Метод. Пример. История Чеда. Комментарий. Дополнительная информация. Рационально-эмотивное воображение. Принципы
Метод
1. Попросите клиента сосредоточиться на ключевом паттерне, связанном с его проблемой, и описать его как можно полнее. Будет идеально, если клиент создаст визуализацию этой темы. 2. После некоторой релаксации, призванной помочь клиенту сконцентрироваться, попросите его снова представить паттерн, но изменив отдельные его компоненты. Вы можете изменить визуальный компонент, эмоциональный или любой другой аспект паттерна. 3. Продолжайте изменять аспекты темы до тех пор, пока клиент не сообщит вам, что не испытывает никакого эмоционального дискомфорта. 4. Как только это произойдет, клиент концентрируется на визуализации элементов измененного паттерна, благодаря которым эмоция была смещена. Необходимо очень подробно его описать. 5. После того как был изолирован ключевой элемент, попросите клиента вернуться к представлению остальных паттернов, изменяя на этот раз элемент так, чтобы эмоции не возникло. Если вы правильно выделили ключевой элемент, клиент должен оказаться в состоянии представлять сцены без какого-либо эмоционального дискомфорта. Пример. История Чеда
Чед — молодой человек 27 лет, обратившийся в консультацию по поводу глубокой депрессии. Это был необыкновенный юноша — умный, креативный, эмпатичный, но не очень удачливый. Основной ошибочной темой Чеда было ощущение своей неполноценности в интеллекте, навыках общения и эмоциональной стабильности. После предварительного обучения релаксации мы сосредоточились на изменении различных аспектов этого представления. Он представил, что был неполноценен во всех аспектах своей жизни, кроме работы, потом — во всем, кроме работы, вечеринок и любовных отношений. Тем не менее Чед чувствовал себя подавленным.
Мы изменили тактику, и ему нужно было представить другую серию образов, в которых он постепенно модифицировал понятие об объективной достоверности своей ущербности. Сначала он вообразил, что его убеждение верно на 100%, что в объективной реальности он неполноценен настолько, насколько он себе это представлял, и мысленно увидел, как он ведет и чувствует себя соответствующим образом. Затем он представил, что его идея верна лишь на 75%. Мы создали так пять образов, в последнем он вообразил, что его убежденность в своей неполноценности абсолютно беспочвенна. Практикуясь, Чед представлял, что он продолжает вести себя, чувствовать и думать так, как будто он был неполноценным, хотя фактически это не подтверждалось. Это упражнение привело его к одному очень важному открытию. Он понял, что его чувства и поведение полностью контролировались его мыслями, а не тем, что подтверждало его никчемность, что только мысли о своей ущербности заставляли его вести себя подобающим образом. Он чувствовал и вел себя абсолютно одинаково как на уровне 25% достоверности, так и на уровне 75%. Истинность или ложность его мыслей не влияли на его поведение и эмоции, имело значение только его убеждение. Отделив фактическую достоверность и ложность от своих представлений о ней, Чеду удалось возвратиться к исходному гештальту и понять свою ошибку. Он принимал свое неудачное поведение за доказательство своей неполноценности, но процесс постепенной модификации показал ему, что независимо от того, как он вел себя и чувствовал, правда, основанная на доказательствах, не имеет никакого отношения к его восприятию. Комментарий
Обычно терапевт не знает наперед, каким может быть проблемный компонент в каждой конкретной схеме клиента. Тем не менее, чтобы увидеть и отделить нужный компонент, он может проявить гибкость в модификации паттерна.
Дополнительная информация
Мы провели неформальный эксперимент с картинками, похожими на ту, что представлена здесь в качестве примера. На 15 клиентах мы обнаружили, что они могут увидеть альтернативный образ, только пройдя как минимум через четыре модификации. Наш клинический опыт в отношении понятий указывает на сходные результаты. Поступательное преобразование тем и схем описано в работах Bugelski (1970); Dobson and Kendall (1993); Klinger (1980); Lazarus (1971, 1977, 1982, 1989, 1995, 1997, 1998); Sheikh (1983a, 1993b), Sheikh and Shaffer (1979); Singer and Pope (1978); Williams (1996a, 1996b). РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Принципы
Альберт Эллис и другие специалисты в рационально-эмотив-ной поведенческой терапии используют технику под названием рационально-эмотивное воображение (РЭВ) (rational emotive imagery), которая нацелена на изменение восприятия клиента в целом. Она включена в раздел, посвященный трансформации, а не в раздел по опровержению, потому что направлена на общие паттерны мышления, а не на конкретные, индивидуальные когниции. В большей части когнитивных техник, описанных в этой книге, терапевт следует основным процедурам точной идентификации деструктивных идей клиента и затем применяет определенные предписанные упражнения и приемы для того, чтобы облегчить изменение нереалистичного восприятия. В этой роли консультант направляет терапевтический процесс: записывает указания и затем руководит клиентом, когда тот их выполняет. В технике РЭВ указания выписывает клиент, а не терапевт. Терапевт помогает клиенту четко определить источник дискомфорта и глубоко сосредоточиться на ведущей теме этого дискомфорта (например, страхе, чувстве отверженности, чувстве неполноценности, сильного недоверия к другим). Определив доминирующую тему, терапевт предлагает клиенту сосредоточить свою творческую энергию на поиске стратегий по снижению интенсивности центральной темы. Следовательно, в случае сильного недоверия к другим клиент может выбрать наиболее действенную технику опровержения, с помощью которой он будет убеждать себя, что некоторым людям молено доверять больше, чем другим. Он может подчеркнуть необходимость работы над тем, как Заранее определить надежность человека, или над тем, чтобы не раскрываться в вопросах, где его легче всего обидеть. Или он может решить, что ему нужно комбинировать несколько подходов.
Понятно, что успех этого метода зависит от трех факторов: 1) степени успешности клиента в выполнении относительно неструктурированных терапевтических процедур; 2) степени креативности, с которой клиент подбирает когнитивные стратегии; 3) степени вовлеченности клиента в терапевтический процесс. Опытный читатель понимает, что мы произвели небольшую модификацию первоначальной эллисовской разработки этой техники (см. шаг № 7).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|