Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий 2. Дополнительная информация. Глава 7 перцептивный сдвиг: основные процедуры




Комментарий 2

 

«Поиск уважительной причины» похож на понятие «рацио­нализация», которое долгое время употреблялось в психологии. Мы используем это понятие больше как самоподкрепляющуюся когницию; человек верит в ту или иную идею просто потому, что от веры в нее ему становится лучше. Мы противопоставляем это значение более старым психодинамическим взглядам на рацио­нализацию как на защитный механизм или психологическую стратегию, которая позволяет избежать поступления в сознание нежелательной подсознательной информации.

Дополнительная информация

 

Это заблуждение всем хорошо известно (смотрите The True Believers, Bowler, 1986).

Наилучшие опровержения для него исходят не от психологов, пси­хиатров, философов, логиков или ученых вообще, а от юмористов. Мы смеемся над их произведениями именно потому, что они поражают нас проникновением в подноготную поверхностных объяснений, которые придумывают люди. Без сомнения, у читателей есть свой список, но моими любимыми юмористами являются Дэйв Барри (Barry, 1994, 1996, 1997) и, конечно же, классик жанра — Марк Твен (Twain, 1906, 1916, 1962, 1972а, 1972b, 1980).

Глава 7 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

 

Инновационные техники, использующиеся в когнитивной реструктурирующей терапии, берут свое начало от теории пер­цептивного сдвига (perceptual shifting theory).

Эти техники сфокусированы на общем восприятии клиента. В то время как в процедурах опровержения, описанных в пре­дыдущих главах, акцент ставится на изменении внутреннего диалога, или собственного языка, клиента, то процедуры пер­цептивного сдвига нацелены более широко — на модификацию основных паттернов, при помощи которых клиенты восприни­мают мир. Этот более широкий фокус относится к паттернам, гештальтам, схемам и ориентирам.

Метод перцептивного сдвига раскрывается в трех главах. В «Основных процедурах» описываются ключевые моменты этой техники. В главе «Транспозиция» для того, чтобы помочь клиентам изменить свое восприятие, предлагается творческое использование рисуночных аналогий. Клиентам показывают неоднозначные картинки и скрытые изображения и просят пе­реключиться с одного образа на другой. После того как они научатся изменять образы в восприятии, они могут применить ту же технику для мысленного изменения убеждений. Глава «Наведение мостов» учит терапевта, как найти те зацепки, с по­мощью которых можно перевести клиента от старых идей к но­вым. Ценности клиента, словесные ярлыки и вызванные тера­певтом ассоциации — все может быть использовано в качестве такого якоря.

В поддержку подхода перцептивного сдвига существует мно­жество доказательств, которыми испещрена литература по пси­хологии. Они заключаются в таких словосочетаниях, как:

 

• Исследование сна и сновидений

• Теория изменения установки

• Двусмысленные картинки

• Гештальт-психология

• Инсайт, ага-опыт

• Условное видение

• Оперантное видение

• Контекстуальная организация в когнитивной психологии

• Драматичные жизненные изменения

• Смежность и сопряженность в классическом обусловливании

• Личностные «смыслы» и понятийные «переключения»

• Религиозные обращения

• «Промывание мозгов»

• Логотерапия

• Наводнение

• Перцептивный фокусинг

• Исследование расщепленных полушарий мозга

• Конструкционисты и рационалисты

• Фронтальное и стволовое функционирование мозга

• Психология визуального восприятия

• Теория умственного развития

• Когнитивная нейрология

• Лингвистические прототипы

• Параллельная и последовательная поразрядная обработка информации

 

Несмотря на то что разные изменяющие восприятие техники сильно отличаются по своей методологии, все они отражают сле­дующие общие положения.

 

1. Мозг выборочно отражает сенсорную и проприоцептивную информацию.

2. Мозг формирует эти данные в паттерны.

3. Паттерны, сформированные мозгом, подвержены влиянию поступающей информации, но остаются отличными от нее.

4. В большинстве случаев эти паттерны заучиваются мозгом так же, как и любая другая информация. Тем не менее некото­рые паттерны являются инстинктивными, они запускают автоматические эмоциональные и поведенческие реакции.

