев). Но это одновременно составляет определенные трудности, а именно то, что такая творческая обработка требует времени, которого на лекциях, как правило, не хватает, отсюда и возникает необходимость домашней обработки записей с целью раскрыть намеченные мысли. При написании конспекта важно не торопиться (принцип паузы). Таким образом, вы сможете уловить смысл фразы или, еще лучше, нескольких фраз, а затем кратко изложить его во всего лишь одном или двух предложениях. Важно сначала понять мысль, и уже только потом записать понятое.  

Однако рассмотрим самые очевидные недостатки конспекта, организованного в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Во-первых, линейный конспект представляет собой усеченный дубликат исходного текста или чьей-то речи, поэтому не представляет богатых возможностей для творческой переработки информации (в крайнем случае можно внести некоторые разъяснения в термины). Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Современные научные выводы заключаются в том, что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое (психологи называют подобное целостное представление гештальт) и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, является уже фактически готовым текстом, что не оставляет практически никаких возможностей для его расширения и модернизации (ведь это требовало бы его полного переписывания).

Карты памяти (Mind maps)

Но существует и альтернативный метод конспектирования, который учитывает очевидные недостатки традиционного линейного конспекта. Это так называемые Карты памяти (Mind Maps) (далее ММ), изобретенные психологом Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Метод MM наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга (левое полушарие отвечает за логическое мышление, а также за анализ чего-либо в деталях; правое полушарие отвечает за образное мышление (воображение) и восприятие информации в целом (в виде гештальта)), благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). Метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, так как ведение записей осуществляется в менее напряженном творческом режиме. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его "единым взором ", воспринять его как единое целое.
Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движения от общего к деталям. Ваша карта может расти, позволяя Вам все глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета. Наконец, отметим, что карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение, позволяет вам очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Вот лишь некоторые из них: подготовка к экзаменам, презентациям, докладам, планирование дел, самоанализ, решение житейских проблем и т.д. Постоянное использование методики позволит вам сделать свое мышление более организованным, четким, логичным.

Рассмотрим только основные принципы использования метода ММ (более подробно о методе можно узнать из книг Тони Бьюзена, например, «Максимально используй свой разум» («Make the most of your mind»)).

1. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов), поэтому для начала рекомендуется запастись цветными ручками, карандашами и фломастерами.

2. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так вы отводите больше места под свой рисунок (конспект), что позволит вам его расширять и модернизировать.

3. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге или тема лекции).

4. Используя разноцветные ручки, выводим из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того, чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. Поначалу это, возможно, будет затруднительно, но практика в использовании карт памяти, вскоре позволит Вам, практически не задумываясь, выбирать самые подходящие ключевые слова. На крупных ветвях помещайте более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова.

5. Вы можете детализировать свой конспект настолько, насколько считаете нужным. Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему "дереву" карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее – тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности).

6. Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирайте в соответствии с важностью данного ключевого слова.

7. Обильно снабжайте карту различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы (пространственные структуры)).

8. Различными стрелочками показывайте связи между различными идеями. Одним словом, не ограничивайте себя в картотворении: чем более субъективный характер она будет носить, тем лучше.

Теперь скажем несколько слов о том, как тренироваться составлять ММ. Очевидно, сразу идти на лекцию с фломастерами и листом А4 бессмысленно, так как, не имея навыков, мало вероятно, что вы успеете что-то зафиксировать. Очень эффективным способом тренировки является «картографирование» выпусков новостей (начать можно с телевизионных (это легче, так как есть еще и видеоряд, который, возможно, поможет Вам при выборе степени конкретизации и основных тем), а затем перейти на радио). Затем можно перейти к конспектированию теле- и радиопередач. Необходимо отметить, что в процессе тренировки важнейшую роль играет не только само «картографирование», но и последующая проверка. Поэтому важно иметь возможность последующего воспроизведения конспектированного в оригинальной форме (запись с радио или телевидения). Кроме того, не следует пренебрегать практикой в составлении различных планов на день (сделать, позвонить, сказать, отдать, взять и т. п.). Одним словом, в составлении карт памяти нужно постоянно тренироваться, и только в этом случае можно добиться достаточно полного и, в то же время, компактного и понятного изложения материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...