Снижение устойчивости внимания
Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания. У психически больных, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание. По методике отыскивания чисел на таблицам Шульте обнаруживаются результаты, превосходящие норму по количеству затраченного времени. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности. У некоторых больных скорость отыскивания чисел может снижаться, а время, затрачиваемое на их отыскивание, - увеличиваться. В некоторых случаях время удваивается за счет того, что больные «теряют» числа на таблице и не видят их. При обследовании методикой В. М. Когана по дифференциации совмещенных признаков было выявлено, что больные по сравнению со здоровыми затрачивают больше времени на раскладывание карточек. Осуществляя две операции одновременно - пересчет карточек и раскладывание их по цвету, - больные значительно больше допускают ошибок. Результаты исследований, проведенных Б. В. Зейгарник, Д.Д.Федотовым, Н. Г. Тихомировой, свидетельствуют об истощаемости и колебании активного внимания больных. У детей с текущими заболеваниями и детей с последствиями поражения ЦНС часто нарушается слуховое внимание, объектом которого является сосредоточение внимания на речевой деятельности. Речь, определяющая опосредствованность внимания, имеет особое значение для развития его устойчивости. Овладевая речью, ребенок учится способам управления своим вниманием. Регулирующая роль второй сигнальной системы делает возбуждение строго направленным и локализованным в коре головного мозга. С помощью речи ребенок обучается специфически человеческому видению мира. Активность речевой деятельности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения. Ребенок становится более внимательным не только к звукам речи, но и к содержанию, смыслу слов. Ребенок учится мысленно представлять себе предметы, их свойства, действия с ними.
По данным Э. И. Леонгард, половина умственно отсталых детей младшего школьного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо словесная инструкция практически не влияет на их деятельность. Произвольное внимание вырабатывается у них с трудом. Уменьшение объема внимания Уменьшение объема внимания - это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Так, например, у умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и, особенно в малознакомых местах. Дети с эпилепсией в силу выраженной инертности протекания психических процессов увязают в многочисленных деталях объектов. Именно это и не позволяет им обеспечивать активным вниманием достаточный объем материала. Дети с шизофренией, скользя по предмету познания, не удерживают объем внимания по другой причине. Удержание объема внимания для них не мотивировано. Удержать объем они не могут, так как идут за выхолощенным смыслом фразы. Их речь, для которой характерны резонерские рассуждения, представляет собой цепочку витиеватых, бессмысленных и бесплодных мудрствований.
По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребенка связана с трудностью, а подчас и с невозможностью осуществить мыслительный синтез. Именно это мы и наблюдаем у большинства детей с отклонениями в развитии. Нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста видит и замечает многое, но и он не способен организовать свое наблюдение. Для расширения объема внимания необходимо не просто вовлечение все большего количества учитываемых признаков, но и их ассимиляция, включение в структуру опыта, иерархизация, что требует сохранности соответствующих механизмов. Нарушение переключаемости внимания Нарушение переключаемости внимания - это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Нарушение переключаемости внимания выражено у различных категорий больных детей по-разному. Дети с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, легко и свободно переключаются с объекта на объект. Однако при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. Легкость, с "которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия. Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например рисовать и рассказывать стихотворение. Исследование индивидуальных особенностей личности Нарушения личности Нарушение личности не носит однозначного характера, оно может выражаться в изменении строения мотивов, их иерархии, смыслообразования, в нарушении самооценки и уровня притязания, нарушениях общения, самоконтроля и саморегуляции. При изучении изменений личности данные, полученные с помощью методик, следует анализировать в связи с исследованием жизни человека. Патопсихологическое исследование личности всегда нацелено на изучение конкретного человека. В патопсихологическом эксперименте должны отражаться реальные жизненные позиции больного.
Методологические основы патопсихологического эксперимента, направленного на исследование личности, заключаются в том, что эксперимент позволяет сформировать особую форму деятельности, в которую включены главнейшие индикаторы деятельностного подхода к личности: мотивированность действий, их целенаправленность, возможность контроля, регуляция и критичность. Результаты патопсихологических исследований личности позволяют выделить следующие нарушения: нарушение опосредствования и иерархии мотивов; формирование патологических потребностей и мотивов; нарушение смыслообразования; нарушение контроля за поведением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|