Комментарий 2. Дополнительная информация. Глава 7 перцептивный сдвиг: основные процедуры
Комментарий 2
«Поиск уважительной причины» похож на понятие «рационализация», которое долгое время употреблялось в психологии. Мы используем это понятие больше как самоподкрепляющуюся когницию; человек верит в ту или иную идею просто потому, что от веры в нее ему становится лучше. Мы противопоставляем это значение более старым психодинамическим взглядам на рационализацию как на защитный механизм или психологическую стратегию, которая позволяет избежать поступления в сознание нежелательной подсознательной информации. Дополнительная информация
Это заблуждение всем хорошо известно (смотрите The True Believers, Bowler, 1986). Наилучшие опровержения для него исходят не от психологов, психиатров, философов, логиков или ученых вообще, а от юмористов. Мы смеемся над их произведениями именно потому, что они поражают нас проникновением в подноготную поверхностных объяснений, которые придумывают люди. Без сомнения, у читателей есть свой список, но моими любимыми юмористами являются Дэйв Барри (Barry, 1994, 1996, 1997) и, конечно же, классик жанра — Марк Твен (Twain, 1906, 1916, 1962, 1972а, 1972b, 1980). Глава 7 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Инновационные техники, использующиеся в когнитивной реструктурирующей терапии, берут свое начало от теории перцептивного сдвига (perceptual shifting theory). Эти техники сфокусированы на общем восприятии клиента. В то время как в процедурах опровержения, описанных в предыдущих главах, акцент ставится на изменении внутреннего диалога, или собственного языка, клиента, то процедуры перцептивного сдвига нацелены более широко — на модификацию основных паттернов, при помощи которых клиенты воспринимают мир. Этот более широкий фокус относится к паттернам, гештальтам, схемам и ориентирам.
Метод перцептивного сдвига раскрывается в трех главах. В «Основных процедурах» описываются ключевые моменты этой техники. В главе «Транспозиция» для того, чтобы помочь клиентам изменить свое восприятие, предлагается творческое использование рисуночных аналогий. Клиентам показывают неоднозначные картинки и скрытые изображения и просят переключиться с одного образа на другой. После того как они научатся изменять образы в восприятии, они могут применить ту же технику для мысленного изменения убеждений. Глава «Наведение мостов» учит терапевта, как найти те зацепки, с помощью которых можно перевести клиента от старых идей к новым. Ценности клиента, словесные ярлыки и вызванные терапевтом ассоциации — все может быть использовано в качестве такого якоря. В поддержку подхода перцептивного сдвига существует множество доказательств, которыми испещрена литература по психологии. Они заключаются в таких словосочетаниях, как:
• Исследование сна и сновидений • Теория изменения установки • Двусмысленные картинки • Гештальт-психология • Инсайт, ага-опыт • Условное видение • Оперантное видение • Контекстуальная организация в когнитивной психологии • Драматичные жизненные изменения • Смежность и сопряженность в классическом обусловливании • Личностные «смыслы» и понятийные «переключения» • Религиозные обращения • «Промывание мозгов» • Логотерапия • Наводнение • Перцептивный фокусинг • Исследование расщепленных полушарий мозга • Конструкционисты и рационалисты • Фронтальное и стволовое функционирование мозга • Психология визуального восприятия • Теория умственного развития • Когнитивная нейрология • Лингвистические прототипы • Параллельная и последовательная поразрядная обработка информации
Несмотря на то что разные изменяющие восприятие техники сильно отличаются по своей методологии, все они отражают следующие общие положения.
