Оценка доказательств. (Присяжные изучают доказательства). Принципы. Примеры
Шаг 4. Оценка доказательств (Присяжные изучают доказательства)
Принципы
В зале суда стороны предоставляют доказательства за и против подсудимого, и присяжные удаляются на их изучение. В процессе консультирования клиент и терапевт применяют методы индукции, чтобы изучить доказательства за и против убеждения. Многие клиенты испытывают трудности в индуктивных рассуждениях, т. е. в формировании общих гипотез и выводов из конкретных фактов. Они делают суждения на основе интуитивных догадок, а не доказательств, и часто эти догадки ведут к ошибочной интерпретации событий, что, в свою очередь, оборачивается еще большей эмоциональной неразберихой. Если таких клиентов обучить некоторым базовым принципам, они могут перестать строить случайные предположения, уменьшая эмоциональную боль, которую вызывают эти предположения. Методов обучения индуктивному рассуждению существует множество, и некоторые из них достаточно сложны и требуют солидной подготовки в области философии научной методологии (я рассматривал некоторые из них в своей более ранней работе Me Mullin, 1986, pp. 225-226). Для клинической же практики я нашел более легкий метод, обеспечивающий подобные результаты. Он называется анализом графиков. Чтобы понять анализ графиков, подумайте, что означает слово «доказательство». В контексте логических процедур доказательство показывает связь между двумя или более явлениями. Если выражаться научной терминологией, доказательство показывает корреляцию между двумя или более переменными. В зале суда этими переменными могут быть совершение преступления (например, угон машины) и его корреляция с конкретным подсудимым (свидетели, видевшие, как подозреваемый взломал машину, и полицейские, арестовавшие его, когда он вел эту машину).
В консультировании применяется тот же принцип. Терапевт и клиент ищут корреляции между двумя и более переменными, которые могут иметь отношение к симптомам клиента. Например, терапевт может поискать связь между приемом лекарств и симптомами мании, злоупотреблением алкоголем и избиением жены, Я-концепцией и достижениями или между депрессией клиентки и ее замужеством. Поэтому для того, чтобы собрать доказательства, клиенту и терапевту нужно поискать корреляции, которые показывают отношения между определенными переменными и симптомами клиента. Но это процесс сложный. С любым симптомом может быть связано огромное множество факторов. Как можно определить, какие переменные коррелируют, а какие — нет? Анализ графиков предоставляет способ проанализировать только те переменные, которые кажутся многообещающими. В настоящее время я использую анализ графиков почти со всеми своими клиентами, и обычно с хорошими результатами. Это также ценная техника для обучения тех клиентов, которые могут подготовить и построить график своих собственных переменных.
Метод
1. На чертежной бумаге постройте график двух или более переменных, которые могут быть важными для вас и вашего клиента. (Например, вы хотите узнать, что вызывает приступы паники у Фреда. Вы думаете, они могут быть вызваны проблемами на работе или в семье. ) 2. На оси Y отметьте интенсивность искомого симптома, эмоции или поведения. (В нашем примере мы построили график частоты приступов паники у Фреда. См. рис. 6. 1. ) Чем выше линии, тем выше интенсивность паники, проблем в семье или на работе 3. На оси X отметьте период времени, в течение которого случались эти симптомы или поведение. Вы можете использовать любой масштаб времени — часы, недели, месяцы, годы, вся жизнь клиента (это называется графиком жизненного пути) — или какое-то время до или после определенного травматического события. (Если приступы начались у Фреда два года назад, мы перечислим все месяцы за последние два года. )
4. На том же графике постройте кривую любой переменной, которая, как вы считаете, может иметь отношение к прослеживаемому симптому, эмоции или поведению. (Мы отобразили на оси Y интенсивность проблем Фреда в семье и на работе. ) Обсудите с клиентом отношения между кривыми. (Мы показали Фреду, что затруднения на работе кажутся несвязанными с приступами паники. Однако его семейные проблемы и приступы коррелируют. Из одного графика мы не можем узнать, что является причиной, а что — следствием, но дальнейшее исследование, возможно, раскроет эту связь. ) На графике могут быть отмечены любые переменные. Следующие примеры на историях разных клиентов демонстрируют разнообразие факторов, для которых можно построить график.
Примеры
Рисунок 6. 2 наводит на мысль об обратной зависимости между ощущением счастья у Карен и ее зависимостью. Чем больше Карен зависела от других, тем менее счастливой она была. Карен подверглась сексуальному насилию в детстве, и оба ее мужа били ее. Только когда она была независима и сама отвечала за свою жизнь, она была счастлива. Графики можно строить не только для отдельных клиентов, но также и для групп клиентов с определенными симптомами. Рисунок 6. 3 представляет собой объединенный график, отражающий корреляцию между злоупотреблением алкоголем и счастьем у 244 клиентов из четырех различных клиник в трех странах. График показывает, что среднестатистический клиент-алкоголик в выборке не отличается очень неблагоприятным детством. Это в среднем, но у некоторых клиентов было позитивное детство (40%), у некоторых — нейтральное (19%), у остальных — негативное (41%). В то время когда они начали употреблять алкоголь (средний возраст — 13. 9), их счастье стало резко падать. График показывает точку в возрасте 35 лет, которая представляет тех клиентов, которые бросили пить, но потом начали снова. В целом график иллюстрирует, что ощущение счастья в общем имеет обратную связь с употреблением алкоголя.
Графики могут использоваться как для выяснения эффективности того или иного лечения, так и понимания причин определенных симптомов. Рисунок 6. 4 демонстрирует, что в лечении маниакальных симптомов Алана оказался эффективным прием им препаратов лития. На седьмой день приема полной дозы лекарство возымело свое действие. Графики также могут применяться для того, чтобы проследить корреляции между когнициями и поведением. На рисунке 6. 5 прослеживается влияние пяти убеждений на то, могут ли психически больные клиенты успешно жить в обществе или они продолжают возвращаться в больницу. Чем выше линия, тем больше принимали клиенты те или иные убеждения. Пять баллов означает, что они сильно верили в данную идею, «1» — сильно ее отвергали. Как видно из графика, пациенты, более способные жить в обществе, скорее признавали то, что они психически больны и им необходимо принимать лекарства, в то время как группа госпитализировавшихся верила, скорее, в то, что у них нет проблем с психикой и медикаменты им не нужны (дальнейшую информацию по данному вопросу смотрите в разделе, посвященном терапии серьезно психически больных пациентов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|