Комментарий. Дополнительная информация. Техники с использованием воображения. Принципы. 3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные лацарусом техники построения образа (lazarus, 1982).
Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмоции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептивный сдвиг.
Дополнительная информация
Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998).
ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ
Принципы
Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, перечисленных в этой книге, задействуют ту или иную форму воображения. В то время как методики оспаривания являются попыткой модификации в большей степени языка клиента, нежели его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что именно необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувствовать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изменение более специфических мыслей.
Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвистических и образных техник, поскольку такая комбинация приводит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.
Метод
1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансформирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргументов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981).
Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на начальных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испытываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по причине их простоты и эффективности.
2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут определить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют способность клиента воссоздавать образы себя и других, прошлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других.
3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные Лацарусом техники построения образа (Lazarus, 1982).
4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррациональных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиентам зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использовать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.
Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, используются для коррекции пассивного, избегающего мышления. («Представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты». )
Расслабляющие образы, включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации.
Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак». )
Образы подетального совладания, которые сфокусированы на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. Например, клиент может поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное завершение каждой из них, начиная с покупки автомобильного каталога для покупателей новых машин и заканчивая удачной покупкой идеального автомобиля.
Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет в воображении человека, который образцово выполняет данное ему задание. К примеру, клиент может проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.
Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему». )
Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хотели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать? »)
Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект? »)
Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего». )
Реконцептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на работе». )
Негативные и позитивные образы — визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый, солнечный день». )
Корректирующие образы исправляют ошибки, допущен- ■ ные клиентом в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова». ) Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от проблемы.
Образы будущего заставляют клиента оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что — ничего незначащим? »)
«Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события. («Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу? »)
Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» события, которые с ним могут произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели? »)
Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов. («Представьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно просите, чтобы вам вернули ваши деньги». )
Представление итоговых последствий требует, чтобы клиенты визуализировали приносящее беспокойство событие через неделю, месяц, год после того, как оно произошло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет переживать ваша девушка восемь лет спустя? »)
Эмпатические представления учат клиента воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относится человек, которого вы обидели? »)
Катарсические образы позволяют клиентам представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга». )
Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела». )
Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности.
(«Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому, что вы сделали? »)
Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить клиента справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д.
Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной. («Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников». )
Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце». )
Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах скрытого наводнения, воспроизводят одну и ту же визуализацию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представлять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете». )
Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа». )
Воображение негативных последствий выявляет неприятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным. («Представьте, что, став известным, вы оказываетесь пойманным в собственном доме, не имея возможности никуда выйти, потому что вас преследуют папарацци». ) Представления, противостоящие искушениям, превращают желанные объекты в неприятные. («Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски бизона». ) Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстраниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее. (Lazarus, 1998. ) («Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас». )
5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.
6. После того как клиент закончит работать с образами, повторно обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к каким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас? »)