Нарушение динамики мнестической деятельности
У психически больных может иметь место и нарушение динамики мнестической деятельности. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов. Мнестическая деятельность таких больных носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в речи. Нарушается динамическая сторона памяти. Подобные нарушения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболевания или травмы мозга. Нарушения динамики мнестической деятельности следует рассматривать как проявление прерывистости всех психических процессов, как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смысле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд аспектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе, способность к регуляции собственного поведения, целенаправленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью. Можно предположить, что нарушение динамики мнестической деятельности является особым и частным случаем проявления истощаемости умственной работоспособности, отражением ее неустойчивости. Нарушение динамики мнестической деятельности может коррегироваться через опосредствование - использование метода пиктограмм. Однако при возникновении чрезмерной тенденции к опосредствованию сам процесс воспроизведения иногда теряет актуальность для больного (из-за опасения, что рисунок не очень точен) и становится менее дифференцированным.
Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Органические заболевания часто сопровождаются аффективным состоянием больного и аффективной дезорганизацией его деятельности. Это проявляется в забывчивости, неточности усвоения, сохранения и воспроизведения материала. На состояние мнестической деятельности оказывает влияние и эффективная захваченность больного, что приводит к недифференцированному восприятию и удержанию материала. Нарушение опосредствованной памяти Память является сложно организованной деятельностью, зависящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов. Психическая болезнь, изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Из работ А. Н.Леонтьева известно, что привнесение фактора опосредствованности улучшает воспроизведение слов. Для исследования процесса опосредствования запоминаемого материала используется метод пиктограмм А. Р. Лурия. Основную трудность для испытуемых представляет интеллектуальная операция по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Каждое слово имеет общечеловеческое значение и обладает определенной системой признаков. Больному надо выделить главные, существенные признаки запоминаемого слова и запечатлеть их в рисунке. Рисунок психически больного человека позволяет увидеть: наличие или отсутствие истощаемости процессов (мелкость рисунка свидетельствует об истощаемости процессов); депрессию (контурные очертания) или угнетенное состояние (заштрихованный рисунок) и многое другое. Опосредствованная память связана также с мыслительными операциями. Если по рисунку испытуемый плохо или неправильно воспроизводит слова, то смысл запоминания не соответствует смыслу опосредствующих знаков. Смысл рисунка должен соответствовать смыслу слова, в противном случае это означает, что испытуемый не выделяет смысла слова. По воспроизводимому рисунку можно определить и актуализацию испытуемым латентных свойств предметов.
Экспериментальные исследования показали, что у больных с симптоматической эпилепсией выявленные нарушения опосредствования связаны с колебаниями их работоспособности. Подобные нарушения у больных эпилептической болезнью объясняются инертностью, тугоподвижностью протекания психических процессов и гипертрофированным желанием отобразить все детали рисунка. Нарушение мотивационного компонента памяти Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти, его нарушения особенно проявляются у больных с эндогенными заболеваниями (шизофренией). У больного нарушается личностное отношение к окружающему миру. Он запоминает только то, что считает нужным и важным. У больных шизофренией нарушения мотивационной стороны выражаются в запоминании одежды, формы, цвета. Здоровые люди запоминают облик человека. Измененное отношение к окружающему и своим возможностям приводит к распаду структуры психической деятельности (А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследования показывают, что у больных с различными формами патологии изменяется и закономерность воспроизведения завершенных и незавершенных действий. Так, у больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость и искажение мотивов, не возникал эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий. В норме он равен коэффициенту 1,9; у больных шизофренией - 1,1. Напротив, больные с эпилептической болезнью, страдающие гипертрофической ригидностью эмоциональных установок, продемонстрировали преобладание незавершенных действий над завершенными (1,8). Эти данные доказывают, что в нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Исследование мышления Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.
Это положение, объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина. В работах П.Я.Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный характер. Происходят специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип. Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М.Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Понимание мышления как деятельности, выросшей из практической и возникшей в процессе жизни индивида, находит свое продолжение и обоснование в работах И. П. Павлова, который считал, что в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в опыте индивида. Другой известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения) являются процессамив том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.
Согласно С. Л. Рубинштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления. Нарушения мышления Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. Нарушения мышления могут быть самыми разными. Исходя из структуры мышления, выделяют следующие виды патологии мышления: нарушение операционной стороны мышления; нарушение динамики мышления; нарушение мотивационного компонента мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|