Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация. Техники с использованием воображения. Принципы. 3. Если клиент показывает низкие значения по своей способно­сти к визуализации, вы можете попробовать описанные ла­царусом техники построения образа (lazarus, 1982).




Комментарий

 

Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмо­ции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептив­ный сдвиг.

Дополнительная информация

 

Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998).

ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Принципы

 

Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, пере­численных в этой книге, задействуют ту или иную форму вооб­ражения. В то время как методики оспаривания являются по­пыткой модификации в большей степени языка клиента, неже­ли его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что имен­но необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувство­вать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изме­нение более специфических мыслей.

Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвисти­ческих и образных техник, поскольку такая комбинация при­водит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.

 

 

Метод

 

1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансфор­мирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргу­ментов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981).

Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на началь­ных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испы­тываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по при­чине их простоты и эффективности.

2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут опреде­лить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют спо­собность клиента воссоздавать образы себя и других, про­шлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других.

3. Если клиент показывает низкие значения по своей способно­сти к визуализации, вы можете попробовать описанные Ла­царусом техники построения образа (Lazarus, 1982).

4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррацио­нальных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиен­там зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использо­вать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.

  • Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, ис­пользуются для коррекции пассивного, избегающего мыш­ления. («Представьте себе, что вы просите своего началь­ника о повышении вашей зарплаты». )
  • Расслабляющие образы, включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопо­ставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибили­зации.
  • Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противо­поставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак». )
  • Образы подетального совладания, которые сфокусирова­ны на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Исполь­зуя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодо­левает эти небольшие сложности. Например, клиент мо­жет поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное за­вершение каждой из них, начиная с покупки автомобиль­ного каталога для покупателей новых машин и заканчи­вая удачной покупкой идеального автомобиля.
  • Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении со­ставных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет в во­ображении человека, который образцово выполняет дан­ное ему задание. К примеру, клиент может проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.
  • Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве проти­вовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфи­зему». )
  • Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хо­тели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать? »)
  • Представления о вознаграждении подкрепляют реалисти­ческое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект? »)
  • Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего». )
  • Реконцептуализирующие образы изменяют интерпре­тацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на ра­боте». )
  • Негативные и позитивные образы — визуализация нега­тивных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловлива­ние высшего порядка, может изменить эмоциональную ва­лентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теп­лый, солнечный день». )
  • Корректирующие образы исправляют ошибки, допущен- ■ ные клиентом в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова». ) Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от про­блемы.
  • Образы будущего заставляют клиента оглянуться на на­стоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы огля­дываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важ­ным и что — ничего незначащим? »)
  • «Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события. («Что мо­жет произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу? »)
  • Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» собы­тия, которые с ним могут произойти, для того чтобы на­учиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ван­ну? Когда лежите в своей постели? »)
  • Представление ассертивных ответов может быть сопо­ставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов. («Пред­ставьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно про­сите, чтобы вам вернули ваши деньги». )
  • Представление итоговых последствий требует, чтобы клиенты визуализировали приносящее беспокойство собы­тие через неделю, месяц, год после того, как оно произош­ло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет пережи­вать ваша девушка восемь лет спустя? »)
  • Эмпатические представления учат клиента воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относит­ся человек, которого вы обидели? »)
  • Катарсические образы позволяют клиентам представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга». )
  • Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуа­циях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела». )
  • Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности.
  • («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сей­час перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесет­ся к тому, что вы сделали? »)
  • Превентивные образы используются для того, чтобы под­готовить клиента справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем, например, смерть, от­вержение значимым лицом, физическое заболевание, бед­ность и т. д.
  • Негативные подкрепляющие образы вызывают представ­ление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуа­ции еще более ужасной. («Представьте, что, держа в ру­ках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстни­ков». )
  • Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце». )
  • Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах скры­того наводнения, воспроизводят одну и ту же визуализа­цию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представ­лять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете». )
  • Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа». )
  • Воображение негативных последствий выявляет непри­ятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным. («Представьте, что, став известным, вы оказываетесь пой­манным в собственном доме, не имея возможности никуда выйти, потому что вас преследуют папарацци». ) Представления, противостоящие искушениям, превра­щают желанные объекты в неприятные. («Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски бизона». ) Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстра­ниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее. (Lazarus, 1998. ) («Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас». )

5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.

6. После того как клиент закончит работать с образами, повтор­но обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к ка­ким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас? »)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...