Комментарий. Дополнительная информация. Поступательная модификация образа. Принципы
Комментарий
Если клиенту слишком легко находить скрытые или двойные фигуры, терапевту могут понадобиться более сложные, чем представленные здесь, рисунки. В таких случаях вы можете продемонстрировать клиенту одну из многочисленных трехмерных иллюстраций. В большинстве случаев клиенты видят только их двухмерную версию. Объясните, что на них можно увидеть трехмерное изображение, если следовать инструкциям и тренироваться. Используйте один из многих имеющихся обучающих методов (особенно ценна в этом отношении работа Horibushi, 1994а, pp. 10, 90-94). Обязательно расскажите клиенту, что существуют две техники, с помощью которых можно увидеть образ — дивергенции и конвергенции (parallel and cross-eyed), — и что каждая открывает различные изображения. Пусть клиенты тренируются с вашей помощью, пока им не удастся увидеть образ, и скажите им, что для нахождения новых убеждений необходимо следовать такому же процессу. Трехмерные изображения имеют более выраженный тренин-говый эффект, чем двойные картинки. Чем больше трехмерных рисунков клиент сможет увидеть, тем проще ему будет рассмотреть совершенно новые изображения. Можете сказать своему клиенту, что, подобным образом увеличивая практику, он более легко и эффективно сможет поменять свои убеждения. Дополнительная информация Рис. 8. 7. Нельзя доверять этому человеку! Поверните книгу на 65 градусов влево, и вы увидите, что на его лице написано «лжец» (liar). Картинка создана Полом Агулом (Blook & Yuker, 1989). Рис. 8. 8. Этот город — Токио. Это можно прочитать, повернув книгу вправо на 90 градусов. Картинка создана Дэвидом Моузером (Blook & Yuker, 1989). Рис. 8. 9. Это карта Средиземного моря (Blook & Yuker, 1989). t
По мнению клиентов, наиболее полезными им показались следующие трехмерные картинки: работы Horibushi (1994a, 1994b), в которых описывается история стереограмм, сопровождаемая впечатляющими рисунками, серия книг «Магический глаз», в которых предложены наиболее доступные изображения. У Андерсона (Anderson, 1994) есть несколько серий иллюзий. Эти книги недорогие, и ваши клиенты могут купить их и тренироваться дома. Worsick (1994) написал сборник интерактивных рассказов с трехмерными иллюстрациями, a Rumor (1994) предлагает видеоматериалы более чем с сотней изображений, которые обеспечат клиентам обширную практику. ПОСТУПАТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗА
Принципы
Для многих клиентов между их старым, иррациональным, убеждением и новым, более полезным, лежит огромная пропасть. Она может быть настолько велика, что клиентам кажется невозможным перескочить от одного к другому. В таких случаях терапевт учит клиента делать постепенные, более мелкие изменения в своих установках, продвигаясь шаг за шагом, так, чтобы деструктивные идеи могли успешно трансформироваться в рациональные. Рисунок 8. 10 иллюстрирует этот процесс. Рис. 8. 10. Меняющийся образ: очертания мужчины-женщины (Gerald Fisher, 1968)
Изображение на этом рисунке постепенно модифицируется из мужского лица (№ 1) в женское тело (№ 8). Давайте предположим, что клиент, видя фигуру № 1, начинает беспокоиться, однако этого не происходит, когда он видит фигуру № 8. Когда может снизиться тревога? На № 4, № 5 или позже? В терапевтических целях клиенту не обязательно переходить к № 8, если вид № 5 убирает тревогу. Дальнейшее перемещение обернется выброшенным терапевтическим временем. Цель постепенного модифицирования — расшатать паттерны клиента лишь в степени, достаточной для устранения источника негативных эмоций. Исходя из этого, с помощью процесса формирования гештальта и повторения клиенты должны быть мотивированы на работу по направлению к исходному паттерну (№ 1), постепенно представляя отсутствие тревоги, так чтобы первоначальное изображение потеряло связь с этой эмоциональной реакцией.
Процесс изменений, отраженный в этой аналогии, точно описывает ощущения клиентов во время перцептивного сдвига. С помощью терапевта они постепенно проходят процесс изменения различных компонентов своих основных установочных структур, пока им не удается изолировать источник дискомфорта, который и привел их к терапевту. Как только эта цель будет достигнута, клиенты обучаются тому, чтобы работать с паттерном без проблемного компонента. Практика — корректирующий элемент. Клиенты должны тренироваться в видении паттерна без проблемного компонента, пока это не станет автоматизмом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|