Памятка: как человечество пришло к своим убеждениям
ПАМЯТКА: КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИШЛО К СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ Некоторые из своих убеждений вы могли приобрести методом проб и ошибок. Представьте себе двух пещерных людей, Зорка и Мервина, живших за миллион лет до нашей эры. Уже глубокая ночь, и оба они сидят в пещере у огня, сжимаясь от ветра и леденящего холода. Вдруг они слышат громкий яростный рев снаружи пещеры. Ясный ум Мервина приходит к выводу, что это саблезубый тигр. Он делает костер выше и хватается за свою дубинку. У Зорка, с другой стороны, ум со странностями. Он решает, что это замаскированный призыв сирены, который может издавать чувственная пещерная женщина. Он накидывает на себя свою новую шкуру антилопы, втирает в волосы медвежий жир и выходит наружу, чтобы вкусить некоторых земных удовольствий. Мервин выживает со своим ясным умом, в то время как Зорк со своими странностями попадает в пасть саблезубому тигру. Вычеркните еще один странный ум и одно причудливое В. Столетия естественного отбора причудливых убеждений, приводящих в пасть к саблезубым тиграм, постепенно были заменены теми, что немного яснее. Со временем мозг древнего человека сформировал менее туманные В; наука возникла из-под покрова интуитивных догадок, исследования заменили безоговорочность авторитета, мышление появилось из слепых догм. Дело уже больше было не только в удаче, авторитетах или откровениях, это был, скорее, вопрос выживания. Дополнительная информация
Джудит и Аарон Бек описали, как когниции представляют каждое из уникальных решений индивидуумом проблемы самообмана для снижения внутреннего давления во имя выживания и проблемы борьбы с внешними препятствиями, устрашениями и требованиями (J. Beck, 1995, A. Beck, 1996).
Социобиология, психобиология и психоэволюция обсуждают вопрос адаптивной функции определенных убеждений, установок и когни-ций (Lungwitz & Becker, 1993; Van Der Dennen & Falger, 1990). Эдвард Вильсон приводит аргументы в пользу того, что биологическая полезность лежит в основе общественных, естественных, гуманитарных наук, религии и философии (Wilson, 1998). Глава 11 ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Когнитивная терапия главным образом основана не на ин-сайте: одного инсайта недостаточно, просто признания того, что та или иная мысль иррациональна, обычно мало для ее изменения. Многие клиенты приступают к терапии, осознавая, что их мысли нелогичны, и все же они не могут должным образом отреагировать на встречающиеся им сильные внешние стимулы. Некоторые техники перцептивного сдвига, такие, как трансформация и наведение мостов, могут привести к резким (с одной попытки) изменениям, но большая часть остальных требуют практики и повторения. Повторение существенно для процесса опровержения. Многие клиенты смутно представляют, как долго надо оспаривать мысль, чтобы изменить ее. Если, например, клиент повторял иррациональную мысль 100 000 раз, часовой диспут незначительно ее ослабит. И все-таки многие клиенты верят, что в состоянии избавиться от мысли за день или два и уж точно не больше, чем за неделю. Они думают, что это возможно, поскольку они знают, что мысль неверна, и поэтому они должны будут легко ее уничтожить. Такие клиенты забывают, что мысли — те же привычки и, как другие привычки, с годами набирают силу. Клиент не сможет за неделю освоить испанский или игру на виолончели, точно так же он не сможет мгновенно переделать свое мышление. Все техники, описанные в данной главе, требуют огромной практики. Сколько необходимо повторений, зависит от конкретного клиента.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Принципы
Контраргументы можно запомнить тем же способом, что и иностранные слова, повторяя их снова и снова до тех пор, пока они не будут использоваться автоматически. Не используйте аргументы, которые клиент запоминает с трудом. Запоминание опровержений ускоряется в процессе дискуссии. Сначала клиент не сможет воспроизводить доводы, пока иррациональная мысль появляется и исчезает, но с практикой они могут стать второй натурой, как это показано ниже.
А________В ________Се _________ время ____________________Д
А = ситуация В = иррациональная мысль или убеждение Се = эмоциональная реакция D = дискутирование, или оспаривание
С практикой контраргумент смещается во времени, все больше приближаясь к прерыванию иррациональной мысли.
А____________ В _________Се________________________________________Д
А В Се Д
А_____________В__________Се___________________Д
Когда клиент очень хорошо усвоит контраргументы, дискуссионные доводы (D) будут возникать автоматически между А и В, предотвращая негативные эмоции. А------------ D Метод 1. Попросите клиента сделать набор карточек. На одной стороне каждой карточки он должен написать иррациональную мысль и оценить по шкале от 1 до 10, насколько сильно он в нее верит. 2. На обратной стороне карточки клиент должен записать как можно больше контраргументов. 3. Скажите клиенту, что он должен читать карточку по несколько раз в день, каждый день добавляя новый контраргумент. На лицевой стороне карточки необходимо отмечать любые изменения в степени силы данного убеждения. 4. Чтение карточек в течение шести недель обычно снижает силу убеждения клиента по крайней мере наполовину.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|