1. Мозг выборочно отражает сенсорную и проприоцептивную информацию. 2. Мозг формирует эти данные в паттерны. 3. Паттерны, сформированные мозгом, подвержены влиянию поступающей информации, но остаются отличными от нее. 4. В большинстве случаев эти паттерны заучиваются мозгом так же, как и любая другая информация. Тем не менее некоторые паттерны являются инстинктивными, они запускают автоматические эмоциональные и поведенческие реакции. 5. Несмотря на то что существует неопределенное число возможных паттернов, мозгом используются лишь некоторые персонифицированные схемы. 6. Раз сформировавшись, паттерны имеют тенденцию оставаться неизменными до тех пор, пока они не забудутся. 7. Большинство паттернов усваиваются от значимых других (семья, референтная группа, культура). 8. Чем чаще воспроизводится паттерн, тем жестче он становится и тем труднее его удалить или заменить. 9. Паттерны легче формируются и дольше сохраняются в более молодом мозге. 10. Эмоциональные и поведенческие реакции запускаются скорее мозговыми паттернами, нежели отдельными стимулами, хотя именно эти стимулы ошибочно считаются единственным источником ответных реакций клиента. 11. При помощи классического и оперантного обусловливания эмоции и действия могут связываться в паттерны. 12. Внешние стимулы могут стать условными по отношению к паттернам. Позднее эти стимулы могут приобрести способность самостоятельно запускать паттерны. 13. Язык и образы — это способы описания паттернов, но паттерны возникают раньше лингвистичеких или визуальных репрезентаций. 14. Изменение репрезентативных описаний паттернов может изменить сам паттерн, но их отношения не относятся к типу «один к одному». 15. Паттерны обычно строятся не на логической основе, а на эмоциональном опыте. 16. Если паттерн не завершен, мозг достраивает его автоматически. 17. Некоторые паттерны неизменяемы. 18. Если паттерн не может быть проверен незамедлительно, возникает состояние паники.
19. Самый быстрый и законченный метод модификации негативных эмоций и дезадаптивного поведения — изменение паттернов, которые их вызывают.
Что конкретно представляют из себя эти паттерны, которые так важны для когнитивной терапии? Прежде всего необходимо понять, что слово «паттерн» употребляется достаточно произвольно. Другие термины, включая такие, как «схема», «значения», «темы», «гештальт», тоже могут использоваться, однако «паттерн» имеет более широкий подтекст. Паттерн — это способ организации мозгом сырых данных, которыми может быть все, что доступно мозгу: информация, поступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга, хранилищ памяти или телесных ощущений. Мозг принимает отдельные биты этой информации, которые, если их рассматривать независимо друг от друга, кажутся бессмысленными, и группирует их в паттерны. Эти паттерны упорядочивают мир. Это не просто язык или образы, а то, к чему обращаются клиенты, когда подыскивают нужное слово или образ для описания своих мыслей. Существует множество невизуальных и нелингвистических паттернов. Мелодия, сыгранная на пианино, останется той же, если даже сыграть ее в другой тональности; точно так же предложение может быть написано разными словами, но нести одно и то же значение. И мелодия, и значение предложения являются паттернами, а ноты и слова ими не являются. Есть несколько способов, которыми мы можем паттерны передавать. Даже животные, у которых нет языка, и слепые люди, не имеющие образного представления, пользуются паттернами. У всех людей есть и невербальные, и невизуальные паттерны. Примером может быть лестничный пролет, по которому мы прошли тысячу раз, прежде чем перестали, спускаясь, смотреть на него. Мы начинаем осознавать паттерн, только когда ошибаемся. Если мы хотим пройти еще одну ступеньку, но их больше нет, мы ударяемся ногой об пол. Только тогда мы понимаем, что паттерн закончился. На следующих страницах я кратко представляю основные принципы и положения каждой техники, нацеленной на изменение паттернов. Я обобщаю те шаги, которые терапевт должен проделать при выполнении техники, привожу примеры успешного ее применения и затем заканчиваю каждое описание полезными комментариями и списком источников дополнительной информации. Особой оговорки заслуживает один ключевой момент. Исходя из целей данной работы, все техники рассматриваются подробно и по отдельности. Тем не менее их обособленность друг от друга не должна заслонять пространство, на котором квалифицированный психотерапевт может их комбинировать и создавать согласованные паттерны для позитивных перемен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|