5. Несмотря на то что существует неопределенное число воз­можных паттернов, мозгом используются лишь некоторые персонифицированные схемы.

6. Раз сформировавшись, паттерны имеют тенденцию оставать­ся неизменными до тех пор, пока они не забудутся.

7. Большинство паттернов усваиваются от значимых других (семья, референтная группа, культура).

8. Чем чаще воспроизводится паттерн, тем жестче он становит­ся и тем труднее его удалить или заменить.

9. Паттерны легче формируются и дольше сохраняются в более молодом мозге.

10. Эмоциональные и поведенческие реакции запускаются ско­рее мозговыми паттернами, нежели отдельными стимулами, хотя именно эти стимулы ошибочно считаются единствен­ным источником ответных реакций клиента.

11. При помощи классического и оперантного обусловливания эмоции и действия могут связываться в паттерны.

12. Внешние стимулы могут стать условными по отношению к паттернам. Позднее эти стимулы могут приобрести способ­ность самостоятельно запускать паттерны.

13. Язык и образы — это способы описания паттернов, но пат­терны возникают раньше лингвистичеких или визуальных репрезентаций.

14. Изменение репрезентативных описаний паттернов может из­менить сам паттерн, но их отношения не относятся к типу «один к одному».

15. Паттерны обычно строятся не на логической основе, а на эмо­циональном опыте.

16. Если паттерн не завершен, мозг достраивает его автомати­чески.

17. Некоторые паттерны неизменяемы.

18. Если паттерн не может быть проверен незамедлительно, воз­никает состояние паники.

19. Самый быстрый и законченный метод модификации нега­тивных эмоций и дезадаптивного поведения — изменение паттернов, которые их вызывают.

 

Что конкретно представляют из себя эти паттерны, которые так важны для когнитивной терапии? Прежде всего необходимо понять, что слово «паттерн» употребляется достаточно произ­вольно. Другие термины, включая такие, как «схема», «значе­ния», «темы», «гештальт», тоже могут использоваться, однако «паттерн» имеет более широкий подтекст.

Паттерн — это способ организации мозгом сырых данных, которыми может быть все, что доступно мозгу: информация, по­ступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга, храни­лищ памяти или телесных ощущений. Мозг принимает отдель­ные биты этой информации, которые, если их рассматривать не­зависимо друг от друга, кажутся бессмысленными, и группирует их в паттерны. Эти паттерны упорядочивают мир. Это не просто язык или образы, а то, к чему обращаются клиенты, когда по­дыскивают нужное слово или образ для описания своих мыслей. Существует множество невизуальных и нелингвистических пат­тернов. Мелодия, сыгранная на пианино, останется той же, если даже сыграть ее в другой тональности; точно так же предложе­ние может быть написано разными словами, но нести одно и то же значение. И мелодия, и значение предложения являются пат­тернами, а ноты и слова ими не являются. Есть несколько спосо­бов, которыми мы можем паттерны передавать. Даже живот­ные, у которых нет языка, и слепые люди, не имеющие образно­го представления, пользуются паттернами.

У всех людей есть и невербальные, и невизуальные паттер­ны. Примером может быть лестничный пролет, по которому мы прошли тысячу раз, прежде чем перестали, спускаясь, смотреть на него. Мы начинаем осознавать паттерн, только когда ошиба­емся. Если мы хотим пройти еще одну ступеньку, но их больше нет, мы ударяемся ногой об пол. Только тогда мы понимаем, что паттерн закончился.

На следующих страницах я кратко представляю основные принципы и положения каждой техники, нацеленной на изме­нение паттернов. Я обобщаю те шаги, которые терапевт должен проделать при выполнении техники, привожу примеры успеш­ного ее применения и затем заканчиваю каждое описание полезными комментариями и списком источников дополнительной информации.

Особой оговорки заслуживает один ключевой момент. Исхо­дя из целей данной работы, все техники рассматриваются под­робно и по отдельности. Тем не менее их обособленность друг от друга не должна заслонять пространство, на котором квалифи­цированный психотерапевт может их комбинировать и созда­вать согласованные паттерны для позитивных перемен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...