Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовый перцептивный сдвиг. Принципы. Рабочий бланк по перцептивному сдвигу. Пример 1




БАЗОВЫЙ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ

 

Принципы

 

Анализируя человеческие сновидения, ученые из Гарварда (Hobson & McCarley, 1977) открыли некоторые интересные фак­ты о головном мозге, которые не только объясняют функциони­рование мозга во время сна, но и дают некоторое представление о том, как он работает в состоянии бодрствования.

Согласно этому исследованию, мозг делает гораздо больше, чем просто получает, хранит и воспроизводит нейрохимическую информацию. Он трансформирует ее, организуя биты сырых данных в схемы и паттерны. Когда мозг бодрствует, сырые данные ему поставляют органы чувств. Во сне мозг пользуется больше внутренними данными, идущими из кратковременной и долговременной памяти, эмоций и текущей организменной сти­муляции. В обоих состояниях передний мозг упорядочивает ин­формацию, полученную от остального мозга, в согласованные паттерны, синтезируя данные в более крупное целое. Синтези­руемое мозгом во сне называется сновидениями. В бодрственном состоянии — убеждения, установки, мысли.

Многие негативные эмоции возникают из-за того, что клиен­ты постоянно объединяют сырые данные в дезадаптивные пат­терны — сердитые, депрессивные или пугающие. Длительная история подобного искривленного образа 'мыслей, сопровождае­мого сильным эмоциональным возбуждением, делает эти пат­терны преобладающими, так что мозг выбирает из всего репер­туара одни и те же интерпретации, не важно, насколько они уместны в данных обстоятельствах.

 

Метод

 

1. Попросите клиента начертить четыре колонки на большом листе бумаги (см. табл. 7. 1). В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в опреде­ленной ситуации вызывают у него негативные эмоции (на­пример, «Я боюсь летать на самолетах, потому что, если я испугаюсь, все остальные пассажиры это заметят» или «Са­молеты опасны, потому что из них невозможно спастись»). Очевидно, что список не может продолжаться до бесконечно­сти. Тем не менее даже если некоторые мысли кажутся по­вторяющимися, то их лучше включить, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Таблица 7. 1

Рабочий бланк по перцептивному сдвигу

 

 

Мысль/ убеждение   Полезно или нет Ваш хучший аргумент против этой мысли Доказательство из вашего личного опыта, поддерживающее лучший аргумент
         

 

 

2. Во второй колонке помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств.

3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.

4. В последней колонке клиент должен привести доказатель­ство из собственного опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью тера­певта клиент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего жизненного опыта. На­пример, припоминание того, что 20 приступов паники не привели к психическим расстройствам, эффективно опровер­гает ту мысль, что панические реакции ведут к помешатель­ству, и это результат не только использования абстрактной логики, но и личного опыта клиента.

5. Чтобы осуществить актуальный перцептивный сдвиг, кли­енту необходимо как минимум по 30 минут в день медитиро­вать на те критические события прошлого, которые доказы­вают ложность иррациональной темы.

Пример 1

 

За годы, которые я консультировал клиентов, страдающих аго­рафобией, я выделил одно основное ложное убеждение, которое вызывает львиную долю их тревоги: «Я могу потерять контроль над собой». При помощи когнитивных техник, раскрытых в этой книге, клиентам удалось избавиться от этого и других убеждений и замет­но ослабить или устранить приступы паники. Они не моментально изменили свое восприятие, многим пришлось поработать больше года. Но, основываясь на самоотчетах, объективных тестах, пове­денческих критериях и косвенных сообщениях, можно утверждать, что в среднем клиентам удалось значимо снизить тревожность.

Тем не менее даже после успешного смещения центрального убеждения и года без панических проявлений почти все клиенты ощущают остаточную, слабую тревогу, они часто упоминают о том, что сохраняют некоторую бдительность.

Некоторое время назад одна из моих пациенток описала это чувство. Она спросила: «Если паника, которую я испытывала рань­ше, называется агорафобией, то как называется то напряжение, которое я ощущаю сейчас? » Не имея готового ответа, я его при­думал и сказал: «Давайте назовем его Гарольдом». С того времени я многим своим клиентам рассказывал про «Гарольда» и часто использовал это название для описания данного чувства.

Что такое «Гарольд»? Откуда берется это незначительное на­пряжение? Я предполагаю, что «Гарольд» — это постагорафобичес-кое чувство настороженности и напряженности, которое клиенты создают, чтобы защититься от агорафобической паники. «Гарольд» охраняет от потери контроля. Как описывает его один клиент: «Я должен быть начеку и чувствовать малейшее проявление трево­ги, тогда я буду подготовлен к панике. Если я расслаблюсь, паника может подкрасться незаметно».

«Гарольд» похож на часового на посту, который охраняет от агорафобической паники, он бдит еще долгое время после того, как изменилась обстановка. Агорафобия может исчезнуть на несколько лет, и клиенты могут ощущать, что больше никогда не потеряют над собой контроль, но «Гарольд» не засыпает. Часто кажется, что изба­виться от этого защитника от опасности сложнее, чем от самой опасности.

«Гарольд» — не атропоморфная сущность. Как и любой другой страх, он запускается серией мыслей и убеждений, и, как любой страх, он может быть устранен при помощи техники базового пер­цептивного сдвига, как это показано в следующем примере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...