Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уход в сторону. Предупрежденное несогласие. Испытанное и верное. Впечатлить большими цифрами. Решенный вопрос. Апелляция к незнанию




Уход в сторону

Замена предмета обсуждения на неуместный, не относящийся к делу разговор с целью маскировки слабости собственной позиции. Эти стратегии больше известны как «отвлекающие маневры».

1. Нечестные вопросы. Внезапно задать серию вопросов, так что оппонент вынужден отвечать на них, и прекратить аргументацию. «Почему вы критикуете меня за опоздание? У вас был трудный день? Почему это так важно для вас? У вас опять проблемы из-за ПМС? Вы обращались к доктору по этому поводу? Что еще вас на самом деле сердит? »

2. Указание на чужие недостатки.

«Если вы обвиняете меня в том, что я толстая, то что делает этот утягивающий пояс вокруг вашей талии? »

3. Археологические обвинения. Раскапывание прошлых грехов. «Вы сказали, что я был груб на прошлой вечеринке. А что вы скажете о том прошлогоднем новогоднем празднике, когда вы чуть не заставили меня умереть со стыда? »

5. Эмоциональный язык. Попытки вывести другого человека из себя при помощи эмоционально перегруженных фраз.

«Ты такой дурак, урод и тупица, что вряд ли имеешь хоть малей­шее представление о чем-либо, черт возьми! »

6. Подход «дзюдо». Излишнее соглашательство с недовольством другого человека, так что тот вынужден забрать его обратно. «Ты права! Я был недобр с тобой и жесток. И ты имеешь полное право так сердиться. У меня действительно трудный характер. Я не представляю, как ты со мной уживаешься».

7. Приступ ярости. Попытка увести людей в сторону, рассердив­шись на них. Большинство людей отреагируют на гнев и бросят свои позиции.

«Да как ты смеешь меня критиковать! У тебя нет никакого права на это! »

8. Невинное неведение. Полное отрицание того, что вообще есть какие-либо проблемы.

«Не имею понятия, о чем ты говоришь. Я ничего не пил весь вечер».

Предупрежденное несогласие

Перефразирование чьей-либо точки зрения таким образом, что не согласиться с ней было бы сложно или стыдно.

• «Каждый должен знать, что... »

• «Любой дурак может понять... »

• «Это очевидно для всех, у кого есть мозги, что... »

• «Поскольку ты ничего об этом не знаешь, понятно, что... »

 

Испытанное и верное

Утверждение о том, что убеждение верно просто потому, что представляет традиционные взгляды (похоже на сверхсоциализи-рованное мышление, но апеллирует к традиции, а не к тому, что популярно на данный момент).                                                             '

• «Что было хорошо для моего отца, то хорошо и для меня».

• «Не меняй лошадей на середине реки».

• «Это наша политика».

• «Так делали всегда».

 

Впечатлить большими цифрами

Предположение о том, что мысль верна, если многие люди в

нее верят.

• «Пятьдесят миллионов американцев не могут ошибаться! »

• «Консультации не помогают, потому что я могу назвать десять человек, которые ходили к психотерапевту и ни одному не стало лучше».

• «Согласно последнему исследованию, сотни врачей рекомен­дуют... »

• «Иди в ногу со временем! Все, кто хоть что-нибудь собой пред­ставляют, верят в это».

 

Решенный вопрос

Предложение, которое звучит так, как будто оно утверждает причинно-следственные связи, но на самом деле просто перефра­зирует суждение в другой форме (вид тавтологии, при которой лю­бой вопрос понимается как само собой разумеющееся).

• «Я не летаю самолетами, потому что я трус» (в определение «труса» входит избегание тех или иных вещей без особой необ­ходимости).

• «Все, кто так сильно тревожится, должно быть, сумасшедшие» (в определение клиентом сумасшедшего попадал любой чело­век, которым владели неконтролируемые эмоции).

• «Нарциссическая личность обусловлена эгоцентризмом».

 

Апелляция к незнанию

Предположение о том, что если ты не понимаешь что-либо, то и никто не сможет этого понять.

• «Не могу себе уяснить, почему я впадаю в депрессию. Это, должно быть, злой рок».

• «Вся эта ерунда с обусловливанием — такая чушь. Все, что нуж­но для преодоления страхов, — это взять быка за рога и про­явить немного силы воли и смелости».

Дополнительная информация

У ошибок может быть множество источников. Некоторые — это про­сто некстати сказанные слова, два можно найти у Эллиса (Ellis, 1985), но большинство из них находятся в учебниках по логике (Fearnside &

Практикум по когнитивной терапии

Holther, 1959). Некоторые примеры взяты из Gardner (1957, 1981, 1991), Randi (1989, 1995), Carl Sagan (1995), Sprague de Camp (1983), Taylor (1963).

ПОИСКИ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ

 

Принципы

 

Существует еще один тип заблуждений, который настоль­ко универсален и так вреден, что заслуживает отдельного упо­минания.

Большинство клиентов совершают одну ошибку, которая за­соряет ясность их мышления. Она называется «поиск уважи­тельной причины». Она основана на том факте, что клиенты имеют привычку придумывать вещи просто для того, чтобы чув­ствовать себя хорошо. Не важно, что мысль неверна или у кли­ента нет достаточных доказательств, чтобы верить в нее. Многие клиенты принимают ее в качестве основного и простого довода, заключающегося в том, что от веры в ту или иную их идею им становится хорошо.

Эта ошибка может быть определена как «защита позиции при помощи наиболее приятного, а не логического или рацио­нального, аргумента». Проще говоря, это значит, что клиенты сначала чувствуют, потом рассуждают. Выбранную ими ра­ционализацию они рассматривают в качестве единственной при­чины для своих убеждений.

Эти объяснения никак не связаны с тем, почему клиенты верят в то, во что они верят. Они просто придумывают логику, чтобы поддержать свои эмоции. Их чувства — это водитель, а логика — попутчик, который путешествует автостопом.

Поиск благовидной причины — крайне деструктивное заб­луждение. Оно разрушает восприятие правды и подразумевает, что одна сторона верна, в то время как другая бесполезна. Но наибольший вред заключается в том, что клиенты вообще пере­стают искать правду. Вместо этого они тратят время на то, чтобы отыскать наиболее убедительный способ продемонстрировать то, что они правы. После этого остается мало времени на выяснение того, правы ли они были с самого начала.

Для некоторых клиентов ошибка может быть фатальной. Следование этому заблуждению может привести клиента к лич­ной катастрофе, которая будет постоянно разрушать его жизнь. Поиск уважительных причин для симптомов ограждает симпто­мы от изменения. Это похоже на строительство стены вокруг патологии, так что ничто не может ее достать. Наркоман, у кото­рого есть оправдание вдыханию кокаина, будет продолжать его употреблять, суицидальная личность, которая чувствует себя вправе ненавидеть мир, может совершить удачную попытку, семейный человек, обвиняющий во всем своего супруга, мо­жет закончить расстроенным браком. Поиск уважительной причины сажает все проблемы за замок и уводит людей от их разрешения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...