Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение динамики мнестической деятельности




У психически больных может иметь место и нарушение дина­мики мнестической деятельности. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов.

Мнестическая деятельность таких больных носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в ре­чи. Нарушается динамическая сторона памяти. Подобные нару­шения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями моз­га, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболева­ния или травмы мозга.

Нарушения динамики мнестической деятельности следует рас­сматривать как проявление прерывистости всех психических про­цессов, как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смыс­ле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд ас­пектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе, способность к регуляции собственного поведения, целенаправ­ленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью.

Можно предположить, что нарушение динамики мнестической деятельности является особым и частным случаем проявле­ния истощаемости умственной работоспособности, отражением ее неустойчивости. Нарушение динамики мнестической деятель­ности может коррегироваться через опосредствование - исполь­зование метода пиктограмм. Однако при возникновении чрез­мерной тенденции к опосредствованию сам процесс воспроизве­дения иногда теряет актуальность для больного (из-за опасения, что рисунок не очень точен) и становится менее дифференциро­ванным.

Нарушение динамики мнестической деятельности может вы­ступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчиво­сти. Органические заболевания часто сопровождаются аффектив­ным состоянием больного и аффективной дезорганизацией его деятельности. Это проявляется в забывчивости, неточности ус­воения, сохранения и воспроизведения материала. На состояние мнестической деятельности оказывает влияние и эффективная захваченность больного, что приводит к недифференцированному восприятию и удержанию материала.

Нарушение опосредствованной памяти

Память является сложно организованной деятельностью, зави­сящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов. Психическая болезнь, изме­няя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические про­цессы.

Из работ А. Н.Леонтьева известно, что привнесение фактора опосредствованности улучшает воспроизведение слов. Для ис­следования процесса опосредствования запоминаемого мате­риала используется метод пиктограмм А. Р. Лурия. Основную трудность для испытуемых представляет интеллектуальная опе­рация по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Каждое слово имеет общечеловеческое значение и обла­дает определенной системой признаков. Больному надо выде­лить главные, существенные признаки запоминаемого слова и запечатлеть их в рисунке. Рисунок психически больного челове­ка позволяет увидеть:

наличие или отсутствие истощаемости процессов (мелкость ри­сунка свидетельствует об истощаемости процессов);

депрессию (контурные очертания) или угнетенное состояние (заштрихованный рисунок) и многое другое.

Опосредствованная память связана также с мыслительными операциями. Если по рисунку испытуемый плохо или неправильно воспроизводит слова, то смысл запоминания не соответствует смыс­лу опосредствующих знаков. Смысл рисунка должен соответство­вать смыслу слова, в противном случае это означает, что испытуе­мый не выделяет смысла слова. По воспроизводимому рисунку можно определить и актуализацию испытуемым латентных свойств предметов.

Экспериментальные исследования показали, что у больных с симптоматической эпилепсией выявленные нарушения опосредст­вования связаны с колебаниями их работоспособности. Подобные нарушения у больных эпилептической болезнью объясняются инертностью, тугоподвижностью протекания психических процес­сов и гипертрофированным желанием отобразить все детали ри­сунка.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти, его нарушения особенно проявля­ются у больных с эндогенными заболеваниями (шизофренией). У больного нарушается личностное отношение к окружающему миру. Он запоминает только то, что считает нужным и важным. У боль­ных шизофренией нарушения мотивационной стороны выражаются в запоминании одежды, формы, цвета. Здоровые люди запоминают облик человека. Измененное отношение к окружающему и своим возможностям приводит к распаду структуры психической деятель­ности (А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследования показы­вают, что у больных с различными формами патологии изменяется и закономерность воспроизведения завершенных и незавершенных действий. Так, у больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость и искажение мотивов, не возникал эффект лучшего воспроизведения незавершенных дей­ствий. В норме он равен коэффициенту 1,9; у больных шизофре­нией - 1,1. Напротив, больные с эпилептической болезнью, стра­дающие гипертрофической ригидностью эмоциональных устано­вок, продемонстрировали преобладание незавершенных действий над завершенными (1,8). Эти данные доказывают, что в нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных.

Исследование мышления

Психология мышления является одной из самых разработан­ных областей психологической науки. В отечественной психоло­гии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышле­ние является особой формой человеческой деятельности, фор­мирующейся в практике, когда у человека возникает необходи­мость решить какую-нибудь задачу. Л.С.Выготский неодно­кратно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Это положение, объясняющее внешний характер формирова­ния психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина. В работах П.Я.Галь­перина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция ут­рачивает характер внешнего действия с предметами и произво­дится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря это­му она абстрагируется от конкретных предметных условий и при­обретает обобщенный характер. Происходят специфическое со­кращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М.Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Понимание мышления как деятельности, выросшей из практической и воз­никшей в процессе жизни индивида, находит свое продолжение и обоснование в работах И. П. Павлова, который считал, что в ос­нове мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, фор­мирующаяся в опыте индивида.

Другой известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятель­ность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процес­сы человека (ощущения) являются процессамив том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

Согласно С. Л. Рубинштейну, мышление является деятельно­стью, опирающейся на систему понятий, направленной на реше­ние задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необ­ходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результа­том. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления.

Нарушения мышления

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Неко­торые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. Нарушения мышления могут быть самыми разными. Ис­ходя из структуры мышления, выделяют следующие виды патоло­гии мышления:

нарушение операционной стороны мышления;

нарушение динамики мышления;

нарушение мотивационного компонента мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...